Маркетинговые технологии в сфере шоу-бизнеса

Разработка новых товаров. Новыми в сфере шоу – бизнеса могут быть качественно совершенно новые товары. К новым можно отнести товары, несущие в себе существенные изменения, товары рыночной новизны, товары новой сферы применения.

В разработке новых товаров участвуют сценаристы, режиссеры, художники, конструкторы, видеоинженеры, продюсеры, композиторы, артисты, модельеры, звукооператоры, музыканты… Для каждой группы товаров разработаны и постоянно совершенствуются присущие им технологии и методики. Производство одних товаров занимает дни, других – недели, третьих – месяцы. Самым длительным по времени выступает «разработка» нового артиста – исполнителя, на обучение и творческое становление которого требуются годы.

Товару, рожденному в сфере шоу - бизнеса, полагается иметь название, лучше, конечно «марочное». Принято считать: чем необычнее название, тем больше будет ажиотаж, словно быть просто Лидией Руслановой или Леонидом Утесовым неприлично.

Большое значение в успехе предложенного рынку «шоу-товара» имеет имидж разработавшей его фирмы.

Ценообразование в сфере шоу – бизнеса – самый сложный и серьезный вопрос. В сфере шоу – бизнеса сложилась несколько иная, чем, например, в промышленном производстве, система финансирования производственной деятельности. Здесь сначала надо определить источники поступления средств, а уж затем планировать производство продукта.

Арендная плата, авторский гонорар, прокатные услуги, транспортные расходы - все это находит свое отражение в едином документе - смете. На стоимость товара влияют состояние денежной сферы, соотношение «спрос - предложение», абсолютная величина издержек.

Сбытовая политика в сфере шоу – бизнеса имеет не только свои сложности, но и определенные традиции. Ангажемент, антреприз, бенефис, гастроли, дивертисмент, импресарио, карнавал, кавалькада, представление – все это и многие другие понятия давно и хорошо всем знакомые. Этот перечень дополнен понятиями менеджер, продюсер, маркетолог, промоутер, диджей. Вопросы сбыта решаются с использованием как старых, так и новых понятий.

Формирование сбытовой сети в сфере шоу - бизнеса – дело тонкое и трудоемкое. На первом месте здесь должны стоять конечные потребители.

Продвижение товаров в сфере шоу – бизнеса содержит в себе все без исключения элементы коммуникационной политики: информационно – рекламную деятельность, паблисити, паблик - рилейшинз. Успех всякого проекта зависит с самого начала от характера и содержания контактов руководителей и менеджеров шоу – фирм с маркетинговой средой - посредниками, государственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями, движениями, спонсорами, поставщиками.

К управлению маркетингом в сфере шоу – бизнеса привлекаются самые разнообразные специалисты. Среди них: агенты, персональные менеджеры, бизнес – менеджеры, промоутеры, продюсеры. Наиболее распространенная деятельность в шоу – бизнесе - это издательская деятельность, прежде всего, производство музыкального продукта носителя.

Важно еще раз подчеркнуть, что успех товара на рынке во многом зависит не только от исполнителя, но и продюсера – человека, который определит концепцию будущего альбома, выбирает студию звукозаписи, соответствующую заданной концепции, отслеживает заданный материал во время записи, сводит его и готовый продукт предоставляет издательской фирме, которая впоследствии распространит конечную продукцию через радио, эфирное и кабельное телевидение, прессу, Интернет.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Попробуйте самостоятельно дать определение термину «шоу-бизнес».

2. Какова современная ситуация в шоу-бизнесе.

3. Нарисуйте психологический портрет успешного менеджера в сфере шоу-бизнеса.

4. Придумать новый товар, написать текст его презентации.

Литература:

1. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально – культурной сфере. – Омск: Омич, 2000. – 288с.

2. Переверзев М.П., Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учеб. Пособие/ Под ред. М.П. Переверзева. – М.:ИНФРА – М, 2012. – 192 с. – (Высшее образование).

Принцип делового общения

Основные понятия и термины по теме:Деловое общение.

План изучения темы:

1. Правила подготовки и проведения деловой беседы.

2. Цели и задачи делового общения.

Правила подготовки и проведения деловой беседы

Практически все дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи речевых взаимодействий между людьми.

В жизни любой организации или предприятия эти виды делового общения занимают важное место. Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого — вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода. Между собой их сближают такие моменты, как ориентация на интересы работы, спланированность, некоторый формализм языка, т.е. все то, что придает деловой характер этим речевым взаимодействиям. Вместе с тем деловые беседы, деловые совещания и телефонные разговоры можно рассматривать как самостоятельные виды деловой коммуникации. Они отличаются друг от друга не только целями, ради которых проводятся, формой контакта, но и числом участников, что предопределяет социально-психологические особенности их организации и проведения.

Прежде чем перейти к более подробной характеристике деловых бесед и совещаний, выделим некоторые организационные и психологические особенности делового общения, которые во многом определяют речевое поведение деловых партнеров и отличают его от общения вне деловой среды.

Для каждого из нас очевидно, что разговор между сотрудниками одной и той же организации, обсуждающими, деловой вопрос, или разговор между руководителем и подчиненным принципиально отличаются от разговоров между этими же людьми вне служебных рамок.

Деловое общение— это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т.д.), т.е. цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения (в отличие от личности? ориентированного общения, предметом которого выступает именно характер отношений между его участниками). Принципы деятельности любой социальной организации (фирмы, учреждения) накладывают определенные ограничения на поведение людей. Отметим среди них следующие:

1.Достаточно жесткая регламентация целей и мотивов общения, способов осуществления контактов между сотрудниками, которая объясняется тем, что за каждым работником в организации нормативно закрепляется стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей, которому он должен следовать. Поэтому психологически деловое общение оказывается в значительной степени формализованным, отстраненным, «холодным».

Соответственно в отношении речевого поведения ожидается, что обмен сведениями между сотрудниками носит не личный характер, но подчинен прежде всего совместному решению служебной задачи.

2. Иерархичность построения организации:

между подразделениями и сотрудниками закрепляются отношения подчинения, зависимости, неравенства. Одним из следствий действия этого принципа для речевой коммуникации оказывается проблема условий передачи точной и по возможности полной информации по звеньям иерархической пирамиды и соответственно эффективности обратной связи.

Так, эффективность распространения деловой информации «по горизонтали» (т.е. между отделами, подразделениями или сотрудниками одного уровня), как правило, очень высока. Люди, работающие на одном и том же уровне, понимают друг друга «с полуслова», им не требуется детальное и подробное объяснение сути задачи.

Эффективность вертикальной коммуникации (т.е. вверх и вниз по иерархическим уровням) значительно ниже. По некоторым данным, лишь 20—25% информации, исходящей от высшего управленческого звена, доходит непосредственно до конкретных исполнителей и правильно ими понимается. Отчасти это объясняется тем, что на пути прохождения информации от источника (говорящего) к адресату в любом иерархически организованном управлении присутствуют звенья-посредники. Посредниками могут становиться линейные руководители, секретари, ассистенты, канцелярские работники и др. Устные сообщения при передаче с одного уровня на другой (как вниз, так и вверх) могут быть сокращены, отредактированы, искажены прежде, чем они дойдут до получателя (эффект «испорченного телефона»).

Другая причина, вызывающая низкую эффективность вертикальной коммуникации, связана с убеждением, распространенным среди некоторых руководителей, что подчиненным вовсе не обязательно

знать о положении дел на предприятии в целом, они должны выполнять поставленные перед ними задачи, исполнять принятые решения и не задавать лишних вопросов. Однако, как установлено психологией восприятия, человек будет действовать осмысленно, если он знает не только выполняемую им конкретную операцию, но и видит более широкий контекст, в который она вписана. Если конкретные исполнители лишены сведений такого рода, они начинают искать ответы самостоятельно, при этом искажая и домысливая имеющуюся информацию.

Стремление учесть эти особенности служебно-деловой коммуникации проявляется, с одной стороны, в требовании письменной фиксации распоряжений, решений, приказов, а с другой — в признании деловых бесед важнейшим средством повышения эффективности обратной связи в организации.

3. Мотивация труда как условие эффективной деятельности организации или предприятия. Необходимость в особых усилиях по стимулированию труда может быть отчасти объяснена объективной противоречивостью поведения и самоощущения человека в организации: в деловом общении он выступает одновременно как конкретная целостная личность и как представитель организации, т.е. носитель определенных профессионально-ролевых функций. В случае, если его потребности как личности не удовлетворяются в процессе его деятельности в организации или его собственные идеи и стиль поведения не совпадают с групповыми нормами, может возникнуть внутриличностный конфликт, снизиться интерес к выполняемой работе. Конфликты такого рода часто оказываются темой обсуждения между сотрудниками, а иногда причиной проблемных бесед между руководителем и подчиненным.

Наряду с такими способами мотивации труда персонала, как различные виды морального и материального поощрения, продвижение по службе, повышение квалификации за счет организации и др., огромное мотивационное воздействие могут оказывать беседы руководителя с подчиненными: критические оценки, форма постановки задач, ответы руководителя на вопросы; они могут либо помогать сотрудникам ориентироваться в своей деятельности, побуждать их работать успешнее и прибыльнее, либо препятствовать этому.

Требования к речевой коммуникации в деловой среде могут быть сформулированы следующим образом:

• Четко определяйте цели своего сообщения.

• Делайте сообщение понятным и доступным для восприятия разными группами работников: находите конкретные иллюстрации общих понятий, развивайте общую идею, используя яркие примеры.

• Делайте сообщения по возможности краткими и сжатыми, отказывайтесь от излишней информации, привлекайте внимание сотрудников лишь к тем проблемам, которые касаются их конкретно.

• В разговоре с сотрудниками следуйте правилам активного слушания, демонстрируйте им сигналы вашего понимания и готовности к совместным действиям.

Таким образом, приведенные правила в равной мере должны соблюдаться как в разговоре между двумя деловыми собеседниками, так и при групповом общении. В то же время их использование и конкретное проявление в деловой беседе и на деловом совещании имеет свои особенности.

Деловая беседа — это разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный арактер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.

В теории управления беседа рассматривается как вид делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жестко структурированы и, как правило, ведутся между представителями разных организаций (или подразделений одной организации), деловая беседа, хотя всегда имеет конкретный предмет, более личностно ориентирована и чаще происходит между представителями одной организации.

Наши рекомендации