Особенности предпринимательства в социально культурной сфере
Рыночные преобразования, проводимые в стране, привели к значительным изменениям. Если раньше крупные отрасли национальной экономики стремились иметь собственные объекты социально – культурной сферы, то теперь данная сфера все больше становится предметом заботы местных органов власти, а отраслевые хозяйственные структуры ориентируются на развитие собственной корпоративной культуры.
Многолетняя практика развития хозяйственного пространства такова, что корпоративная культура в нем всегда была тесно связана с общей культурой и поддерживалась не только органами государственной власти и управления, но и крупными отраслями национальной экономики. Это позволяло обеспечить взаимопроникновение культур на большой территории страны, во многом способствовало формированию корпоративной культуры и сохраняло социальную стабильность на всем пространстве государства.
Функционирование сферы культуры все больше связывается с достижением большей самостоятельности и ориентации учреждений культуры на местный уровень культурно-досуговых услуг; происходит формирование центров по территориальному принципу, укрупнение муниципальных учреждений культуры за счет вхождения в них библиотек и культурно-досуговых учреждений, ликвидации части учреждений в связи с малочисленностью населенных центров. Расширяется база культурной политики на местах - к управлению сферой культуры добавляется туризм, молодежная политика, спорт, инновационные проекты.
Сегодня отчетливо осознано, что социально-культурная среда может носить коммерческую направленность, а определенные культурные ценности востребованы и пользуются платежеспособным спросом. Поэтому наблюдается весьма активное использование социально- культурного пространства в бизнесе. Здесь можно говорить о следующих направлениях бизнеса:
- Образовательная среда. В ней частичная система образования завоевывает все большее пространство. Особенно это заметно по высшей школе. В то же время следует признать, что качество платного образования в России сегодня значительно ниже, чем образования бюджетного. Это вызвано разными причинами, среди которых назовем очевидную: наиболее сильные и подготовленные учащиеся и студенты имеют возможность попасть на бюджетные места. Что касается частных школ, то здесь идет борьба за клиентов, а это значит, что снижение оценок, пусть и заслуженное, приводит «отток» «покупателей»;
- Концертная деятельность. Здесь важной стала «упаковка» товара, т.е. раскрученность артистов и театральных коллективов методами PR. Мы видим как эстрада, в том числе и далеко не самая качественная, активно вытесняет классику, а посредственность с хорошо продвинутым имиджем превращается в «звезду»;
- Спорт. Мы живем в эпоху, когда спорт превращен в шоу, когда спортивные клубы могут быть бизнесом. Искусственно подогревается ажиотаж вокруг некоторых видов спорта. Поддерживаются фанатские образования. Успешно функционируют фитнес-клубы, бассейны, работающие на платной основе, а также торговля спорттоварами;
- Зрелищные мероприятия. Активно используются в рекламных целях и тем самым приносят организаторам и владельцам большой доход. Отметим, что многие виды спорта существуют в нашей стране благодаря рекламе. Шоу-бизнес как носитель рекламы - типичная сторона предпринимательства в социально- культурной сфере;
- Социально - культурная деятельность. Бизнес заинтересован в сотрудничестве с СКС. Осуществление коммуникативной политики невозможно без обращения к социально- культурным технологиям. Так, например, формирование и продвижение имиджа и репутации фирмы, спонсорство, патронаж, и благотворительность.
Бизнес и культура в современном обществе предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Только общество, в котором сложились и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры способно к саморазвитию и саморегуляции.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Перечислите и опишите формы организации предпринимательской деятельности.
2. Коммерческая деятельность учреждения культуры - временная вынужденная мера или необходимый элемент менеджмента?
3. Использование социально-культурного пространства в бизнесе.
4. В чем заключается особенность предпринимательства в социально – культурной сфере?
Литература:
1. Переверзев М.П., Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учеб. Пособие/ Под ред. М.П. Переверзева. – М.:ИНФРА – М, 2012. – 192 с. – (Высшее образование).
4. Щекова Е.Л., Тульчинский Г.Л., Евланов В.Н., Новаторов Э.В. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум: Учебное пособие/ Под ред. Е.Л.Щековой. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012.- 160 с.
Технология планирования в сфере культуры
План изучения темы:
1. Виды планов в сфере культуры.
2. Организация плановой деятельности (этапы планирования).
3. Методы планирования.
Основные понятия и термины по теме:
Планирование во многом занимает центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материальное и прочее обеспечение даются под конкретные планы. Содержанием запланированной деятельности и возможностями ее обеспечения определяется тип организационной структуры фирмы, а значит — соответствующие требования к персоналу и в зависимости от этих требований — способы подбора, расстановки и дальнейшей работы с кадрами, определяющими, в свою очередь, характер и способы учета и контроля. Эту связь (определение целей и путей их достижения) можно представить в виде последовательности:
- Содержание деятельности;
- финансирование и другое обеспечение;
- организационная структура;
- требования к персоналу;
- подбор, расстановка, стимулирование кадров;
- система учета, отчетности и контроля.
Виды планов в сфере культуры
Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры, различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны. По содержанию планируемой деятельности различаются планы культурно-досуговой деятельности, финансирования, повышения квалификации и т. д. Планы могут быть посвящены какому-то одному виду деятельности — в этом случае это будет тематический план, или ряду направлений работы — комплексный план или программа.
В зависимости от уровня принятия планового решения планы различаются на федеральные, республиканские, областные и краевые, районные и городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные.
В зависимости от степени директивности, т. е. обязательности выполнения, различаются планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению). В директивных планах содержится четкое определение заданий в цифровых показателях с указанием точных сроков выполнения.
Прогнозные планы представляют собой выявление наиболее вероятных тенденций развития сферы, сети или фирмы. Они являются теоретической предпосылкой принятия конкретных плановых решений директивного и рекомендательного характера.
В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они различаются на перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные). Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет. В сфере культуры такие планы обычно разрабатываются на федеральном и региональном уровнях (планы развития сферы, сети учреждений, долгосрочные программы и т. п.). В таких планах указываются обычно наиболее общие показатели, характеризующие деятельность учреждений на планируемый период. Среднесрочное планирование охватывает период от 1 года до 5 лет (включительно) и отличается обычно большей детализацией. К краткосрочным относятся планы, разрабатываемые на срок до 1 года включительно, а также оперативные планы. В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю.
Поэтому краткосрочные планы называются также планами текущей работы. Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений. Наиболее полно деятельность учреждения культуры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая детализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных, месячных (календарных) и других оперативных планах работы. К оперативным относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день, а также оперативные индивидуальные планы.
Следует различать также стратегические и тактические планы. Цель стратегии — удостовериться, что фирма находит и развивает перспективные виды деятельности, сокращая и сворачивая слабые.
Следует внести некоторые уточнения в содержание понятий «программа», «проект» и «план». Все они относятся к плановой документации, но отличия довольно очевидны. В проекте определяется деятельность, направленная на получение некоего конечного результата, создания некоторого конечного продукта (диск, концерт, выставка, спектакль, издание). В программе координируется деятельность ряда соисполнителей, интегрируются их силы, средства на какую-то перспективу. В этом смысле программа может включать в себя множество проектов. План же определяет содержание работы конкретной структуры (фирмы, подразделения, службы) на какой-то период (год, месяц, неделю, день) — при этом речь может идти о работе, связанной на этот период с реализацией нескольких проектов и программ.
В содержании проектов и программ должны быть представлены:
- проблема, вызывающая необходимость разработки программы;
- идея решения проблемы (проблем), предлагаемая в данной программе;
- цель (цели), т. е. конкретные представления о желаемом результате программы;
- задачи, которые необходимо решить для достижения каждой цели;
• содержание, т. е. перечень конкретных работ с указанием сроков их выполнения и т. д.;
- обеспечение (финансовое в виде сметы или баланса, материально-техническое, организационное, кадровое, информационное и т. п.), необходимое для реализации программы.
Только наличие всех этих компонентов позволяет рассматривать соответствующий документ в качестве программы и проекта.
В качестве программы реализации конкретного проекта используется бизнес-план, который представляет собой необходимый набор документов, фактов, анализ информации, оценка рынка, собранных в единый документ, дающий возможность в случае его одобрения и поддержки получить кредит, а следовательно — начальный капитал для развития фирмы, программы или разового мероприятия.
Организация плановой деятельности (этапы планирования)
Разработка любого плана или программы представляет собой деятельность, организованную определенным технологическим образом. С организационно-технологической точки зрения планирование состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи. Это организационно-подготовительный этап, этап разработки проекта плана, этап согласования и утверждения плана, этап пропаганды плана и организации контроля исполнения.