Прекращение договора возмездного оказания услуг

П. 1 ст. 782 ГК РФ устанавливает, что по договору возмездного оказания услуг заказчик вправе отказаться от договора, возместив исполнителю фактически понесенные последним расходы.

Сравнение с договором подряда

Исполнителю также предоставляется право на отказ от договора с тем, что тогда речь идет о полном возмещении убытков, причиненных его отказом (п. 2 ст. 782 ГК). При этом следует обратить внимание на их характер: в отличие от компенсационных убытков, вызванных необходимостью компенсировать порожденные нарушением договора последствия, в данных обстоятельствах подразумеваются прежде всего убытки, аналогичные тем, которые имеют основанием незаключение договора.

Таким образом, под особой защитой оказывается заказчик. Если он откажется от договора, неблагоприятные последствия этого ограничиваются необходимостью возместить понесенные исполнителем расходы. Напротив, если в роли отказавшейся стороны выступает исполнитель, ему придется возместить заказчику убытки в полном объеме.

39 вопрос:
Понятие транспортных договоров

Перевозка (в широком значении) - это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.

Договор перевозки относится к так называемым транспортным обязательствам.

Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство. В настоящее время основными актами, регламентирующими транспортные отношения, являются:

1. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ;

2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";

3. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207);

4. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001);

5. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ.

Транспортные отношения не всегда строятся по классической двусторонней схеме: грузоотправитель - перевозчик. Перевозка груза по своей конструкции, как правило, предусматривает участие третьего лица - грузополучателя. Например, в купле-продаже (поставке) продавец может являться грузоотправителем, а покупатель - грузополучателем. На ясную и простую конструкцию купли-продажи "накладывается" договор перевозки, усложняя, в т.ч. многочисленными рисками, получение сторонами экономического результата сделки. В определенный этап развития комплексных правоотношений продажи между продавцом (грузоотправителем) и покупателем (грузополучателем) на первый план выступает надлежащее исполнение договора перевозки.

Гражданский кодекс устанавливает основное правило, что условия перевозки, а также ответственность сторон определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Виды транспортных договоров

К транспортным договорам относятся:

1) договоры об организации перевозок грузов;

2) договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа:

· железнодорожная перевозка;

· автомобильная перевозка;

· воздушная перевозка;

· воздушный чартер;

· морская перевозка;

· перевозка по внутренним водным путям.

Договоры буксировки.

Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу) - порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).

Условия договора перевозки должны содержаться в соот­ветствующем транспортном документе:

· на железнодорожном, речном и воздушном транспорте — в накладной;

· на морском транспорте — в на­кладной или коносаменте;

· на автомобильном транспорте — в транс­портной накладной или акте замера (взвешивания).

Составление и вы­дача грузоотправителю накладной или иного перевозочного доку­мента одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Особо выделяются договоры перевозки транспортом общего пользо­вания, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организа­ция, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица, оформляемые публичными договорами.

Наряду с договором перевозки конкретного груза широко исполь­зуются также договоры об организации перевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспече­нию перевозок грузов.

По договору об организации перевозки груза перевозчик обязуется в ус­тановленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевоз­ке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК). Такие договоры носят дол­госрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок гру­зов. К ним относятся:

· навигационные договоры — на морском и речном транспорте;

· специальные договоры — на воздушном транспорте;

· годо­вые договоры — на автомобильном транспорте.

Важнейшую юридическую особенность отношений по пере­возкам пассажиров, грузов и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обяза­тельств. Так, обязательственные отношения между грузоотправителем и перевозчиком не сводятся к договору перевозки конкретного груза. Они возникают уже на стадии подачи транспортных средств под погруз­ку и предъявления груза к перевозке. Основанием их возникновения яв­ляются:

· при систематических перевозках и долгосрочных отношениях сторон — договоры об организации перевозок;

· в иных случаях — догово­ры перевозки (договор фрахтования (чартер) на морском и воздушном транспорте) или договоры, заключаемые путем принятия перевозчиком заявки (заказа) грузоотправителя.

Лишь собственно транспортировка груза охватывается договором перевозки груза, исполнение которого (при выдаче груза получателю в местах общего пользования) является основанием прекращения отношений по перевозкам. Но и указанная система отношений характерна лишь для элемен­тарной организации перевозочного процесса. В реальном имуществен­ном обороте для оформления грузовых перевозок используются более сложные схемы правоотношений. В частности, нередко грузоотправи­тели заключают с автотранспортными организациями или с товарны­ми (экспедиционными) конторами других видов транспорта договоры централизованной перевозки грузов на станции, в порты (на приста­ни), аэропорты. Между транспортными организациями заключают­ся договоры об организации работы по обеспечению перевозок гру­зов (например, договор на централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) аэропорты). При пе­ревозках грузов по единому транспортному документу между транс­портными организациями различных видов транспорта заключаются соглашения о порядке организации перевозок грузов в прямом сме­шанном сообщении.

Все эти договоры порождают гражданско-право­вые обязательства между участниками перевозочного процесса — гру­зоотправителем, перевозчиком, иными транспортными организация­ми, грузополучателем.

Договор фрахтования (чартер), по которому одна сторона (фрах­товщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспорт­ных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов, пас­сажиров и багажа (ст. 787 ГК), отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по пре­доставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов, что предопределяет и специфику содер­жания этого обязательства. Более того, договорные отношения между грузоотправителем (гру­зополучателем) и перевозчиком возникают уже при подаче грузоотпра­вителем заявки (заказа) на перевозку груза и принятии ее перевозчиком (п. 1 ст. 791 ГК), т.е. до заключения договора перевозки груза. Из факта ее принятия перевозчиком вытекает его обязательство подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправи­теля предъявить соответствующие грузы к перевозке. Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора: договора перевозки, до­говора об организации перевозок либо из договора, заключаемого пу­тем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя.

Наши рекомендации