Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд – разновидность договора поставки. Этим договором оформляется закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор статьями ГК РФ, посвященными специально этому договору, а также статьями, посвященными договору поставки, и специальными законами: «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; «О государственном материальном резерве»; «О государственном оборонном заказе».

Подгосударственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в которых участвует Российская Федерация, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ и некоторые другие.

Подмуниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Существенные отличия государственного или муниципального контракта (договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд) от иных видов договора купли-продажи:

1. покупателем является государственный орган — государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;

2. договор — государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке:

3. предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов);

4. порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;

5. государственный или муниципальный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;

6. законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров;

7. споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

Существенные условия контракта и договора: предмет и срок.

Общие положения о поставке применяются к данному договору, если правилами о нем не установлено иное.

Сроквыполнения действий по заключению договора ограничен законом: он определен либо в 30, либо в 20 дней.

Цена товара – рыночная, финансирование поставок товара происходит за счет бюджетных средств и внебюджетных источников РФ.

Участниками договора этого типа являются:

• заказчик (в роли его выступают либо исполнительные органы власти, либо организации, уполномоченные ими);

• поставщик (в этой роли выступают предприниматели);

• получатель товара (покупатель).

Предметом договора являются вещи, определяемые родовыми признаками (только российского производства); потребность в заказываемых вещах выявляется из государственных программ; форма этого договора должна быть всегда только письменная; оформляется этот договор двумя документами:

• государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд – договором между заказчиком и поставщиком о передаче товара либо самому заказчику, либо указанному им получателю (покупателю);

• договором поставки для государственных или муниципальных нужд – договором между поставщиком и получателем (покупателем), заключаемым на основе контракта о передаче поставщиком товара покупателю. Промежуточным документом между ними является извещение заказчика покупателю о прикреплении его к поставщику.

Порядок заключения договора

Государственный или муниципальный заказчик разрабатывает проект государственного контракта и отправляет его поставщику. При этом поставщик:

§ не позднее 30-дневного срока со дня получения подписывает и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне;

§ при наличии разногласий составляет соответствующий протокол разногласий, который отправляют заказчику;

§ отказывается от заключения государственного или муниципального контракта.

Государственный или муниципальный заказчик в течение 30 дней рассматривает протокол разногласий и уведомляет поставщика о принятии государственного или муниципального контракта в редакции поставщика или об отказе заключения контракта.

Если поставщик является обязательным поставщиком, то при наличии разногласий контракт в течение 30-дневного срока передается на рассмотрение в суд.

Если государственный или муниципальный контракт заключен по итогам проведения конкурса, то он должен быть заключен не позднее 20 дней со дня объявления результатов конкурса.

В случае отказа покупателя от товара или от заключения договора государственный или муниципальный заказчик обязан в течение 30 дней прикрепить к поставщику другого покупателя, направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товара либо сам выступить получателем товара (с обязанностью оплатить).

Если государственный или муниципальный заказчик указанное условие не выполняет, поставщик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика принятия товара (и его оплаты) либо реализовать товар по своему усмотрению с отнесением разумных расходов по реализации товара на государственного или муниципального заказчика. Убытки, причиненные поставщику в связи с неисполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению в течение 30 дней.

Поставщик обязан уплатить штраф в размере стоимости товара, определенной в проекте контракта, в случае необоснованного уклонения от заключения госконтракта на поставку товара для федеральных нужд (п. 2 ст. 5 ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и других законов), а в случае поставки недоброкачественных или некомплектных товаров уплатить штраф в размере 20 % стоимости забракованных товаров (п. 5 ст. 16 ФЗ «О государственном материальном резерве»).

В процедуре заключения договора поставки для государственных нужд можно выделить следующие этапы:

• определение государственных или муниципальных нужд в товарах определенного вида;

• выдача заказа на поставку товара заказчику;

• размещение заказчиком заказа (оно может происходить на конкурсах);

• заключение контракта между поставщиком и заказчиком;

• направление заказчиком получателю товара (покупателю) извещения о прикреплении его к определенному поставщику;

• заключение договора поставки между поставщиком и покупателем на основе извещения заказчика.

Нарушения, допущенные покупателем:

• невыборка товаров покупателем в обусловленный срок;

• непредставление покупателем отгрузочной накладной;

• неоднократная просрочка оплаты товаров покупателем.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта или договора поставки для государственных или муниципальных нужд одной из сторон она возмещает другой стороне убытки (ст. 15, ст. 393 ГК РФ). Ответственность в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ наступает независимо от наличия вины. В законе предусмотрены и особые случаи ответственности государственного или муниципального заказчика (п. 1 ст. 533 ГК РФ). Если поставщику в связи с выполнением государственного или муниципального контракта причинены убытки, то они подлежат возмещению государственным или муниципальным заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара. При невозмещении убытков поставщик вправе отказаться от исполнения государственного или муниципального контракта, потребовав возмещения убытков, вызванных расторжением.

Особенности ответственности сторон по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:

· основанием наступления ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение договора;

· ответственность является полной и строится на основании положений гл. 25 Гражданского кодекса;

· формы ответственности: возмещение убытков (реального ущерба или упущенной выгоды) (ст. 15 Гражданского кодекса); взыскание договорной неустойки (пени, штрафа); взыскание уплаты процентов за пользование чужими деньгами в случае нарушения денежных обязательств (395, п. 4 ст. 487, ГК): отказ стороны от исполнения договора, возврат недоброкачественного или некомплектного товара, приобретение товара покупателем у другого лица в случае его недопоставки, принудительная оплата покупателем невыбранного товара и др.

Особенности содержания договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:

· заказчик не может отказаться от заключения контракта с поставщиком, когда поставщик принял заказ;

· заказчик должен возместить убытки, возникшие у поставщика в ходе исполнения им договора, причем в 30-дневный срок;

· поставщик обязан передавать товар либо заказчику, либо покупателю;

· покупатель должен платить за поставленный товар в случаях, когда товар поступает непосредственно ему, при этом заказчик является поручителем и несет с покупателем солидарную ответственность по договору (ст. 534 Гражданского кодекса), а если товар поступает заказчику, оплачивать его должен последний.

Договор контрактации: понятие, стороны, предмет, форма. Содержание. Ответственность сторон.

Договор контрактации – договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 ГК).

Договор этот применяется в сфере предпринимательства, им оформляется передача продукции одним собственником другому.

Юридическая квалификация договора: консенсуальный, возмездный, взаимный.

Существенные условия договора: предмет и срок договора.

Разновидностью договора является поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Особенностьюданного вида договора является то, что он одновременно содержит признаки двух видов договоров: купли-продажи и поставки. Это обстоятельство позволяет считать его разновидностью указанных двух договоров и обусловливает сложный состав правовых норм, которыми он регулируется, и особый порядок их применения.

Правовые нормы, регулирующие данный договор, должны применяться в следующей очередности:нормы о контрактации; нормы о поставке; нормы о купле-продаже.

Очередность применения правовых норм, регулирующих договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд: нормы о контрактации; нормы, содержащиеся в специальном законе (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»); нормы ГК РФ о поставках товара для государственных нужд; специальные законы о поставках для государственных нужд («О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве»); нормы ГК РФ об общих положениях договора купли-продажи.

Договор контрактации отличается от договора поставки по следующим признакам:

· специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;

· субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю;

· особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;

· на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;

· особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то, что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса);

· законодательство по данному договору защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.

· Элементы и содержание договора контрактации

Предметом договора догвора контрактации могут быть непереработанная продукция (зерно); переработанная продукция (масло); сырье (молоко), т. е. продукция, произведенная в сельхозотрасли (растениеводстве, животноводстве, звероводстве) методами агро– или зоотехники. Под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации. Важным условием является реализация именно той сельскохозяйственной продукции, которая произведена либо выращена непосредственным производителем сельскохозяйственной продукции. Она определяется родовыми признаками и имеет две особенности:

  • зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);
  • в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.

Цель закупок:

  • последующая переработка или продажа продукции;
  • помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для гос. нужд»).

Цена договора определяется по правилам договора купли-продажи. Условие о цене не относится к числу существенных условий договора. Срок договора относится к числу существенных условий договора. Форма договора должна быть только письменной.

Стороны договора контрактации. В качествепродавца выступает производитель сельскохозяйственной продукции, прежде всего сельскохозяйственные коммерческие организации: хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции. Эти субъекты реализуют сельскохозяйственную продукцию, выращенную или произведенную ими в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных ограничений для того, чтобы относить к договорам контрактации также договоры по реализации гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках. В качестве покупателя выступаетзаготовитель,т. е. коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последую- шей продажи либо переработки. К числу заготовителей по договору контрактации могут быть отнесены мясоперерабатывающие и молочные комбинаты, фабрики по переработке шерсти, а также оптовые торговые организации, заготовительные организации потребительской кооперации.

Обязанности продавца - произвести продукцию и передать заготовителю в согласованном количестве и ассортименте, предусмотренном договором (ассортимент является существенным условием договора).

Обязанности заготовителя: принять сельхозпродукцию по месту ее нахождения и обеспечить вывоз; принять сельхозпродукцию в месте нахождения заготовителя, если это предусмотрено договором и продукция соответствует условиям договора и представлена в срок, обусловленный договором; оплатить приобретаемую продукцию полностью либо частично (но с последующей доплатой); возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельхозпродукции по цене, обусловленной договором.

Наши рекомендации