Тема «Решение сase-study «Обманутые ожидания директора по персоналу»

Цель: научиться анализировать проблемную ситуацию и разрабатывать решения в сфере управления персоналом гостиничного хозяйства

Порядок работы:

1.Ознакомьтесь с сase-study.

2.Выявите и сформулируйте проблему.

3.Предложите аргументированное решение.

4.Подготовьте письменный отчёт.

Сase-study

Кризисом, в его классическом определении, является не только смена позитивной тенденции на негативную (как это обычно воспринимается), но также смена негативной тенденции на позитивную. Таким образом, кризис может стать достаточным основанием для последующего рывка вперед. Следуя теории французского философа Бодрияра, чем больше человечество охраняет себя от кризисов, тем больше кризисы, катастрофы и другие непредвиденные ситуации неизбежны. А это значит, что они необходимы, поскольку, очень возможно, именно они и направляют нас на нужный путь.

Сервисное преимущество — конкурентное преимущество

Безработица, неизменная сопровождающая финансовых обвалов, ударила и по гостиничному бизнесу. В Америке из-за экономического кризиса заполняемость отелей резко снизилась, что заставило владельцев гостиниц и мотелей увольнять горничных, садовников и другой персонал. В России, в отличие от многих европейских стран, кризис еще не сильно сказался на изменении загрузки отелей, что во многом связано с дефицитом гостиничных номеров. Однако многие проекты по строительству отелей заморожены, спрос на гостиничные услуги снижается, московские отельеры готовятся к затяжным ценовым войнам... Открывается эпоха конкуренции на гостиничном рынке.

— В попытках минимизировать негативное влияние кризиса, я бы предостерег коллег от тенденции уменьшения расходов, приводящей к снижению качества услуг и переходу в обслуживание другой категории клиентов. Это замкнутый круг, причем, находящийся в падении, — считает Никита Любимов, Генеральный директор, УК «РосЕвроОтель», Дачные отели «Истра Holiday»

По мнению Екатерины Казаковой, Генерального директора Oratorica SERVICE выходом из такой ситуации может стать маркетинговая стратегия, ориентированная на более высокий уровень сервиса. «Лояльный клиент, удовлетворенный качеством обслуживания, будет верен своим приоритетам, несмотря ни на что. Сервисная стратегия — наиболее эффективная стратегия с точки зрения экономических затрат, источник стабильности компании и ее долгосрочного конкурентного преимущества.»

Итак, сейчас более чем когда-либо сервисное преимущество - это конкурентное преимущество. А известно, что высокопрофессиональные специалисты в сфере гостиничных услуг — это основа и гарантия конкурентоспособности в гостиничном бизнесе. Однако, не секрет, что отечественные гостиницы проигрывают в качестве обслуживания своим конкурентам, пришедшим из-за рубежа — как с Востока, так и с Запада. В настоящее время в России насчитывается около 4000 гостиниц, из которых более 70 % по качеству обслуживания не подходят ни под одну из действующих категорий. Далеко не во всех городах Российской Федерации есть гостиницы, которые могут разместить людей, привыкших к условиям комфорта.

Напомним, что все гостиницы делятся на два сегмента — гостиничные сети и несетевые гостиницы. Производительность труда в гостиничных сетях (состоящих из 6 гостиниц и более) приблизительно на 50 % выше, чем в несетевых гостиницах, что связано с использованием сетями типовых форм организации труда, с экономией средств за счет масштаба деятельности в таких областях, как продвижение торговой марки, приобретение необходимых ресурсов и профессиональное обучение персонала (благодаря большим возможностям продвижения по службе).

Хотя в России присутствуют почти все крупные международные сети («Марриотт», «Форте», «Шератон» и «Кемпински»), однако их деятельность сосредоточена в сегменте четырех- и пятизвездочных отелей в Москве и Санкт-Петербурге. Оставшиеся гостиницы 4* и 5* также в основном относятся к международным гостиничным цепям и обычно управляются международными компаниями, а их собственниками являются совместные предприятия с участием частных инвесторов и местных органов власти. Здесь высокое качество обслуживания диктует высокие цены, доступные для крупных бизнесменов, деловых туристов, известных артистов, спортсменов. Но среди них почти нет гостиниц туристского класса с хорошим уровнем сервиса для человека среднего достатка, который приезжает посмотреть нашу страну. Фактически в России гостиниц, действительно соответствующих категории «три звезды», мало. Формально такие гостиницы есть, но реально большинство из них не соответствует данной категории ни по уровню подготовки персонала, ни по качеству обслуживания, а данную категорию они получили по старым системам.

Картина получается такая: трудно найти недорогой отель с хорошим качеством обслуживания. И сейчас, в эпоху кризиса, когда цены на отдых во всем мире упали, российские гостиницы явно не будут конкурентоспособными.

Одна из основных проблем сервиса — отсутствие необходимого количества квалифицированного персонала. Как можно решить проблему сейчас, когда ради той же конкурентоспособности все направлено к экономии средств? Весь персонал по обслуживанию гостиницы делится на две категории: back of the house — различные службы по обслуживанию гостиницы в целом (инженеры, бухгалтерия, прачечная, кухня и т. д.) и front of the house — персонал, непосредственно работающий с клиентами отеля (службы приема и размещения, секретари, бармены, уборщицы). По словам Юрия Мещерякова, консультанта департамента управления персоналом хедхантинговой компании Human Resources Practice, при наборе в службы категории back of the house около 60% работников не проходят испытательного срока. «Во втором случае мотивация (и зарплата, и перспектива карьерного роста) гораздо выше: количество соискателей, не прошедших испытательный срок, в этой категории составляет всего 20%», — делится он.

Среди проблем, с которыми сталкиваются все гостиницы, менеджеры по персоналу отмечают слабый уровень английского языка и проблемы высшего образования в сфере гостиничного бизнеса, которое очень далеко от практического опыта. У менеджеров гостиничного предприятия отсутствуют знания основных международных и российских законодательных актов и стандартов по вопросам обслуживания и безопасности гостя.

До кризиса проблему персонала в гостиничном бизнеса можно было формулировать так: «Ситуация с персоналом для гостиничного бизнеса похожа на ситуацию вокруг ритейла. Надлежащих кадров не сыщешь днем с огнем, а уж имеющие опыт работы и вовсе на вес золота. В таких случаях мы рекомендуем набирать на рядовые позиции людей без отраслевого опыта. При помощи четких стандартов и развитой системы обучения человека можно развивать внутри компании. А вот на позиции более высокого уровня, где нужны люди с соответствующим профессиональным опытом, специалистов надо брать именно из бизнеса». Это слова президента компании АНКОР Игоря Хухрева.

Итак, какие тенденции в кадровой политике гостиничного бизнеса мы можем наблюдать сейчас?

Отбор лучших или приобретение нового кадрового потенциала?

С одной стороны, можно предположить, что сравнительно невысокие, прямо скажем, зарплаты в гостиничном секторе, становятся привлекательными для финансистов, маркетологов, юристов, которые раньше зарабатывали гораздо большие суммы в банках и инвесткомпаниях, но попали под сокращение. Рынок труда выбирает лучших и имеет возможность диктовать условия. Специалисты из других отраслей, в свою очередь, получают шанс внести новую струю в работу отеля, проявить себя и получить знания в новой для них сфере. «Что касается топ-менеджеров отелей — этот рынок остается рынком кандидата, если же говорить о линейном персонале — здесь наступает этап рынка работодателя», — считает Марина Тарнопольская, управляющий партнер компании «Агентство Контакт». Также, по ее мнению, сократится текучка кадров в отелях: кризис отбивает охоту к перемене мест.

Но это позитивная тенденция. Основные негативные влияния экономического кризиса начинают ощущаться в отеле после того, как персонал отдела продаж все чаще можно увидеть за выполнением работы:

администратора службы приема и размещения

кассира или метрдотеля ресторана

телефонного оператора

специалиста банкетного отдела

курьера или посыльного

секретаря в бухгалтерии

клерка бизнес-центра

и так далее.

Истина, считает доктор Джон Хуган (Dr. John Hogan), Директор по образованию и кросс-культурным различиям крупнейшей в мире сети отелей Best Western International, как всегда, лежит где-то посередине. При необходимости, менеджер по продажам может сварить кофе в баре ресторана, но сделает это в ущерб своим основным обязанностям — продавать. Регулярное использование сотрудников отдела продаж для выполнения любых вышеупомянутых задач, не имеющих отношения к их прямым обязанностям, поможет в сиюминутной перспективе сэкономить несколько долларов на оплату труда или слегка облегчить текущую работу сотрудников других департаментов отеля. Но такие действия будут дорого стоить этому отелю завтра. Без поддержания старых связей и знакомств, без поиска новых клиентов и партнеров все ваши конкурентные преимущества будут утеряны, все ваши гости переедут в соседние отели, активные продажи которых не останавливались ни на минуту. Кассиры и администраторы отдела приема и размещения не могут осуществлять постоянный поиск новых прибыльных направлений в бизнесе и заниматься их успешным развитием. Для этого необходимы специально обученные и компетентные люди. С ним полностью согласен Алексей Волов — директор по международным продажам и маркетингу InterContinental Hotel Group в России. Отделам продаж многих гостиниц, заметил Алексей, придется вернуться к выполнению своих прямых обязанностей: «В условиях «рынка продавца» sales-менеджеры часто превращались в обычных «белых воротничков», в клерков, которые не занимались поиском новых клиентов, а выбирали клиентов, прикидывая, кто из них может принести отелю наиболее высокий потенциальный доход». Настало время проявления активности, время поиска, время, когда вновь пригодятся навыки ведения переговоров. Придется отказаться от тех сотрудников, чьи профессиональные качества не на высоте, от тех, кого брали на работу просто потому, что не хотели загружать других сотрудников в условиях сверхспроса на гостиничное размещение. «Два человека на один номер — даже в «трехзвездочниках» такое было нормой до кризиса, хотя, по международным стандартам, такое позволительно отелю 5*», — рассуждает Алексей Волов. В условиях, когда «оптимизация численности персонала» неизбежна, он призывает управляющих быть максимально честными с сотрудниками, обо всех возможных сокращениях предупреждать заранее, выполнять все обязательства и гарантии, которые положены по закону и по контракту в случае сокращения штата. Очень важный момент в HR-работе: сейчас необходимо уделить внимание ключевым сотрудникам, их потеря может очень болезненно сказаться на работе отеля, на их поддержке Алексей Волов советует «сконцентрировать ресурсы».

Аналогичной стратегии — дорожить настоящими специалистами придерживается и Мария Зивтинь — координатор региональных проектов «АНКОР Розница и гостеприимство»: «У многих отельеров сейчас есть ложное ожидание того, что в сложившейся ситуации на рынке появится большое количество квалифицированных кадров за меньшие деньги. Фактически такого не наблюдается. Талантливые и энергичные люди в гостиничной сфере очень востребованы. Такой персонал не сокращают. На рынке труда будет появляться так называемый „ненужный балласт“. Поэтому найти персонал в гостиничной индустрии, который будет эффективным в условиях текущего финансового спада, будет по-прежнему сложно».

Итак, мнения разделились: с одной стороны это перераспределение кадрового потенциала, отбор самых опытных, ценных и квалифицированных сотрудников, с другой — тенденция к приобретению нового кадрового потенциала.

Возможно ли единство этих сторон: восполнить недостаток кадров уже квалифицированными кандидатами, да еще в условиях экономического кризиса?

Если мы проанализирует ситуацию, то придем к выводу, что кризис имеет для гостиничного бизнеса одно неоспоримо позитивное последствие: он направляет к осознанию и признанию существующей проблемы, на которую раньше были закрыты глаза. Это проблема — неконкурентоспособность отелей среднего туристического класса. Толчки к изменению этой ситуации исходят из регионов нашей огромной разнообразной Родины:

Например, семинары и тренинги по различным вопросам гостиничного бизнеса проходят в Екатеринбурге, ведь, вопреки прогнозам о том, что в период кризиса интерес гостей к горнолыжным курортам резко упадет, в Свердловской области готовятся к открытию нового горнолыжного сезона с новой техникой и спортивным инвентарем. А жителям Углича для защиты от кризиса предложат работу в сфере турбизнеса. После краткосрочных (год и 10 месяцев) и среднесрочных (2 года 10 месяцев) образовательных программ выпускникам будет присвоена квалификация «Специалист по туристским услугам». Это могут быть как туроператоры, так и различные сотрудники гостиничного сервиса.

В Югре (так исторически называется Ханты-Мансийский автономный округ) все более популярными становятся этнотуризм, рыбалка, охота, и основной акцент в развитии этого туристического рынка планируется делать на создании достойной приема туристов инфраструктуры.

Завершая разговор о том, стал ли кризис для нас преимуществом, нужно отметить, что, в итоге, обе ахиллесовых пяты: нехватка кадров (проблема которую нужно решить) и недостаточный уровень сервиса в отелях туристического класса объединились в единую проблему, успешное решение которой сделает российский отдых популярным, а гостиничный сектор — предпочтительным.

Практическое занятие № 13 (количество часов на изучение – 6 часов)

Наши рекомендации