Классификация малых средств размещения
4.1 Малые средства размещения подразделяют на следующие группы:
- малые гостиницы, малые отели и аналогичные малые средства размещения (малые мотели, малые пансионаты, малые загородные отели, малые спа-отели, малые туристские базы, малые хостелы, малые гостевые дома, малые сельские гостевые дома и т.д.);
- мини-гостиницы, мини-отели и аналогичные мини-средства размещения (мини-мотели; мини-пансионаты, мини-спа-отели и т.д.);
- меблированные комнаты;
- гостевые комнаты.
Минимальная площадь номера в малом средстве размещения должна быть:
- в одноместных номерах - не менее 9,0 м ГОСТ Р 54606-2011 Услуги малых средств размещения. Общие требования;
- в двухместных и многоместных номерах в расчете на одного проживающего:
- при круглогодичном функционировании - не менее 6,0 м ГОСТ Р 54606-2011 Услуги малых средств размещения. Общие требования;
- при сезонном функционировании - не менее 4,5 м ГОСТ Р 54606-2011 Услуги малых средств размещения. Общие требования.
Как и все гостиницы, малые также подразделяются на классы:
1) Отели «люкс»: с большой численностью персонала, эти отели обеспечивают очень высокий уровень сервиса самым требовательным клиентам. Гостиницы класса «люкс» располагаются в центре крупного города или в элитной заповедной зоне; цены на размещение и услуги очень высокие, но и условия проживания - элитные. Цена, как правило соответствует качеству: номера с дорогой отделкой, управление - по высшим профессиональным европейским стандартам. Такие отели обычно используют деловые туристы для деловых встреч: руководители корпораций, профессионалы высокого ранга, участники конференций на высоком уровне.
2) Отели высокого класса: обычно расположены в пределах крупного города и имеют широкий набор услуг, качественно обученный обслуживающий персонал управляется профессиональной командой менеджеров и, соответственно, цены выше средних по региону. В номерах - дорогая мебель и оборудование, в отеле - просторное фойе и ресторан. Обычно в таких отелях останавливаются бизнесмены, участники конгрессов или индивидуальные туристы.
3) Отели среднего класса: располагаются обычно в пределах города и предполагают типичный набор услуг. Тарифы - на уровне средних цен данного региона или чуть выше их. Команда управления подготовлена достаточно профессионально.
4) Отели экономического класса: расположены вблизи городской черты, вдоль транспортных магистралей города, по которым легко доехать до центра. Цена за номер в таких отелях обычно на 30 -50% ниже средней по региону. Эти гостиницы рассчитаны на бизнесменов и туристов, не нуждающихся в полном пансионе и стремящихся получить просто современный стандартный номер и расположенный вблизи ресторан с приличной кухней.
Преимущества заключаются в том, что сущность предоставления услуги размещения заключается в том, что, с одной стороны, в пользование предоставляются специальные помещения (гостиничные номера), с другой стороны, предоставляются услуги, которые выполняются непосредственно персоналом гостиницы: услуги портье по приему и оформлению гостей, услуги горничных из уборки гостиничных номеров и т.д.
Гостиничные номера являются основным элементом услуги размещения. Это многофункциональные помещения, предназначенные для отдыха, сна и работы проживающих гостей. Важнейшей их функций является обеспечение возможности сна. Значимость других функций гостиничных номеров, прежде всего, зависит от назначения гостиницы и потребностей гостей. Например, гостиницы делового назначения.
В разных гостиницах есть разнообразные категории номеров, отличающиеся один от другого площадью, меблировкой, оборудованием, оснасткой и т.д. Однако независимо от категории гостиничный номер должен иметь полный комплект мебели и оборудования: кровать, стул и кресло, ночной столик, шкаф для одежды, общее освещение, корзину для мусора. Кроме этого в каждом номере должна содержаться информация о гостинице и плане эвакуации в случае пожара.
Другие услуги дополняют предложение услуг размещения и проживания. К ним относится оборудование бассейна, конференц-залов, залов для переговоров, спортивной оснастки, прокат автомобилей, услуги химчистки, стиральной, парикмахерской, массажного кабинета и ряда других услуг.
Обеспечение высокого качества обслуживания туристов в гостинице для наиболее полного удовлетворения их запросов – залог успеха гостиничного предприятия. Качество гостиничных услуг, связанное с предоставлением гостиничных мест и их обслуживанием: время ожидания номера, количество заполняемых документов при получении номера или места в гостиницы, состояние номера и его благоустройства, состояние постельного белья, наличие всех необходимых предметов ежедневного потребления в номере.
Маленькие гостиницы предлагают не только высокий уровень сервиса гостиниц высшего класса, но и уют и гостеприимство, что можно сравнить с теплом дома. Небольшие размеры гостиницы позволяют создать домашнюю атмосферу, снизить ощущение дискомфорта от пребывания на новом месте и, таким образом, привлечь клиентов, которых не устраивают большие гостиницы. Маленькие гостиницы - это перспективное направление развития индустрии гостеприимства.
Недостатки заключаются в том, что большие трудности возникают в малых гостиницах в кадровой сфере. Работающий здесь персонал должен быть «многопрофильным». Чтобы гостиница оставалась рентабельной ему необходимо увеличивать эффективность, применяя метод сокращения расходов. Но другой стороны под давлением конкурентов он не может увеличивать цену на проживание.
Для сокращения переменных расходов малая гостиница имеет только один путь – объединение из себе подобными для осуществления оптовых закупок по приемлемым ценам, проводить совместимые рекламные компании, маркетинговые исследования и использовать другие пути по сокращению расходной части бюджета. В Киеве малые гостиницы уже предприняли первые шаги на этом пути, создав собственную ассоциацию.
Требования к комфортности и привлекательности малой гостиницы.
• Здание гостиницы должно органически вписываться в окружающую среду, не нарушая особенностей городского, сельского или природного ландшафта.
• Конструкция здания должна учитывать природно-климатические факторы: температуру и влажность воздуха, близость моря и других водоемов, скорость и направление ветра и другие факторы.
• Планировка здания гостиницы должна обеспечивать экономичность эксплуатации с рациональным сочетанием текущих и единовременных затрат.
• Фасад гостиницы в рекламных целях должен подчеркивать престижность и марку гостиницы, а само здание соответствовать эстетическим, экологическим, техническим и санитарно-гигиеническим нормам.
• Вместимость и этажность здания гостиницы должны зависеть от назначения, режима эксплуатации - круглогодичного или сезонного.
• Интерьер гостиницы должен быть комфортным и обладать эстетической выразительностью.
• Планирование гостиниц должна учитывать нужды инвалидов, предусматривать для них специально оборудованные номера, лестницы, туалеты, ванные комнаты.
• Службы гостиницы должны быть оснащены автоматизированными системами бронирования и резервирования билетов, компьютерными системами управления хозяйством.
• Безопасность клиентов должна обеспечиваться через различные системы наблюдения, внутриномерные электронные сейфы, электронные замки и другие средства защиты.
Типология малых гостиниц в зависимости от организационно-правовой формы, обеспечивающей деятельность гостиничных предприятий, включает в себя как гостиницы малой (до 100 номеров) вместимости, обслуживаемые акционерными обществами, так и гостиницы, как правило, много меньшей (до 50 номеров) вместимости, обслуживаемые малыми предприятиями.
В случае обслуживания малых гостиниц малыми предприятиями последние подпадают под соответствующее законодательство и должны поддерживаться государством через льготные системы подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.п.
Глава II
Российские малые гостиницы.
Если говорить о малых гостиница и отелях в России, то мы можем привести в пример туристский комплекс, расположенный в одном из красивейших мест вблизи города Иваново, в центре «Золотого кольца». В комплексе предусмотрены двух- и трехэтажные коттеджи для размещения гостей, выполненные в национальном русском стиле; ресторан с русской кухней; русская парная; конноспортивный комплекс, позволяющий туристам получить навыки верховой езды, а зимой прокатиться на тройках в санях.
Чистый воздух, удивительная природа средне русской полосы создают уникальный ансамбль гармонии человека и природы. Возврат к деревянным, экологически чистым домам для гостей, близость к природе, возрождение национальной кухни, здорового образа жизни, занятие конным спортом и туризмом на свежем воздухе – все это можно считать «симптомом» начинающегося выздоровления нации и возрождения духовности россиян!
Горный отель «Пик-отель», расположенный в поселке Красная Поляна, около Сочи, также может служить подтверждением оригинальности малых гостиниц. Гости «Пик-отеля» сравнивают его с большой ухоженной избой зажиточного русского крестьянина – настолько интересно и комфортно, в чисто русском архитектурном стиле он исполнен.
Интересным представляется опыт по возведению мини-гостиниц для отдыха и лечения, например таких, как пансионат «Подмосковье» - очень уютный и тихий (туристы часто называют его виллой), рассчитанный на отдых небольшой, хорошо подобранной компании – создает теплую домашнюю обстановку.
Пансионат «Подмосковье» рассчитан на одновременный отдых 43 гостей, построен в виде четырех этажного корпуса и напоминает архитектуру подмосковных усадеб.
В пансионате комфортабельные номера со всеми необходимыми удобствами.
Привлекает внимание и малая гостиница в Рязани «Русская тройка» с пятью однокомнатными и пятью двухкомнатными номерами «люкс», президентским номером и апартаментами.
Здесь есть все для плодотворной работы и полноценного отдыха. Есть зал-бильярд, ресторан, где клиент может заказать все, что он пожелает, так как повара учились мастерству у очень авторитетных европейских мастеров-кулинаров. Все блюда в «Русской тройке» только их натуральных, экологически чистых продуктов. Также здесь можно попробовать элитные, коллекционные сорта вин и коньяков.
На Черноморском побережье Краснодарского края в последние годы также наблюдается бум строительства малых гостиниц. И это именно отели со всеми соответствующими атрибутами, а не дома на приусадебных участках, которые специально строят для сдачи отдыхающим, но в качестве гостиниц, конечно, не регистрируют.
Малые гостиницы обычно строят на 10 - 30 номеров, плюс в них предусмотрен ресепш, служебные помещения, кафе или ресторан и т. д. Эти базы составляют серьезную конкуренцию "старым" объектам размещения, поскольку они новые, оснащены современным оборудованием, у них соответствующая отделка интерьеров, комфортные санузлы и т. д. К тому же, малые отели, как правило, частные, поэтому имеют возможность гибко реагировать на спрос, вовремя меняя ценовую политику.
Не смотря на то, что Москва – один из крупнейших городов не только России,но и всего мира, задачи преобразования Москвы в крупный международный туристский центр, особенно актуальны с учетом увеличения объемов туризма и обеспечения современных стандартов качества туристского обслуживания и требуют расширения, модернизации и реструктуризации гостиничной базы города. Одним из перспективных подходов в этом направлении является создание в Москве сети малых гостиниц, которые, дополняя крупные и средние гостиницы, формируют деловую и туристскую привлекательность города, способствуют развитию в Москве малого бизнеса, созданию новых рабочих мест в сфере услуг, росту поступлений в бюджет города и муниципальные бюджеты. Именно такие гостиницы (категории 2-3 звезды) в зарубежной практике работают как массовые гостиничные предприятия и особенно популярны на Западе.
Недорогие и очень уютные гостиницы смогли бы принимать гостей города, которые не могут позволить себе проживать долгое время в гостинцах высокого класса, таких как, например, «Метрополь» или «Националь». Услугами таких гостиниц с удовольствием воспользовались бы и иностранные бизнесмены, которые в данный момент, в силу неразвитости нашего отечественного рынка гостиничных услуг, вынуждены платить непомерно высокую цену за проживание в отелях города.
Маркетинговые исследования показывают, что спрос на гостиницы более низкого класса, а именно на гостиницы класса «двух - трёх звёзд» есть и он (этот спрос) будет расти. Ведь гостями нашего города являются не только богачи. Если мы хотим привлечь иностранных туристов, то сеть таких гостиниц просто необходима городу.
формирование в Москве сети малых гостиниц определяется необходимостью решения таких задач, как:
- обеспечение повышающихся объемов въездного туризма гостиничными услугами на уровне современных международных стандартов;
- создание новых рабочих мест в сфере услуг;
- трудоустройство специалистов, высвобождающихся в результате закрытия на ремонт и реконструкцию ряда московских гостиниц, а также других категорий безработных;
- поддержка предпринимательства в сфере малого бизнеса при создании сети малых гостиниц.