Оценка и анализ внешней среды.
Слайд 1
Тема 2
ГЕНЕРАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЕ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1 Методология стратегического планирования.
2.2 Задачи и функции стратегического планирования.
Цели организации.
Оценка и анализ внешней среды.
Управленческое обследование организации.
Изучение стратегических альтернатив.
Стратегические хозяйственные подразделения.
2.8 Оперативно-календарное планирование в организациях.
2.9 Краткосрочное планирование: годовая программа управления недвижимостью.
2.10 Существующий порядок планирования работ в ЖКХ.
2.11 Совершенствование планирования работ по эксплуатации и обслуживанию жилого фонда.
Слайд 2
2.1 Методология стратегического планирования.
Основные понятия
Методология
Методика
Метод
Классификация проблем
Под методологией понимается совокупность принципов, подходов, методик, это «философия», «наука».
Методика стратегического планирования — это совокупность методов, приемов разработки, обоснования и анализа прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов, системы расчетов плановых показателей, их взаимной увязки.
Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, стратегических программ и планов.
Составление различных плановых документов предполагает выявление и решение многообразных экономических, социальных, научно-технических и других проблем. Проблемы стратегического планирования (проблема — греч. — задача, задание) — теоретические и практические вопросы, требующие разрешения; различие между фактическим и желательным состоянием объекта планирования.
Слайд 3
Проблемы различают по характеру их структурности, то есть по степени развитости связей между явлениями и процессами, между факторами, причинами и следствиями. Выделяют 4 класса проблем:
1. Стандартные (хорошо структурированные) проблемы. Связи здесь строго детерминированы, т.е. изменение фактора — причины ведет к однозначному изменению результативного признака (пример такой проблемы: определить сколько потребуется условного топлива для выработки определенного количества электроэнергии на тепловых станциях).
2. Структурированные проблемы. В таких проблемах связи носят коррелятивный характер высокой степени тесноты. Изменения факторных признаков отражаются в результативном признаке, как правило, с некоторым интервалом «от» и «до», но нередко однозначно (например, определение темпов роста производительности труда в зависимости от динамики его фондовооруженности и энерговооруженности).
3. Слабо структурированные проблемы. Их характерной чертой является невысокий уровень тесноты связей. На результативный признак воздействуют многие факторные признаки — причины. Их воздействие отражается в изменениях результативного признака в очень большом интервале значений «от» и «до» (пример — определение уровня урожайности сельскохозяйственных культур; определение состава и структуры населения в планируемом пери
оде и др.).
4. Не структурированные проблемы. Связи в такого типа проблемах могут быть установлены только (или почти только) на основе логического анализа. Изменение результативного признака трудно предсказуемо (пример проблемы — развитие науки и техники в долгосрочной и сверхдлительной перспективе).
Слайд 4
В связи с различиями в структурности проблем стратегического планирования используется несколько методов разработки прогнозов, программ и планов. К ним относятся, экспертные (оценочные) или эвристические методы; методы социально-экономического анализа; методы прямых инженерно-экономических расчетов; балансовый метод; экономико-математические методы и модели; методы системного анализа и синтеза.
Экспертные (оценочные) или эвристические методы.Они основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции. Конкретными формами их использования являются;
а) массовая оценка— выяснение мнения отдельных групп населения по существу какой-либо проблемы планирования в ходе социологических исследований;
б) организация систематической работы экспертов(экспертные
комиссии законодательных и исполнительных органов власти, Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству при Минэкономики и Минсотрудничестве РФ, научные Советы институтов при Минэкономики РФ и т.д.). Лица, привлекаемые в качестве экспертов, являются высококвалифицированными специалистами в соответствующих областях знания, обладающие большим профессиональным и практическим опытом;
в) организация работы экспертов на основе особой системы их
деятельности.Широко известны такие методы организации работы экспертов, как: «Мозговая атака», «Дельфи», «Паттерн» и другие.
Экспертные методы используются преимущественно при решении неструктурированных и слабо-структурированных проблем.
Методы социально-экономического анализа.Социально-экономический анализ представляет собой всестороннее изучение социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития и возможностей совершенствования общественных отношений и производства.
При анализе используются такие рабочие методы, как сравнение, выборочное изучение работы крупных объектов стратегического планирования, группировки, цепные постановки, исчисление балансовых разниц, исчисление индексов, расчет коэффициентов регрессии и корреляции, метод главных компонент и т.д. Методы социально-экономического анализа используются при решении проблем всех классов.
Методы прямых инженерно-экономических расчетов.Проектировки роста производства на предприятиях, обосновываются детальными инженерно-экономическими расчетами потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства. На предприятиях промышленности такие расчеты охватывают: улучшение использования производственных мощностей, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов (персонала); снижение себестоимости продукции и т.д.
Особое место среди инженерно-экономических расчетов используемых в стратегическом планировании, занимают расчеты экономической эффективности производства, инвестиций, доходности ценных бумаг, используемых кредитных ресурсов, конверсии валюты и наращения процентов (простых и сложных) и т.д.
Инженерно-экономические расчеты часто базируются на системе норм. При этом используются следующие группы:
I. Нормы использования основных производственных фондов.
II. Нормы использования оборотных средств (сырья, материалов).
III. Нормы затрат труда и трудоемкости изделий (нормы выработки, нормы использования рабочего времени).
IV. Нормы организации производственных процессов (затрат времени на ремонт оборудования, образование запасов сырья, материалов и т.д.).
V. Нормы качества продукции (содержание полезного вещества в продукте, показатели надежности и долговечности и т.д.).
VI. Удельные капиталовложения, нормы окупаемости капитальных затрат и т.п.
VII. Нормы издержек производства и обращения, нормы рентабельности.
Методы инженерно-экономических расчетов широко используются при решении стандартных и структурированных проблем.
Балансовый метод.Под балансовым методом в стратегическом планировании понимается совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов добиться баланса (равновесия) между показателями.
Балансовый метод является важным инструментом анализа и прогнозирования развития национальной экономики. С его помощью можно выявить направления движения материальных и финансовых потоков в стране, определить материально-вещественные и стоимостные пропорции в экономике, смоделировать на будущее их количественные параметры, получить представление о состоянии равновесия социально-экономической системы, рассчитать необходимый прирост различных факторов производства для создания материальной основы удовлетворения общественных потребностей, потребностей рынка в материальных благах и услугах.
Балансы, используемые на уровне фирмы, позволяют судить и о ее наличных производственных мощностях, их динамике в прогнозируемом периоде, степени использования, планировать производство продукции фирмы в маркетинговом мониторинге; получить четкое представление о ресурсах фонда времени работы оборудования и производственных мощностей и его использовании в производстве, а также о фонде рабочего времени персонала, его структуры и направлениях экономии; подготовить плановый бюджет фирмы, решить другие, стоящие перед ней задачи.
Ошибочно смешивать «балансовый метод» с разработкой только одних балансов. Система балансов охватывает все разделы программ и планов, при их составлении используются как балансовый метод, так и все другие методы стратегического планирования. Балансовый метод широко используется при решении проблем всех типов структурированности.
Слайд 5
2. Задачи и функции стратегического планирования
Стратегическое планированиепредставляет собой комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации, предприятия. Современное стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу предприятия принимать основополагающие решения.
Главная задача стратегического планирования — обеспечить гибкость и нововведения в деятельности организации, необходимые для достижения целей в изменяющейся среде. Стратегическое планирование — один из инструментов воспроизведения предприятием предпринимательского поведения.
В рамках стратегического планирования решаются четыре основные задачи: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и формирование стратегической организационной культуры.
Распределение ресурсов. Этот процесс включает распределение ограниченныхресурсов предприятия, таких, как дефицитные кадры — управленческий персонал и специалисты, технологии, производственные фонды, финансовые ресурсы. Например, в апреле 1994 г. корпорация "Сони" реорганизовала свою структуру. Вместо 27 подразделений она, перераспределив ресурсы, создала 8 самостоятельных компаний. Компании возглавили президенты, ответственные перед корпорацией за стратегии своих компаний.
Адаптация к внешней среде представляет собой действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к благоприятным внешним возможностям, опасностям, выявить адекватные варианты деятельности — альтернативы и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
Проникновение АО "ГАЗ" на рынок мини-грузовиков и микроавтобусов — пример адаптации к окружающим условиям. Предприятие изучило внутренние и внешние возможности и опасности и предложило рынку модели "Газель" и "Соболь".
Внутренняя координация. Координация стратегической деятельности должна вестись с целью достижения эффективной интеграции внутри предприятия с учетом сильных и слабых сторон предприятия. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях является важнейшим фактором планирования.
Стратегическая организационная культура предполагает систематическое развитие мышления управленческого персонала путем формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоение опыта прошлых стратегических решений.
Способность учиться на опыте дает возможность своевременно корректировать направление деятельности, повышать корпоративный профессионализм в области стратегического управления.
Стратегическое планирование реализуется последовательно по этапам:
-> Формулировка миссии организации —> Постановка целей -> Оценка и анализ внешней среды -> Управленческое обследование организации —> Анализ стратегических альтернатив —> Выбор стратегии —>
Реализация стратегии и последующая оценка результатов завершают цикл стратегического управления. Циклы управления, включающие стратегическое планирование, периодически повторяются. На любом этапе возможен возврат к любому предыдущему этапу планирования. Основной тенденцией последних десятилетий является сокращение периодов изменения стратегий и переход к непрерывному стратегическому планированию.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Слово "стратегия" в переводе с греческого означает "искусство генерала". Военное происхождение этого термина связано с тем, что стратегическое планирование стали развивать в американских компаниях молодые высшие штабные офицеры, получившие во время второй мировой войны опыт планирования операций на театре военных действий. Из этих офицеров наиболее известен генерал Роберт Макнамара.
Стратегический план обосновывается исследованиями и фактическими данными. Предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегические планы должны быть целостными в течение длительного времени, но достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их переориентацию.
Исследования крупнейших в мире компаний по рейтингу журнала американских деловых кругов "Форчун-500" позволили выявить основные особенности практики стратегического планирования.
1.За стратегическое планирование отвечают плановый отдел корпорации и отделы в ее стратегических хозяйственных подразделениях.
2.Основные элементы стратегического плана формируются на
совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно или чаще.
3.Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом, их совокупность и образует внутрифирменный план.
На крупных предприятиях, занимающихся сложным формальным стратегическим планированием, планы оформляются в письменном виде, существуют тысячи документов, разрабатываемых в процессе планирования.
Тактическое планирование |
Термин «тактика» — первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей. Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Особенности тактического планирования: - выполнение тактических решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем; - результаты тактических решений легче оцениваются, так как могут быть выражены в конкретных цифровых показателях (так, фермеру сложнее оценить конкретные выгоды от внедрения продукции под своей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска мяса птицы в особой упаковке при приобретении новых мощностей); - для тактического планирования, помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений — продуктовых, региональных, функциональных. Оперативное планирование означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Термин «оперативное» более ярко, чем термин «тактическое», подчеркивает, что это — планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации. Процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы и включает следующие основные моменты: 1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, т.е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов. 2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации. 3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также определяются пути для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса в организации. Процесс планирования — это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства. Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом. Первый этап. Фирма проводит исследования своей внешней и внутренней среды, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для нее, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы. Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссию, комплекс целей). Иногда этап установления целей предшествует анализу среды. Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии. Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка. Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы. Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы. Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные планы и проекты. Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки для создания новых планов.1 Устойчивость функционирования предприятия, фирмы, компании в условиях рынка определяется в том числе наличием действий по согласованию внешнего проявления их элементов. При этом обеспечение соответствия между целями, задачами и потенциальными возможностями предприятия является основой для обоснования направлений деятельности. Данные действия объединены в рамках стратегического планирования, которое в сочетании с маркетингом обеспечивает возможность роста организации с точки зрения экономических показателей. Планирование является естественной частью менеджмента. Планирование — это умение предвидеть цели фирмы (организации), предугадать результаты ее деятельности и оценить ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. Планирование помогает ответить на четыре важных вопроса. 1. Что хочет представлять из себя фирма (предприятие)? 2. Где она находится в настоящее время, каковы итоги и условия ее деятельности? 3. Куда она собирается двигаться? 4. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты ее основные цели? Планирование — первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей. Один из «отцов» современного менеджмента А.Файоль отмечал: «Управлять — это предвидеть», а «предвидеть — это уже почти действовать». Планирование — это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения. |
Цели организации
Миссия организации— это основная общая цель, четко выраженная причина ее существования. Конкретные цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, чрезвычайно велико. Выработанные на ее основе цели служат в качестве ориентиров и критериев для всех последующих управленческих решений и деятельности всего персонала.
Формулировка миссии должна содержать следующие положения:
1)потребности общества, которые должно удовлетворять предприятие, основные целевые рынки, продукты и технологии;
2)среда, в которой предстоит действовать предприятию и которая определяет основные принципы работы предприятия;
3)основные особенности культуры предприятия, которые определяют рабочий климат внутри предприятия и требования к персоналу.
Выбор миссии. Некоторые предприниматели, руководители, экономисты считают, что миссия предприятия, представляющего собой коммерческую организацию, — это получение прибыли. Сразу следует отметить, что такое понимание миссии не характерно для успешной деятельности в условиях рынка, оно рано или поздно ведет к банкротству.
Стратегия и миссия предприятия находится под влиянием ценностной ориентации его владельцев и персонала, прежде всего руководителей*. В табл. 9.1 приведены данные о связи ценностной ориентации руководства и целей стратегии предприятий.
Таблица 3.1 – Связь целей предприятия и ценностной ориентации руководства
Ценности | Категории ценностей | Типы целей предприятия |
Теоретические | Истина. Знания. Рациональное мышление | Долгосрочные исследования и разработки |
Экономические | Практичность. Полезность. Накопление богатства | Рост. Прибыльность. Результаты |
Политические | Власть. Признание | Общий объем капитала, продаж, количество работников |
Социальные | Хорошие человеческие отношения. Привязанность. Отсутствие конфликта | Социальная ответственность относительно прибыльности. Косвенная конкуренция. Благоприятная атмосфера в организации |
Эстетические | Художественная гармония. Состав. Форма и симметрия | Дизайн изделия. Качество. Привлекательность, даже с ущербом для прибыли |
Религиозные | Согласие во Вселенной | Этика. Моральные проблемы |
Цели предприятия должны быть конкретными и измеримыми. Например, фирма ставит первичной целью удовлетворение потребностей в использовании персональных компьютеров в стране. Конкретными целями могут быть рост продаж компьютеров на 20% в год, периферийного оборудования — на 15% в год и программных продуктов — на 25% в год. Такие цели точно определяют задачи персонала.
Ориентация целей во времени. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой важную характеристику эффективных целей. Следует точно определять не только, что следует осуществить, но и когда должен быть достигнут результат. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования пять и более лет. Краткосрочная цель обычно представляет один из планов, который следует завершить в течение года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.
Долгосрочные цели формулируются в первую очередь. Затем ставятся среднесрочные и краткосрочные цели, необходимые для обеспечения долгосрочных целей. Обычно, чем ближе горизонт планирования цели, тем уже рамки ставящихся задач. Например, долгосрочная цель в отношении производительности может формулироваться так: "увеличить общую производительность на 25% за пять лет". Тогда среднесрочная цель — повышение производительности на 10% за два года.
Достижимость цели. Цель должна быть достижимой. Установление цели, которая превышает возможности организации, может привести к катастрофическим последствиям. Если цели недостижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. Недостижимые цели дезорганизуют персонал.
Энтони Райя систематизировал описание целей американских корпораций следующим образом.
1. Прибыльность может выражаться в различных показателях, таких, как объем прибыли, доход на инвестированный капитал, размер выплаты дивидендов на акцию, отношение прибыли к объему продаж и в ряде других. Например, цели могут описываться такими конкретными выражениями, как "увеличить доход на инвестированный капитал до 15% за вычетом налогов в течение пяти лет" или "увеличить прибыли до 6 млн. долл. в течение следующего года".
2. Рынки также могут быть описаны различными способами, в том числе такими понятиями, как доля рынка, объем продаж в денежном или натуральном выражении, рыночная ниша. В качестве иллюстрации можно привести такие маркетинговые цели, как "увеличить долю рынка до 28% в течение трех лет", "продать 200 тыс. единиц товара в течение следующего года" или "увеличить объем продаж в коммерческий сектор до 85% и уменьшить объем продаж
в военный сектор до 15% в течение следующих двух лет".
3. Производительность (эффективность) может быть выражена отношением входа к выходу (например, "увеличить количество единиц продукции до определенной величины на одного рабочего за 8-часовой рабочий день"). Эти цели можно выразить в виде издержек на единицу продукции.
4. Продукция, кроме показателей объема продаж или прибыльности по отношению к изделию или ассортименту изделий, может быть отображена, например, в таких целях, как "ввести такое-то изделие в наш ассортимент товаров средней стоимости в течение двух лет" или "снять с производства резиновые изделия к концу следующего года".
5.Финансовые ресурсы. Цели в отношении их могут быть выражены различными способами в зависимости от компании, например структурой капитала, новыми выпусками обычных акций, движением денежной наличности, оборотным капиталом, выплатой дивидендов и периодом инкассации. В качестве иллюстрации можно привести такие цели, как "уменьшить период инкассации до 26 дней к концу этого года", "увеличить оборотный капитал до 5 млн. долл. в течение трех лет" и "снизить долгосрочную задолженность до 8 млн. долл. в течение пяти лет".
6.Производственные мощности, здания и сооружения можно описать с помощью таких показателей, как квадратные метры, постоянные затраты, единицы продукции и многие другие измеряемые величины. Цели могут быть такие: "увеличить производственную мощность до 8 млн. единиц продукции в месяц в течение двух лет" или "увеличить емкость хранилищ до 15 млн. баррелей в течение следующего года".
7.Исследования и внедрение новшеств могут быть выражены в долларах, так же как и в других показателях, например, "разработать двигатель в диапазоне цен 400—500 долл. с коэффициентом выбросов менее 10% в течение двух лет при издержках, не превышающих 150 тыс. долл.".
8. Организация — изменения в структуре или деятельности — может выражаться любым количеством целей: "разработать и вне дрить матричную организационную структуру в течение двух лет" или "создать региональное бюро на юге страны к концу следующего года".
9. Человеческие ресурсы могут быть количественно выражены в виде показателей невыходов на работу, опозданий, количества жалоб, часов профессионального обучения, например: "снизить число прогулов до уровня ниже 4% к концу следующего года" или "осуществить 20-часовую программу подготовки руководящих кадров без отрыва от производства для 120 руководителей низшего звена к концу 1990 г. при издержках, не превышающих 200 долл. на одного обучающегося".
10. Социальная ответственность может быть выражена целями в форме видов деятельности, стажа работы и финансовых взносов. Примером может служить цель: "принять на работу 120 длительно безработных в течение следующих двух лет".
Проблемы выбора приоритетов
В условиях ограниченного финансирования управляющие организации вынуждены- определять приоритетные направления при составлении планов ремонтных работ. При этом, следуя своей основной функции первоочередного представления интересов собственника, управляющие организации нередко отдают предпочтение в планировании таким работам, как ремонт фасадов и удовлетворение жалобжильцов. В результате, как правило, работы планово-предупредительного ремонта, необходимые для обеспечения дальнейшей нормальной технической эксплуатации объектов, остаются не обеспеченными финансированием, и их выполнение откладывается из года в год.
Действительно, как свидетельствует практика, в настоящее время ремонт и устранение мелких неисправностей по заявкам, поступающим в ОДС, составляют основной объем работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда (47~50%); на работы частичных осмотров и попутного ремонта, осуществляемые подрядными организациями, приходится примерно 14—18%;аварийный ремонт составляет около 1%; оставшаяся доля (около 30%) приходится на работы планово-предупредительного ремонта (ППР).
Выборочный анализ заявочного ремонта, по данным ОДС нескольких жилищных предприятий, показывает (см. табл. 1), что в среднем больше всего поступает заявок на ремонт отопления (около 27%), далее — на ремонт холодного и горячего водоснабжения, ремонт электрооборудования и канализации. Практически все заявки выполняются, доля невыполненных заявок составляет от 1 до 5%. Как правило, это заявки, которые не могут быть выполнены из-за отсутствия материалов, либо заявки на работы, которые относятся к разряду ППР и выполняются в плановом порядке (например, заявки на ремонт кровли).
По мнению подрядчиков, обслуживающих жилищный фонд, планирование всего объема работ текущего ремонта на основе заявок населения далеко не всегда отражает действительные приоритеты необходимости выполнения ремонтных работ с точки зрения сохранности домов и безопасности проживания жителей.
Таблица 1. Выборочный анализ заявочного ремонта (по данным отдельных жилищных предприятий г. Рязани за 1-й и 2-й квартал 1999 г.)*
Виды заявок | Поступило заявок | |
В среднем поОДС( %) Вариация по участкам | ||
Замена сантехоборудования | 2,5 | (%) |
Ремонт кранов | 9,3 | |
Ремонт смывных бачков | 4,9 | |
Канализация | 10,5 | 7-22 |
Холодное водоснабжение | 11,9 | 8-20 |
Горячее водоснабжение | 11,5 | 9-19 |
Отопление | 26,9 | 15-47 |
Ремонт электрооборудования | 11,4 | 2-26 |
Строительные работы | 3,3 | |
Прочие | 3,5 | |
Ремонт кровли | 3,4 | |
Ремонт швов | 0,9 | |
ИТОГО: | 100% (61276 шт.) |
'Приблизительная характеристика жилищного фонда: общая площадь — 7000 кв. м, количество домов/квартир — 3000/152000.
Наиболее целесообразно использовать результаты анализа поступивших заявок при планировании объема работ по техническому обслуживанию жилищного фонда (частичным осмотрам и мелкому ремонту). Для того, чтобы выполнение ремонта по заявкам осуществлялось не в ущерб работам планово-профилактического ремонта, необходимо, чтобы управляющая оргавш-зация осуществляла общие осмотры домов с составлением актов оценки технического состояния для каждого объекта и составляла планы проведения необходимых работ на объектах жилищного фонда. Практика показывает, что на осмотр одного дома опытному инспектору в среднем требуется не более одного дня, следовательно, эта работа может осуществляться регулярно как для планирования ремонтных работ, так и для последующей корректировки составленных планов.
2.11 Совершенствование планирования работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда.
Рекомендуемая схема организации работ основана на принципе пообъектного (подомового) планирования. Перед началом работ по обслуживанию жилищного фонда управляющая организация должна провести полный осмотр объектов домовладения и зафиксировать их исходное техническое состояние. По окончании осмотра на каждый объект (здание и прилегающую территорию) должен быть составлен Акт инвентаризации элементов домовладения с примечаниями по техническому состоянию, отметками о характере, объемах и сроках выполнения требуемых работ по ремонту и благоустройству (рассматривается на практическом занятии) и двух договоров подряда: 1) на санитарное содержание и техническое обслуживание и 2) на выполнение работ текущего ремонта и подготовки к сезонной эксплуатации объектов жилищного фонда.
Для определения необходимого объема работ составляется общий перечень работ по санитарному содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту, с указанием периодичности отдельных видов работ, согласно нормативам по эксплуатации жилищного фонда (Приложение № 2 к Договору 1 на санитарное содержание и техническое обслуживание и Приложение № 1 к Договору 2 на текущий ремонт – см. МУ к практическим.). Далее, исходя из фактического объема выделенного финансирования, управляющая организация на основе проведенного общего осмотра объектов определяет приоритеты, с учетом которых планирует перечень и объемы работ на каждое отдельное домовладение. В случае, если объем выделенного финансирования не позволяет выполнить все работы согласно общему нормативному перечню, управляющей организации по согласованию с собственником жилищного фонда следует внести коррективы в план, оставив в списке только приоритетные работы, которые обеспечены финансированием. В результате на каждый объект жилищного фонда составляется хозяйственно-финансовый план, содержащий перечень работ и мероприятий, которые необходимо выполнить, в том числе по договорам подряда, с указанием их объема, стоимости и сроков исполнения. Для дальнейшего планирования подробных рабочих заданий на каждый день недели на основе хозяйственно-финансового плана составляются графики работ: Примерный график работ по санитарному содержанию домовладения и Примерн