Глава 3. Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «Русклимат-Пенза»»

Как уже было отмечено выше, коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Оценка коммерческих рисков будет проводиться экспертным путем. Экспертные оценки будут включать балльную оценку вероятности наступления рискового события (от 0 до 5, где 0 – невероятное событие; 5 – реальное событие), а также балльную оценку величины возможного ущерба (от 0 до 5, где 0 – отсутствие ущерба; 5 – ущерб, равный величине активов предприятия).

Для начала рассмотрим коммерческие риски, связанные с воздействием так называемых форс-мажорных обстоятельств. В частности, они включают военные действия, мятеж, гражданские беспорядки, восстания, несчастный случай, пожар, взрыв, землетрясение, наводнение, стихийное бедствие, забастовку, конфликты между предпринимателями и рабочими, дефицит необходимых деталей, материалов, рабочей силы или транспорта, случаи введения эмбарго, ограничения, вызванные карантином, невозможностью получения импортных и/или экспортных лицензий или же их аннулирование.

ООО «Русклимат-Пенза» является одним из ведущих игроков рынка розничных продаж климатических систем Пензы. В то же время следует отметить, что на рынке климатической техники Пензы отмечается довольно высокая степень конкуренции, в том числе и со стороны крупных фирм, а также сетевых магазинов электроники. Таким образом, возникает риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на климатическое оборудование вследствие вытеснения его конкурирующими товарами. Вероятность наступления равна 2, так как рассматриваемое предприятие является одним из лидеров рынка с давней положительной репутацией. Ущерб от реализации рискового события оценивается как 3, что связано с широкой диверсификацией товара фирмы.

Риск зависимости от поставщиков, связанный с ограничением поставок товара, диктованием условий сделки, наличием других рычагов воздействия, оценивается невысоко с точки зрения вероятности. Это обусловлено высоким уровнем конкуренции, в том числе и международной, среди поставщиков климатического оборудования. Вероятность наступления события равна 1; ущерб от наступления, включающий расходы на поиск нового поставщика, заключение договора, либо увеличение цены сделки в случае принятия условий поставщика, равен 2.

Также существует риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса. Частично воздействие данного риска смягчается за счет широкого ассортимента предлагаемой продукции (например, тепловых установок, кондиционеров), однако существуют демисезонные периоды, во время которых объем продаж климатической техники существенно снижается. Вероятность наступления события оценивается как 5 (регулярно происходит); ущерб от наступления события оценивается как 2 – вследствие той же диверсифицированности ассортимента, поставки техники на строительство крупных объектов (практически не зависит от сезонности).

Риск отказа клиента от оплаты товара, инжиниринговых услуг возникает крайне редко. В отношении розничной продажи климатической техники в точках сбыта такой риск связан, прежде всего, с возвратом товара. Что касается работы с юридическими лицами, здесь такой риск не возникает. Таким образом, вероятность возникновения риска оценивается как 1, величина возможного ущерба также равна 1 (так как риск связан с реализацией небольших объемов товаров физическим лицам).

Далее рассмотрим риск задержки клиентом приемки климатической техники, климатических систем. В отношении физических лиц такой риск реализуется нечасто, вследствие такой реализации предприятие несет дополнительные трансакционные издержки, издержки, связанные с хранением, транспортировкой, заработной платой персонала. В отношении юридических лиц ситуация обстоит почти также, только случаи задержки возникают реже. Таким образом, вероятность возникновения данного вида риска оценивается как 2, величина возможного ущерба – 1.

Риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя. В отношении физических лиц данный риск практически нереализуем и связан с очень малой величиной убытков. В отношении юридических лиц величина ущерба может быть связана с полной неоплатой товара, услуг (сумма сделки), с оплатой, отложенной по времени, либо осуществляемой частями, нерегулярно. В последних случаях фирма теряет средства в размере дохода от альтернативного вложения данных денежных средств, а также инфляции. В совокупности вероятность реализации рискового события равна 3 (за счет юридических лиц и с учетом кризисного состояния экономики); величина возможного ущерба – 3.

Риск, связанный со снижением качества товара в процессе транспортировки, хранения, монтажа, осуществляемого силами ООО «Русклимат-Пенза». Вероятность возникновения данного рискового события (без учета нормы брака) равна 2, что связано с высоким профессионализмом персонала, контролем, регламентированностью, качеством перечисленных этапов процесса обращения. Величина вероятного ущерба включает расходы на ликвидацию либо замену товара, неустойку, дополнительные расходы на транспортировку, хранение, зарплату; она также равна 2.

Далее рассмотрим риск, связанный с повышением закупочной цены товара. Вероятность наступления рискового события достаточно высока (4), что связано, прежде всего, с высоким темпом инфляции. Возможный ущерб от возникновения события оценивается невысоко (1).

Риск, связанный с работой персонала предприятия. Прежде всего, он связан с неверным анализом и прогнозированием конъюнктуры рынка сбыта; неэффективной организацией маркетинговой деятельности предприятия. Вероятность наступления такого события довольно низка (1), что обусловлено профессионализмом и высоким уровнем компетенции персонала, регулярным повышением квалификации, заинтересованностью в повышении результатов работы предприятия. Величина возможного ущерба оценивается как 3, так как в случае реализации предприятие может понести расходы, связанные с невозможностью продажи товара (цена сделки приобретения, расходы на ликвидацию, транспортные расходы, расходы на дополнительные исследования).

И, наконец, рассмотрим риск систем, подразумевающий риск сбоя программного обеспечения при проведении текущих операций, ошибки в методологии работы, отказе телекоммуникационных систем. Вероятность реализации рискового события оценивается как 1, что обусловлено как факторами, рассмотренными в предыдущем риске, так и высоким качеством используемой техники и программного обеспечения. Вероятный ущерб оценивается как 2, так как в случае наступления рискового события предприятие может понести расходы, связанные с незаключенными сделками, просрочкой исполнения обязательств, неэффективной организацией работы и другими факторами.

Следует отметить, что, разумеется, были рассмотрены не все коммерческие риски, их перечень значительно превышает приведенный здесь. Однако, перечисленные выше виды коммерческих рисков относятся к наиболее значимыми, что обуславливает необходимость их оценки и выбора мер воздействия и профилактики.

Представим оцененные экспертным путем выявленные риски, а также их интегральную оценку (индекс риска), в виде таблицы 1.1.

Индекс риска, или ранг риска, определяемый по формуле (1.1).

Ir = P × I, где:

Ir – индекс риска (интегральная оценка)

Р – вероятность возникновения риска;

I – ожидаемая величина потерь.

Индекс риска дает возможность судить о степени воздействия и уровне риска. Степень воздействия показывает серьезность негативных последствий в будущем и показывает будущее развитие событий. Уровень риска характеризует степень его приемлемости для компании и показывает нуждается ли риск в нейтрализации или нет. Если в деятельности предприятия выявляются недопустимые риски, то они обрабатываются в первую очередь.

Таблица 1.1.Оценка вероятности, ущерба и интегральная оценка основных коммерческих рисков ООО «Русклимат-Пенза»

№ п/п Вид коммерческого риска Вероятность (балл) Ущерб (балл) Индекс риска
Риск форс-мажорных обстоятельств
Риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на климатическое оборудование вследствие вытеснения его конкурирующими товарами
Риск зависимости от поставщиков
Риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса
Риск отказа клиента от оплаты
Риск задержки клиентом приемки товара
Риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя
Риск, связанный со снижением качества товара в процессе обращения
Риск, связанный с повышением закупочной цены товара
Риск, связанный с работой персонала предприятия
Риск систем

Исходя из таблицы 1.1 наиболее значимыми рисками (по индексу риска) ООО «Русклимат-Пенза» являются риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса; риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя, риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на климатическое оборудование вследствие вытеснения его конкурирующими товарами.

Таким образом, были рассмотрены, оценены экспертным путем и выявлены наиболее значимые виды коммерческих рисков ООО «Русклимат-Пенза».

Заключение

Деятельность любого предприятия связана с ситуацией объективно существующей и принципиально неустранимой неопределенности, обусловленной отсутствием полной информации. Неопределенность является основной характеристикой риска. Объективно существующая и принципиально неустранимая неопределенность приводит к тому, что риск никогда не бывает нулевым. Неопределенность – это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения. Существуют следующие основные причины неопределенности: отсутствие полной, объективной информации; случайность; противодействия.

Существующие в настоящее время определения риска можно отнести к классической либо неоклассической теориям риска. В работе были представлены основные отличительные черты понятия «риск».

Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно классификации по основным сферам, областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски.

Коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

Существуют следующие основные причины коммерческого риска: снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснения его конкурирующими товарами (товарами-заменителями), введение ограничений на продажу; повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта; непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей коммерческой операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно-постоянных расходов); непредвиденные потери товара; снижения качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены; повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы; сложности, возникающие при приемке товаров (услуг) покупателем, в том числе задержка, отказ, что повышает расходы предприятия; низкая платежеспособность покупателя на момент осуществления коммерческой операции; отказ клиента от оплаты товара (услуги) надлежащего качества, количества; форс-мажорные обстоятельства.

В основе управления риском, направленного на снижение вероятности наступления негативных последствий и величины возможного ущерба, лежит оценка риска, характеризующая степень неопределенности результата производственно-хозяйственных операций. Оценка риска представляет собой совокупность процедур идентификации факторов, причин его возникновения, анализа возможностей и последствий проявления риска. Различают качественную и количественную оценки риска.

В данной работе были определены и оценены экспертным путем (балльным оценками) основные коммерческие риски ООО «Русклимат-Пенза». Оценка проводилась в несколько этапов: вначале были экспертно оценены основные меры риска – вероятность и ущерб; затем на их основе был определен так называемый индекс риска – интегральная оценка данного вида риска. На основе индекса риска были выявлены самые значимые коммерческие риски ООО «Русклимат-Пенза».

Таким образом, в данной работе были рассмотрены теоретические основы управления коммерческими рисками, а также их практическое применение на основе торгового предприятия ООО «Русклимат-Пенза».

Список литературы

1. Бадалова, А.Г. Управление рисками деятельности предприятия: Учебное пособие / А.Г. Бадалова, А.В. Пантелеев. - М.: Вузовская книга, 2015. - 234 c

2. Балдин, К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: Учебное пособие / К.В. Балдин, И.И. Передеряев. - М.: Дашков и К, 2015. - 418 c.

3. Барикаев, Е.Н. Управление предпринимательскими рисками в системе экономической безопасности. Теоретический аспект: Монография / Е.Н. Барикаев, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 159 c.

4. Белов, П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. часть 1: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Г. Белов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 211 c.

5. Белов, П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. часть 2: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Г. Белов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 250 c.

6. Воробьев, С.Н. Управление рисками в предпринимательстве / С.Н. Воробьев, К.В. Балдин. - М.: Дашков и К, 2016. - 482 c.

7. Воронцовский, А.В. Управление рисками: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.В. Воронцовский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 414 c.

8. Домащенко, Д.В. Управление рисками в условиях финансовой нестабильности / Д.В. Домащенко, Ю.Ю. Финогенова. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2015. - 238 c.

9. Егоренков, Л.И. Теория и управление рисками в страховании / Л.И. Егоренков. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 224 c.

Наши рекомендации