Глава 1. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия
Курсовая работа
Тема:Управление коммерческими рисками ООО «Русклимат-Пенза»
Выполнил: студент группы________________13ЭП1бв Голубничая К.С
Руководитель: к.э.н., доцент Бекренева Н.Н
Пенза, 2017
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия. 4
1.1. Понятие риска. 4
1.2. Классификация коммерческих рисков. 6
Глава 2. Управление коммерческими рисками на примере ООО «Русклимат-Пенза» 15
2.1 Резюме предприятия ООО «Русклимат-Пенза. 15
2.2 Характеристика деятельности предприятия ООО «Русклимат-Пенза». 16
Глава 3. Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «Русклимат-Пенза»» 19
Заключение. 26
Список литературы.. 28
Введение
В условиях нестабильной макроэкономической ситуации актуальна проблема поиска и внедрения в практику таких форм и методов управления компанией, использование которых позволяло бы не доводить предприятие до кризисного состояния, несмотря на макроэкономические факторы.
Риск как неотъемлемый элемент экономической, политической и социальной жизни общества неизбежно сопровождает все направления и сферы деятельности любой организации, функционирующей в рыночных условиях. Таким образом, в настоящее время проблема исследования риска приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная часть теории и практики управления.
Большинство управленческих решений принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов: отсутствием полной информации, элементами случайностей и некоторыми другими. Правильность и обоснованность выбранной стратегии предпринимательской деятельности определяют успех предприятия в сфере бизнеса. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций.
Чтобы предприятие могло успешно функционировать в условиях рыночной экономики нужно идти на риск. Можно сказать, что не существует предпринимательской деятельности без риска. Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня.
Предметом данной работы является изучение теории и практики управления коммерческими рисками предприятия.
Объектом данной работы являются предприятия как субъекты экономической деятельности вообще и торговое предприятие города Пенза ООО «Русклимат-Пенза» в частности.
Глава 1. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия
Понятие риска
Деятельность организации всегда связана с определенным риском, т.е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой.
Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.
Риск можно рассматривать двояко. С одной стороны, это событие, которое может произойти или не произойти, вследствие чего возможен отрицательный, нулевой или положительный результат (технический, социальный, экономический и пр.) С другой стороны, риск – это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь.
Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов и случайностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей. Иными словами, риск имеет объективное и субъективное происхождение. Несмотря на то что с риском в экономической сфере люди встречаются перманентно, его тeоретическая изученность явно недостаточна. Объясняется это, наверное, тем, что здесь долго не видели предмета для собственно теоретических исследований, полагая всю эту область относящейся лишь к практике.
В последние десятилетия положение стало изменяться, к этому предмету довольно активно обратились западные, а с началом экономических реформ - и наши исследователи, Тем не менее до сегодняшнего времени общепринятой трактовки экономического преломления понятия риск не выработано. Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в ХVII в. французским экономистом шотландского происхождения Р.Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои интересы в условиях неопределенности. Развитие концепции риска прежде всего связано с исследованиями природы дохода предпринимателя. Последователи Р.Кантильона в оценке риска как существенной характеристики придерживались в принципе схожих взглядов, а именно: предпринимательский доход или его часть в той или иной форме являются платой за риск и качественно отличаются от дохода (прибыли) на авансированный капитал и заработной платы. Представитель немецкой классической школы XIX в. И. фон Тюнен, пытаясь определить величину предпринимательского дохода, или "выигрыша", прямо связывал его появление с предпринимательским риском. Выявление дохода предпринимателя относительно теории риска впервые, хотя и в неявной форме, вводит в экономический анализ предпринимательской функции понятие вмененных потерь или прибылей в результате неиспользования альтернативного курса действий. По Тюнену, ожидания предпринимателя отражают сознательный выбор в пользу неопределенной, чреватой риском потери, ситуации. В случае неблагоприятной для него ситуации он может потерять все в отличие от служащего. Таким образом, в описанной немецким экономистом ситуации выигрыш должен быть, кaк минимум, равен доходу служащего, однако предприниматель рискует, и чем больше этот риск, тем больше должен быть выигрыш по сравнению с возможными потерями, т.е. с минимальным доходом.
Заключение
Деятельность любого предприятия связана с ситуацией объективно существующей и принципиально неустранимой неопределенности, обусловленной отсутствием полной информации. Неопределенность является основной характеристикой риска. Объективно существующая и принципиально неустранимая неопределенность приводит к тому, что риск никогда не бывает нулевым. Неопределенность – это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения. Существуют следующие основные причины неопределенности: отсутствие полной, объективной информации; случайность; противодействия.
Существующие в настоящее время определения риска можно отнести к классической либо неоклассической теориям риска. В работе были представлены основные отличительные черты понятия «риск».
Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно классификации по основным сферам, областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски.
Коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Существуют следующие основные причины коммерческого риска: снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснения его конкурирующими товарами (товарами-заменителями), введение ограничений на продажу; повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта; непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей коммерческой операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно-постоянных расходов); непредвиденные потери товара; снижения качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены; повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы; сложности, возникающие при приемке товаров (услуг) покупателем, в том числе задержка, отказ, что повышает расходы предприятия; низкая платежеспособность покупателя на момент осуществления коммерческой операции; отказ клиента от оплаты товара (услуги) надлежащего качества, количества; форс-мажорные обстоятельства.
В основе управления риском, направленного на снижение вероятности наступления негативных последствий и величины возможного ущерба, лежит оценка риска, характеризующая степень неопределенности результата производственно-хозяйственных операций. Оценка риска представляет собой совокупность процедур идентификации факторов, причин его возникновения, анализа возможностей и последствий проявления риска. Различают качественную и количественную оценки риска.
В данной работе были определены и оценены экспертным путем (балльным оценками) основные коммерческие риски ООО «Русклимат-Пенза». Оценка проводилась в несколько этапов: вначале были экспертно оценены основные меры риска – вероятность и ущерб; затем на их основе был определен так называемый индекс риска – интегральная оценка данного вида риска. На основе индекса риска были выявлены самые значимые коммерческие риски ООО «Русклимат-Пенза».
Таким образом, в данной работе были рассмотрены теоретические основы управления коммерческими рисками, а также их практическое применение на основе торгового предприятия ООО «Русклимат-Пенза».
Список литературы
1. Бадалова, А.Г. Управление рисками деятельности предприятия: Учебное пособие / А.Г. Бадалова, А.В. Пантелеев. - М.: Вузовская книга, 2015. - 234 c
2. Балдин, К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: Учебное пособие / К.В. Балдин, И.И. Передеряев. - М.: Дашков и К, 2015. - 418 c.
3. Барикаев, Е.Н. Управление предпринимательскими рисками в системе экономической безопасности. Теоретический аспект: Монография / Е.Н. Барикаев, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 159 c.
4. Белов, П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. часть 1: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Г. Белов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 211 c.
5. Белов, П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. часть 2: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Г. Белов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 250 c.
6. Воробьев, С.Н. Управление рисками в предпринимательстве / С.Н. Воробьев, К.В. Балдин. - М.: Дашков и К, 2016. - 482 c.
7. Воронцовский, А.В. Управление рисками: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.В. Воронцовский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 414 c.
8. Домащенко, Д.В. Управление рисками в условиях финансовой нестабильности / Д.В. Домащенко, Ю.Ю. Финогенова. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2015. - 238 c.
9. Егоренков, Л.И. Теория и управление рисками в страховании / Л.И. Егоренков. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 224 c.
Курсовая работа
Тема:Управление коммерческими рисками ООО «Русклимат-Пенза»
Выполнил: студент группы________________13ЭП1бв Голубничая К.С
Руководитель: к.э.н., доцент Бекренева Н.Н
Пенза, 2017
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия. 4
1.1. Понятие риска. 4
1.2. Классификация коммерческих рисков. 6
Глава 2. Управление коммерческими рисками на примере ООО «Русклимат-Пенза» 15
2.1 Резюме предприятия ООО «Русклимат-Пенза. 15
2.2 Характеристика деятельности предприятия ООО «Русклимат-Пенза». 16
Глава 3. Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «Русклимат-Пенза»» 19
Заключение. 26
Список литературы.. 28
Введение
В условиях нестабильной макроэкономической ситуации актуальна проблема поиска и внедрения в практику таких форм и методов управления компанией, использование которых позволяло бы не доводить предприятие до кризисного состояния, несмотря на макроэкономические факторы.
Риск как неотъемлемый элемент экономической, политической и социальной жизни общества неизбежно сопровождает все направления и сферы деятельности любой организации, функционирующей в рыночных условиях. Таким образом, в настоящее время проблема исследования риска приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная часть теории и практики управления.
Большинство управленческих решений принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов: отсутствием полной информации, элементами случайностей и некоторыми другими. Правильность и обоснованность выбранной стратегии предпринимательской деятельности определяют успех предприятия в сфере бизнеса. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций.
Чтобы предприятие могло успешно функционировать в условиях рыночной экономики нужно идти на риск. Можно сказать, что не существует предпринимательской деятельности без риска. Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня.
Предметом данной работы является изучение теории и практики управления коммерческими рисками предприятия.
Объектом данной работы являются предприятия как субъекты экономической деятельности вообще и торговое предприятие города Пенза ООО «Русклимат-Пенза» в частности.
Глава 1. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия
Понятие риска
Деятельность организации всегда связана с определенным риском, т.е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой.
Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.
Риск можно рассматривать двояко. С одной стороны, это событие, которое может произойти или не произойти, вследствие чего возможен отрицательный, нулевой или положительный результат (технический, социальный, экономический и пр.) С другой стороны, риск – это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь.
Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов и случайностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей. Иными словами, риск имеет объективное и субъективное происхождение. Несмотря на то что с риском в экономической сфере люди встречаются перманентно, его тeоретическая изученность явно недостаточна. Объясняется это, наверное, тем, что здесь долго не видели предмета для собственно теоретических исследований, полагая всю эту область относящейся лишь к практике.
В последние десятилетия положение стало изменяться, к этому предмету довольно активно обратились западные, а с началом экономических реформ - и наши исследователи, Тем не менее до сегодняшнего времени общепринятой трактовки экономического преломления понятия риск не выработано. Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в ХVII в. французским экономистом шотландского происхождения Р.Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои интересы в условиях неопределенности. Развитие концепции риска прежде всего связано с исследованиями природы дохода предпринимателя. Последователи Р.Кантильона в оценке риска как существенной характеристики придерживались в принципе схожих взглядов, а именно: предпринимательский доход или его часть в той или иной форме являются платой за риск и качественно отличаются от дохода (прибыли) на авансированный капитал и заработной платы. Представитель немецкой классической школы XIX в. И. фон Тюнен, пытаясь определить величину предпринимательского дохода, или "выигрыша", прямо связывал его появление с предпринимательским риском. Выявление дохода предпринимателя относительно теории риска впервые, хотя и в неявной форме, вводит в экономический анализ предпринимательской функции понятие вмененных потерь или прибылей в результате неиспользования альтернативного курса действий. По Тюнену, ожидания предпринимателя отражают сознательный выбор в пользу неопределенной, чреватой риском потери, ситуации. В случае неблагоприятной для него ситуации он может потерять все в отличие от служащего. Таким образом, в описанной немецким экономистом ситуации выигрыш должен быть, кaк минимум, равен доходу служащего, однако предприниматель рискует, и чем больше этот риск, тем больше должен быть выигрыш по сравнению с возможными потерями, т.е. с минимальным доходом.