Истина как цель человеческого познания. Типы и критерии истины.
Истина как цель человеческого познания. Типы и критерии истины.
Различные трактовки понятия «истина» • Соответствие знаний действительности. • То, что подтверждено опытом. • Некое соглашение, конвенция. • Свойство самосогласованности знаний. • Полезность полученного знания для практики.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Абсолютная истина • Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе. • Знания, которые никогда не могут быть опровергнуты
Относительная истина • Неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания. • Знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения
Возможные критерии истины • Соответствие законам логики. • Соответствие ранее открытым законам той или иной науки. • Соответствие фундаментальным законам. • Простота, экономичность формы. • Парадоксальность идеи. • Практика.
Практика — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте
Характерные черты практики
• Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
• Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
• Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
• Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)
Формы практики: • Материально-производственная: материальное производство (труд), преобразование природы (На природную среду)
• Общественно-политическая: социальное действие (реформа, революция, война и т. п.)
• Научно-экспериментальная (На природную и социальную среду)
Рукотворные
Исторический центр Санкт-Петербурга. Красная площадь и Кремль в Москве. Сердца обеих столиц вошли в список одновременно - в 1990 году - и сразу по четырем критериям.
Кижи. Этот уникальный ансамбль деревянных построек был включен в перечень ЮНЕСКО тоже в 1990 году. Это настоящее чудо света не только демонстрирует гений человечества, но и удивительно гармонирует с окружающей природой.
В 1992 году ЮНЕСКО принял в свой список еще 3 достопримечательности: памятники Новгорода, Суздаля и Владимира, а также Соловецкий монастырь.
Троице-Сергиева лавра и церковь Вознесения в Коломенском, Ферапонтов монастырь в Вологодской области вошел в список в 2000 году, как и Казанский кремль.
Памятники города Дербента в Дагестане - 2003 год.
Новодевичий монастырь в Москве - 2004 год.
Исторический центр Ярославля - 2005 год.
Геодезическая дуга Струве (2 пункта), которая помогла установить форму, размер и некоторые другие параметры планеты - 2005 год.
Архитектурно-исторический комплекс Булгар - 2014 год.
Понятие морали. Сущность, социальные функции
Мораль — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Особенности норм морали • Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении. • Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений. • Их реализация не нуждается в организованной принуди" тельной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей. • Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы. • Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.). • Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Структура морали
Структура морали складывается из нескольких элементов. Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки. Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения. Таким образом, в структуру морали входят:
а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;
б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);
в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).
Функции морали
Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.
Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
Мировые религии
Линии сравнения | Буддизм | Христианство | Ислам |
Время и место зарождения | VI – V вв. до н.э. Индия | I в. н. э. Восточные провинции Римской империи | Начало VII в. н.э. Азия, Аравийский полуостров |
Территория, на которой проживают исповедующие религию | Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России – Тува, Бурятия и Калмыкия | Преимущественно Европа и Северная Америка | Ближний Восток, Северная Африка. В России – Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа |
Источники вероучения | Типитака («Три корзины») | Библия | Коран, Сунна, Шариат – мусульманское законодательство |
Основы учения | Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей – любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. | Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путём молитвы и покаяния. Про- Поведь терпения, смирения, про- щения обид. | Человек – существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остаётся уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. |
Количество последователей религии | Ок. 500 млн. человек | 2 млрд. человек | Ок. 1,5 млрд. человек |
Образование и его роль в жизни общества. Социальные функции
Образование — один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования
Экономическая. Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности
Социальная. Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности
Культурная. Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.
Основные тенденции образования
Демократизация системы образования. Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
Рост продолжительности образования. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах → удлинение сроков обучения
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям
Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких, как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
Компьютеризация процесса образования. Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба
Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов:
органы управления образованием и подведомственные им учреждения и
организации (министерство образования, департаменты, управления и министерства образования субъектов Российской Федерации и др.);
нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон РФ “Об образовании” и др.);
образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т.д.);
образовательные объединения(научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы, методические советы и т.д.);
учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т.п.);
образовательные концепции, программы, стандарты;
учебную и методическую литературу;
периодические издания (журналы, газеты и т.п.).
Основные виды безработицы
Структурная. Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации
Фрикционная. Работнику, уволенному или покинувшему предприятие по своей воле, требуется некоторое время для нахождения нового рабочего места
Циклическая. Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.
Сумма фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы, т. е. уровень безработицы при полной занятости, который считается нормальным явлением в современной экономике, порождаемым увеличением времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице и относительной устойчивости заработной платы.
Уровень общей безработицы = Общая численность безработных/ Численность экономически активного населения × 100%
Основные направления решения государством проблемы безработицы • Проведение структурной перестройки профессий на уровне квалификации. • Выплата пособий по безработице. • Установление уровня минимальной заработной платы.
Типы экономических систем
Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Истина как цель человеческого познания. Типы и критерии истины.
Различные трактовки понятия «истина» • Соответствие знаний действительности. • То, что подтверждено опытом. • Некое соглашение, конвенция. • Свойство самосогласованности знаний. • Полезность полученного знания для практики.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Абсолютная истина • Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе. • Знания, которые никогда не могут быть опровергнуты
Относительная истина • Неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания. • Знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения
Возможные критерии истины • Соответствие законам логики. • Соответствие ранее открытым законам той или иной науки. • Соответствие фундаментальным законам. • Простота, экономичность формы. • Парадоксальность идеи. • Практика.
Практика — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте
Характерные черты практики
• Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
• Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
• Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
• Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)
Формы практики: • Материально-производственная: материальное производство (труд), преобразование природы (На природную среду)
• Общественно-политическая: социальное действие (реформа, революция, война и т. п.)
• Научно-экспериментальная (На природную и социальную среду)