Валовый доход, прибыль и рентабельность
Основой жизнедеятельности предприятий и отраслей является создаваемая в них добавленная стоимость, за счет которой возмещаются потребленные в них авансированные ресурсы и другие затраты, а также формируется прибыль, получение и максимизация которой является долговременной целью деятельности любого предприятия. От величины добавленной стоимости зависят масштабы расширенного воспроизводства предприятий, отчисления ими денежных средств в государственный и местный бюджеты. Показатели прибыли и добавленной стоимости, являющиеся составными частями более общего результата хозяйственной деятельности, — реализации товаров — чаще всего выступают в качестве целей и мотивов их деятельности.
Обобщающим показателем деятельности предприятий и отраслей принято считать валовую продукцию, которая отражает меру их вклада в удовлетворение общественных потребностей. В отличие от промышленности, где обычно применяется термин «валовая продукция», отрасли торговли не производят товары и создаваемая в них стоимость называется валовым доходом. Эта стоимость создается трудом работников торговли.
Размер доходов предприятия выступает одним из результатов его хозяйственной деятельности. Доходы предприятия являются финансовой основой его деятельности. Наиболее полно экономическая сущность доходов предприятия проявляется через следующие важнейшие задачи, выполнение которых они обеспечивают:
1. Возмещение всех текущих затрат (издержек обращения), связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности. Реализация этой задачи обеспечивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности предприятия.
2. Обеспечение выплат различных видов налоговых платежей, обеспечивающих формирование средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных фондов. Реализация этой задачи обеспечивает выполнение финансовых обязательств предприятия перед государством.
3. Формирование прибыли предприятия, за счет которой образуются фонды производственного развития, дополнительного материального стимулирования персонала, социальных выплат, выплат владельцам имущества, резервный и т.п. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование развития предприятия в предстоящем периоде.
Самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование требуют, чтобы размер валового дохода предприятия превышал затраты, необходимые для выполнения им своих задач, т.е. валовой доход предприятия является исходной предпосылкой для конкурентоспособного функционирования предприятия.
На практике применяются самые разнообразные источники формирования валового дохода – от надбавок или наценок за товарные операции до комиссионных или процента от товарооборота за услуги по организации рыночных связей или помощь в ориентации на рынке. Наиболее распространенный способ определения валового дохода – разность между продажной и покупной ценой товара. Эта разность представляет собой сумму:
− торговых надбавок – на предприятиях розничной торговли;
− оптовых надбавок – на предприятиях оптовой торговли;
− наценок – на предприятиях общественного питания.
Уровень этих надбавок и наценок с конца 1992 г. определяется предприятиями самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка, кроме торговых надбавок, уровень которых регулируется в соответствии с действующим законодательством.
В зарубежной практике широкое распространение получил показатель добавленной стоимости, который включает стоимость промежуточного продукта и поэтому позволяет сравнивать результаты деятельности отраслей товарного обращения с результатами деятельности других отраслей народного хозяйства. В отечественной статистике отражается информация о добавленной стоимости в различных отраслях экономики. Этот показатель используется при измерении стоимости созданных в процессе производства товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта. На уровне отраслей товарного обращения он исчисляется как разность между величиной торговых надбавок и наценок (Н) и величиной так называемого промежуточного потребления (Пп), включающим: оплату услуг других отраслей народного хозяйства, материальные затраты на топливо, энергию, хранение товаров, арендную плату, тару.
Дс = Н – Пп.
Наиболее актуальная область применения данного показателя при расчетах производительности труда.
Универсальным показателем результатов деятельности предприятий и отраслей является прибыль, которая формируется и реализуется как валовая прибыль. Ее основу составляет прибыль от реализации товаров (Пт):
Пт = Н - И.
Другими источниками формирования валовой прибыли (Пв) являются: прибыль от реализации основных средств и иного имущества (Пи), доходы и расходы от внереализационных операций (соответственно Дв и Рв), включающие прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году, убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, и другие результаты (их полный перечень регламентируется нормативными документами по налогообложению прибыли):
Пв = Пт + Пи + Дв – Рв.
Полученный таким образом конечный финансовый результат предприятий называется бухгалтерской прибылью. Кроме бухгалтерской в экономических расчетах широко применяется экономическая прибыль, которая представляет собой разность между суммой валового дохода соответствующих отраслей обращения и суммой экономических издержек обращения. Равенство экономической прибыли нулю означает, что предприниматель получает нормальную прибыль, которая включает не только доход от покрытия явных (бухгалтерских издержек), но и возмещение скрытых издержек, а также издержек упущенных возможностей.
Прибыль и добавленная стоимость являются формами чистой и условно чистой продукции, адекватно отражающими конечные результаты деятельности предприятий и отраслей товарного обращения. Они создаются трудом работников этих предприятий, а также за счет прибавочного продукта производственных отраслей в порядке оплаты услуг по реализации товаров.
Сущность и значение прибыли проявляется в выполняемых ею функциях накопления и стимулирования. Эффективность выполняемых прибылью функций обусловлена как массой и уровнем получаемой прибыли, так и существующим порядком ее распределения, особенно в части налогообложения прибыли и других доходов предприятий и отраслей товарного обращения.
Основой формирования прибыли торгового предприятия (а на многих из них — единственный источник ее формирования) является его коммерческий доход. Поэтому в процессе управления доходами на предприятиях торговли ему отводится главная роль.
Коммерческий доход от реализации товаров в процессе управления его формированием может быть выражен следующими основными показателями:
1.Общей суммой коммерческого дохода от реализации товаров, полученной в определенном периоде.
2.Уровнем коммерческого дохода от реализации товаров к объему товарооборота. Он определяется по следующей формуле:
УКДт = , |
где УКДт — уровень коммерческого дохода от реализации товаров к объему товарооборота, в %;
КДр — общая сумма коммерческого дохода предприятия от реализации товаров в определенном периоде;
Т — общий объем товарооборота предприятия в том же периоде.
3.Уровнем коммерческого дохода от реализации товаров к объему используемых операционных активов. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
УКДа = , |
где УКДа - уровень коммерческого дохода от реализации товаров к объему используемых операционных активов, %;
КДр - общая сумма коммерческого дохода предприятия от реализации товаров в определенном периоде;
- средняя сумма операционных активов предприятия в этом же периоде, рассчитанная методом средней хронологической.
4.Средним уровнем торговой надбавки. Он определяется по следующей формуле:
УТН= , |
где УТН - средний уровень торговой надбавки, %;
КДр - общая сумма коммерческого дохода предприятия о реализации товаров в определенном периоде;
Т - общий объем товарооборота предприятия в том же периоде.
Сумма коммерческого дохода торгового предприятия от реализации товаров зависит от трех важнейших факторов:
а) уровня цен закупки товаров у поставщиков. В рамках товарного предложения на потребительском рынке эти цены обычно варьируют в определенном диапазоне. Выбор наиболее приемлемых для торгового предприятия цен закупки в увязке с другими условиями поставки осуществляется в процессе обоснования эффективности коммерческих сделок по закупке товаров различных поставщиков;
б) уровня цен реализации товаров покупателям. Этот уровень торговые предприятия устанавливают дифференцирование по отдельным товарам с учетом состояния спроса на них, уровня издержек обращения по их реализации, уровня их налогоемкости, необходимости обеспечения целевой суммы прибыли и ряда других факторов. Многообразие этих факторов и сложность их комплексного учета определяют необходимость разработки в этих целях специальной политики ценообразования («ценовой политики») на торговом предприятии;
в) объема реализации товаров.
С учетом этих определяющих факторов строится процесс управления коммерческим доходом на торговом предприятии.
Основной целью управления коммерческим доходом является обеспечение возмещения всех издержек обращения, связанных с торговой деятельностью предприятия, и максимизация суммы его прибыли от реализации товаров.
В процессе управления коммерческим доходом на торговом предприятии последовательно осуществляются следующие основные функции (рис. 3).
Рисунок 3 - Содержание основных функций системы управления коммерческим доходом на торговом предприятии
Прибыль — наиболее универсальный и обобщающий конечный результат хозяйственной деятельности. Масса прибыли характеризует экономический эффект, а ее величина относительно авансированных, примененных и (или) потребленных ресурсов и других затрат — эффективность или прибыльность предприятий и отраслей товарного обращения. Показатели рентабельности (прибыльности) позволяют оценивать различные стороны эффективности предприятий при сравнении их в динамике со среднеотраслевыми показателями и с показателями других предприятий и отраслей. При их исчислении в качестве числителя применяются как валовая прибыль, так и прибыль от основной деятельности, прибыль до вычета и после вычета налогов.
Среди экономистов не существует единого мнения относительно признания того или иного показателя рентабельности в качестве общепринятого. Нет единства и в отношении терминов. В зарубежной литературе под нормой прибыли подразумевается отношение прибыли к авансированному капиталу, и под прибыльностью — отношение прибыли как к авансированному капиталу, так и к объему продаж, условно-чистой продукции и т. п.
Для оценки рентабельности в отраслях товарного обращения наиболее широко применяются следующие показатели:
− отношение прибыли к объему продаж товаров;
− отношение прибыли к объему инвестиций;
− отношение прибыли к стоимости активов.