Экономика товарного обращения
ЭКОНОМИКА ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Учебно-методическое пособие
САМАРА
ББК 65.42
УДК 339.142(07)
Э-40
Экономика товарного обращения. Учебно-методическое пособие / Автор-составитель С.И.Нестерова. - Самара: МИР, 2009. - 81 с.
Учебно-методическое пособие по курсу «Экономика товарного обращения» содержит программу курса, его краткое содержание, задания к контрольной работе и требования к ней, список рекомендованной литературы.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов Международного института рынка, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии».
Рецензенты: к.т.н., доц. В.Е.Павлович, к.ф.н., доц. Г.В.Погодина
Печатается по решению Научно-методического совета
Международного института рынка
Ó Международный институт рынка, 2009
Содержание
Содержание. 3
Введение. 4
Программа курса. 6
1.ФУНКЦИИ И РОЛЬ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.. 10
2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ.. 13
2.1.Принципы и содержание государственного регулирования товарного обращения. 13
2.2.Методы государственного регулирования товарного обращения. 17
3.РЫНОК И ЕГО ФУНКЦИИ. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА.. 21
3.1.Рынок как регулятор финансово-хозяйственной деятельности общества. 21
3.2.Субъекты и инфраструктура рынка. 22
3.3.Понятие и сущность конъюнктуры рынка. 23
3.4.Система показателей конъюнктуры рынка. 24
4.СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ОПТОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ 26
5.СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ.. 30
6.ТОВАРООБОРОТ И ЕГО АНАЛИЗ. 36
7.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 39
8.АССОРТИМЕНТ. УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ... 45
9.СУЩНОСТЬ И СОСТАВ ИЗДЕРЖЕК ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ИЗДЕРЖЕК ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ.. 52
10.ВАЛОВЫЙ ДОХОД, ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. 56
11.ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 61
12.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДА В СИСТЕМЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ.. 70
13.ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В ТОВАРНОМ ОБРАЩЕНИИ.. 72
Варианты контрольной работы.. 76
Литература. 80
Введение
Целью любой экономической системы является удовлетворение спроса потребителей в товарах и услугах. Доведение произведенных товаров до конечных потребителей в условиях рыночной экономики осуществляется системой товарного обращения. Актуальность исследования закономерностей товарного обращения возрастает по мере развития экономики и благосостояния населения.
В соответствии с учебным планом специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания» в цикл специальных дисциплин включен курс «Экономика товарного обращения».
Предметом изучения дисциплины «Экономика товарного обращения» является экономика и организация системы товарного обращения и связанные с ней экономические отраслевые результаты и затраты.
Цельюизучения дисциплины является овладение базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для экономиста-менеджера высшей квалификации, способного применять их на различных уровнях управления субъектами системы товарного обращения.
Задачи курса:
− изучить основные категории, применяемые в экономике и организации товарного обращения;
− изучить концептуальные основы и организационно-экономическую структуру функционирования товарного обращения;
− рассмотреть принципы и методы государственного регулирования товарного обращения;
− рассмотреть современные проблемы развития торговой отрасли России;
− рассмотреть основные направления развития инфраструктуры товарного обращения в ходе экономических преобразований;
− определить резервы и перспективы повышения эффективности функционирования товарного обращения в развитии экономики регионов России.
В результате изучения курса студент должен иметь представление:
− о месте и роли системы товарного обращения в развитии рыночной экономики России;
− о перспективах развития товарного обращения в соответствии с разработанными государственными органами России концептуальными основами инфраструктуры рынков потребительских товаров;
− о взаимосвязи экономики товарного обращения с другими экономическими дисциплинами, изученными студентом в процессе обучения.
В результате изучения курса студент должен уметь:
− оценивать и прогнозировать емкость регионального рынка и рынков отдельных товарных групп;
− определять покупательные фонды населения и величину возможных покупок товаров народного потребления;
− использовать в практической деятельности различные методы прогнозирования товарно-групповой структуры спроса на базе современной вычислительной техники и прогрессивных технологий торговли;
− определять эффективность управления товарными запасами в условиях новых форм развития оптово-посреднических звеньев России;
− оценивать и прогнозировать обеспеченность региона торгово-розничными и складскими площадями;
− применять нормативно-правовые, законодательные документы, используемые при государственном регулировании товарного обращения;
− использовать зарубежный опыт по регулированию товарного обращения.
Программа курса
Тема 7. Товарооборот
Понятие, сущность, классификация товарооборота. Общие принципы управления товарооборотом. Анализ и планирование товарооборота.
ТОВАРООБОРОТ И ЕГО АНАЛИЗ
Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» товарооборот – это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.
Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:
− товара как объекта продажи;
− продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.
Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать:
− во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект;
− во-вторых (в социально-экономическом аспекте) как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни.
В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары — по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.
Различают розничный и оптовый товарооборот.
Розничный товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.
В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет.
Оптовый товарооборот- объем продажи товаров производителями и/или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Оптовый товарооборот классифицируется, как правило, по:
− назначению;
− форме организации товародвижения.
В зависимости от назначения оптовый товарооборот подразделяется на:
− оптовый товарооборот по реализации;
− внутрисистемный оптовый товарооборот.
Оптовый товарооборот по реализации - это продажа товаров предприятиям розничной торговли, массового питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу[2].
Внутрисистемный оптовый товарооборот - это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.
Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот - движение товаров между звеньями оптовой торговли.
Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.
В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборота делится на:
− складской;
− транзитный.
Складской оптовый товарооборот— эта продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий.
Транзитный оптовый товарооборот — это поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья.
В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется.
Основными задачами анализа товарооборота являются:
− проверка степени выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности;
− определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли;
− установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;
− изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику товарооборота;
− комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
− оценка выполнение плана по внедрению прогрессивных методов торговли и их эффективности;
− выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли;
− разработка мер по устранению недостатков в торговле;
− разработка оптимальных стратегических и тактических решений по развитию товарооборота, и торговой деятельности предприятия.
Товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
Товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.
К показателям, характеризующим товарооборот торговой компании, относятся:
1. Объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
2. Объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;
3. Ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (в руб., %);
4. Однодневный объем товарооборота (в руб.);
5. Объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
6. Объем товарооборота на 1 м2 общей площади, в том числе на 1 м2 торговой площади;
7. Время обращения товаров (в днях оборота);
8. Скорость товарооборота (число оборотов);
9. Рентабельность товарооборота (%).
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДА В СИСТЕМЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Длительная эволюция процессов обращения товаров в направлении экономического и организационного обособления труда работников завершилась формированием двухзвенной системы товарного обращения. Затем концентрация торгового и промышленного капитала привела к интенсивному развитию процессов интеграции торговых предприятий с производственными предприятиями и предприятиями других отраслей. Несмотря на разнонаправленные тенденции развития процессов обособления и интеграции, специфика труда, занятого обслуживанием товарного обращения, остается существенным моментом, вызывающим необходимость рассмотрения его экономической природы и особенностей.
Труд работников товарного обращения включает четыре компонента: целенаправленную деятельность работников, или собственно труд; предмет труда; средства труда, с помощью которых осуществляется процесс труда; результат труда. Конкретное содержание и взаимодействие этих компонентов определяются экономической неоднородностью труда, обусловленной двойственностью выполняемых отраслями товарного обращения функций. В соответствии с ними в системе товарного обращения принято выделять трудовые операции, связанные с обслуживанием форм стоимости, доведением товаров от производителей до потребителей, а также с оказанием дополнительных услуг производителям и потребителям товаров.
Основная функция, обособляющая товарное обращение от других отраслей народного хозяйства, заключается в обслуживании смены форм стоимости, или купли-продажи товаров. Предметом труда этой группы работников выступает не товар, так как он создается и потребляется в других сферах, а обращение товаров. По мнению К. Маркса, «особая потребительная стоимость этого труда получила специфическое название «услуги» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности». Следовательно, труд работников товарного обращения направлен на оказание услуг производителям по реализации их товаров, а стоимость этих услуг представляет собой результат их труда. В составе трудовых операций затраты труда на смену форм стоимости наибольший удельный вес занимают в розничной торговле.
В этой отрасли прямо или косвенно продажей товаров занято около половины работников. Однако удельный вес продавцов в общей занятости сокращается, что обусловлено рядом народнохозяйственных и структурно-технологических сдвигов. Например, распространение магазинов самообслуживания привело к существенному изменению трудовых функций совокупного торгового работника. В условиях самообслуживания продавец почти полностью устраняется от товарных операций.
Некоторые экономисты еще в 60-е годы предвидели замену товарно-денежного обращения национальной системой учета с помощью электронно-вычислительной техники. Сейчас уже нетрудно представить ситуацию, когда обращение товаров осуществляется без наличных денег или смена форм стоимости производится без применения живого труда.
Доведение товаров до потребителей является трудоемким процессом, который включает транспортировку и хранение товаров, подработку, сортировку, фасовку, упаковку и др. Такой труд не создает новых товаров, но увеличивает или сохраняет стоимость уже произведенных товаров. Отдельные операции по доработке товаров превращаются в самостоятельные отрасли товарного обращения, например созданная в развитых странах мощная упаковочная индустрия. Вместе с тем фасовка и упаковка товаров остаются характерной функцией оптовой торговли. Наиболее широкий круг воспроизводственных функций выполняют предприятия общественного питания. Труд работников общественного питания направлен на переработку сырья или полуфабрикатов в готовую пищу. Это сближает их труд с характером труда работников пищевой промышленности. Результатом труда работников предприятий общественного питания, связанных с процессом реализации и организации потребления готовой кулинарной продукции и покупных товаров, являются услуги по реализации и организации потребления уже созданных пищевых продуктов.
Все большее число функций отраслей товарного обращения принимают форму дополнительных услуг. Такими функциями являются участие в проектировании товаров, услуги по экспедированию, транспортировке и хранению товаров, научно-исследовательские, консультационные, маркетинговые кредитно-финансовые и другие услуги. Следовательно, осуществление актов купли-продажи в отраслях торговли обрастает разнообразными трудовыми операциями по обслуживанию участников товарного обращения. Именно эти дополнительные функции становятся доминирующими по массе затрачиваемого на них труда в системе товарного обращения.
Таким образом, совокупный труд работников товарного обращения представляет собой результат взаимодействия трудовых операций, направленных на обслуживание смены форм стоимости, транспортировку и материальную доработку товаров, а также на производство разнообразных услуг участникам товарного обращения. При этом продолжается процесс формирования стоимости и добавленной стоимости в отраслях товарного обращения. Трудовая деятельность в системе товарного обращения добавляет к стоимости уже созданных в производстве потребительных ценностей дополнительную стоимость, равную затратам труда, материалов и капитала при прохождении через ее каналы.
Варианты контрольной работы
Контрольная работа выполняется индивидуально каждым студентом в виде ответов на два теоретических вопроса и решения задачи. Задания составлены в десяти вариантах. Выбор номера варианта соответствует последней цифре в номере зачетной книжки студента (при номере, оканчивающемся на 0, студент выполняет вариант №10).
Контрольная работа должна быть представлена в компьютерном исполнении и выполнена в стандартном текстовом редакторе (допускается рукописный вариант). Для оформления текста используются стандартные нелинованные листы бумаги А4. Текст печатается с одной стороны. Размер шрифта 14 (Times New Roman), текст печатается через 1,5 интервала. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, правое – 20 мм.
Работа оформляется в соответствии с требованиями к оформлению дипломной работы. Объем работы 12 – 15 страниц. Обязательны ссылки на использованные источники и нумерация страниц.
Вариант 1
1. Государственное регулирование товарного обращения в развитых странах.
2. Товарооборот: сущность, состав, показатели и факторы, определяющие величину и динамику товарооборота.
3. Плановый годовой объем реализации товара по себестоимости, определяющий объем его закупки, составляет 1000 усл. ден. ед. Средняя стоимость размещения одного заказа составляет 12 усл. ден. ед., а средняя стоимость хранения единицы товара – 6 усл. ден. ед. Определить оптимальный средний размер партии поставки товаров, оптимальный средний размер товарного запаса, используя модель EOQ.
Вариант 2
1. Государственное регулирование товарного обращения в России.
2. Ассортимент: понятие, классификация, свойства, подходы к определению оптимальных показателей ассортимента.
3. У торгового предприятия потребность в наличных составляет 1000 тыс. руб. в месяц. Ожидается, что наличные будут оплачиваться равномерно. Годовая ставка составляет 20%. Стоимость каждой операции займа или снятия денег со счета составляет 100 руб. Определить оптимальную сумму операции и среднюю величину кассового остатка, используя модель Баумоля.
Вариант 3
1. Формирование конкурентных условий развития товарного обращения в России.
2. Производительность и эффективность труда в товарном обращении. Основные направления повышения эффективности труда.
3. Себестоимость единицы товара равна 1620 руб. Сумма наценки – 850 руб. Рассчитать: а) процент наценки на себестоимость; б) то же на основе цены реализации.
Вариант 4
1. Современное состояние и экономические проблемы развития товарного обращения в России.
2. Формы и методы воспроизводства основных фондов товарного обращения, их экономическая характеристика и роль на современном этапе.
3. Первоначальные цены: изделия А – 500 руб., изделия Б – 600 руб., изделия В – 700 руб. По этим ценам продано: изделия А – 60 шт., изделия Б – 20 шт., изделия В – 10 шт. Суммы уценок (скидок с цены): по изделию А – 50 руб., по изделию Б – 100 руб., по изделию В – 200 руб. Со скидками продано: изделия А – 120 шт., изделия Б – 150 шт., изделия В – 180 шт. Рассчитать средний процент скидок в цене реализации.
Вариант 5
1. Зарубежный опыт организации оптово-посреднической деятельности.
2. Издержки товарного обращения: сущность, состав, показатели и факторы, определяющие уровень и динамику издержек товарного обращения.
3. Предприятие планирует продажу нового товара. Рассчитайте его цену, используя метод полных издержек, если себестоимость этого товара составляет 50 тыс. руб., рентабельность данного товара – 25% по отношению к полной себестоимости.
Вариант 6
1. Состояние и основные направления развития оптово-посреднической деятельности в России.
2. Товарные ресурсы: сущность, состав, показатели и факторы, определяющие уровень и динамику товарных ресурсов.
3. Коэффициент эластичности спроса по цене на некий товар равен -0,5; спроса по доходу – 0,8. Определить, на сколько процентов изменится объем спроса на данный товар, если его цена снизилась на 10%, а доходы потребителей возросли на 20%.
Вариант 7
1. Диверсификация в системе товарного обращения.
2. Валовый доход: сущность, состав, показатели и факторы, определяющие уровень и динамику валового дохода.
3. Заполните приведенную ниже таблицу, считая, что количество разновидностей йогурта, предусмотренное ассортиментным перечнем, составляет 94 разновидности. Приведите расчет коэффициентов полноты ассортимента и устойчивости ассортимента. Сделайте вывод.
№ проверки п/п | Фактическое количество разновидностей йогурта | Коэффициент полноты ассортимента |
Коэффициент устойчивости ассортимента |
Вариант 8
1. Состояние и основные направления развития торговли в России.
2. Методы прогнозирования спроса.
3. Цена изделия в первом квартале составляла 250 тыс.руб. Во втором квартале цены поднялись на 8%. Постоянные расходы предприятия оставались неизменными и составляли 2500 тыс. руб. Удельные переменные расходы в первом квартале были равны 70 тыс. руб., а во втором – увеличились на 5%. Рассчитайте, как изменение цены повлияет на критический объем реализации.
Вариант 9
1. Состояние и основные направления развития торговли в развитых странах.
2. Прибыль: сущность, виды, показатели и факторы, определяющие величину и динамику прибыли.
3. Фирма закупает 3000 шт. товара по цене 10 тыс. руб. Поставщик предлагает оптовую скидку, равную 5%. Какова будет стоимость закупаемой партии товара?
Вариант 10
1. Состояние и основные направления развития предприятий общественного питания в России.
2. Методы определения потребности в торгово-складской сети.
3. Фирма реализует 400 ед. товара в месяц, стоимость каждого заказа равна 200 тыс. руб., стоимость хранения каждой единицы товара – 10 тыс. руб. Определить, чему равен оптимальный размер заказа, сколько заказов следует делать в месяц.
Литература
Основная литература
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. №51-ФЗ от 30.11.1994 (с изм. и доп.).
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. №14-ФЗ от 26.01.1996 (с изм. и доп.).
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3. №146-ФЗ от 26.11.2001 (с изм. и доп.).
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4. №230-ФЗ от 18.12.2006 (с изм. и доп.).
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 08.08.2001 (с изм. и доп.).
- Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» №948-1 от 22.03.1991 (с изм. и доп.).
- Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 (с изм. и доп.).
- Федеральный закон «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 (с изм. и доп.).
- Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17.08.1995 (с изм. и доп.).
- Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Экономика товарного обращения. Красноярск, 2008.
- Гребнев А.И., Баженов Ю.К. Экономика торгового предприятия. М., 2003.
- Ерохина Л. И., Башмачникова Е. В., Марченко Т. И. Экономика предприятия в сфере товарного обращения. М., 2007.
- Петров П.В. Экономика товарного обращения. – М., 2003.
- Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения. М., 2002.
- Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения. М., 2005.
Дополнительная литература
- Петров П.В., Соломатин А.Н. Прогнозирование емкости рынка. СПб, 1997.
- Платонов В.Н. Организация розничной торговли. Минск, 1996.
- Соломатин А.Н. Ефимов В.В., Шакланова Р.И. Экономические ресурсы в сфере товарного обращения и эффективность их использования. СПб, 2000.
- Соломатин А.Н., Шакланова Р.И. Финансовые аспекты товарного обращения. СПб, 2000.
5. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под ред. А.Н. Соломатина. – М., 2004.
- Экономика предприятий торговли / Под ред. Р.П. Валевич. Минск, 2003.
[1] Трансакционные издержки – операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение товаров; стоимость ресурсов, используемых для нахождения торговых партнеров, проведения переговоров об условиях торговли, составления контрактов и обеспечения прав собственности, получаемых посредством конкретных операций.
[2] Клиринг - система взаимных безналичных расчетов за товары, основанная на учете взаимных финансовых требований и обязательств.
[3] Под клирингом в данном случае имеется ввиду товарное погашение денежных обязательств.
[4] Пример комплекса – товары для женщин. В нем можно выделить следующие постоянные микрокомплексы: верхняя демисезонная и зимняя одежда, блузы и кофты, костюмы и юбки, платья, домашняя и спортивная одежда, обувь, предметы женского туалета, товары для невесты, подарочные комплекты для женщин.
ЭКОНОМИКА ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Учебно-методическое пособие
САМАРА
ББК 65.42
УДК 339.142(07)
Э-40
Экономика товарного обращения. Учебно-методическое пособие / Автор-составитель С.И.Нестерова. - Самара: МИР, 2009. - 81 с.
Учебно-методическое пособие по курсу «Экономика товарного обращения» содержит программу курса, его краткое содержание, задания к контрольной работе и требования к ней, список рекомендованной литературы.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов Международного института рынка, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии».
Рецензенты: к.т.н., доц. В.Е.Павлович, к.ф.н., доц. Г.В.Погодина
Печатается по решению Научно-методического совета
Международного института рынка
Ó Международный институт рынка, 2009
Содержание
Содержание. 3
Введение. 4
Программа курса. 6
1.ФУНКЦИИ И РОЛЬ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.. 10
2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ.. 13
2.1.Принципы и содержание государственного регулирования товарного обращения. 13
2.2.Методы государственного регулирования товарного обращения. 17
3.РЫНОК И ЕГО ФУНКЦИИ. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА.. 21
3.1.Рынок как регулятор финансово-хозяйственной деятельности общества. 21
3.2.Субъекты и инфраструктура рынка. 22
3.3.Понятие и сущность конъюнктуры рынка. 23
3.4.Система показателей конъюнктуры рынка. 24
4.СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ОПТОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ 26
5.СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ.. 30
6.ТОВАРООБОРОТ И ЕГО АНАЛИЗ. 36
7.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 39
8.АССОРТИМЕНТ. УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ... 45
9.СУЩНОСТЬ И СОСТАВ ИЗДЕРЖЕК ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ИЗДЕРЖЕК ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ.. 52
10.ВАЛОВЫЙ ДОХОД, ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. 56
11.ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 61
12.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДА В СИСТЕМЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ.. 70
13.ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В ТОВАРНОМ ОБРАЩЕНИИ.. 72
Варианты контрольной работы.. 76
Литература. 80
Введение
Целью любой экономической системы является удовлетворение спроса потребителей в товарах и услугах. Доведение произведенных товаров до конечных потребителей в условиях рыночной экономики осуществляется системой товарного обращения. Актуальность исследования закономерностей товарного обращения возрастает по мере развития экономики и благосостояния населения.
В соответствии с учебным планом специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания» в цикл специальных дисциплин включен курс «Экономика товарного обращения».
Предметом изучения дисциплины «Экономика товарного обращения» является экономика и организация системы товарного обращения и связанные с ней экономические отраслевые результаты и затраты.
Цельюизучения дисциплины является овладение базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для экономиста-менеджера высшей квалификации, способного применять их на различных уровнях управления субъектами системы товарного обращения.
Задачи курса:
− изучить основные категории, применяемые в экономике и организации товарного обращения;
− изучить концептуальные основы и организационно-экономическую структуру функционирования товарного обращения;
− рассмотреть принципы и методы государственного регулирования товарного обращения;
− рассмотреть современные проблемы развития торговой отрасли России;
− рассмотреть основные направления развития инфраструктуры товарного обращения в ходе экономических преобразований;
− определить резервы и перспективы повышения эффективности функционирования товарного обращения в развитии экономики регионов России.
В результате изучения курса студент должен иметь представление:
− о месте и роли системы товарного обращения в развитии рыночной экономики России;
− о перспективах развития товарного обращения в соответствии с разработанными государственными органами России концептуальными основами инфраструктуры рынков потребительских товаров;
− о взаимосвязи экономики товарного обращения с другими экономическими дисциплинами, изученными студентом в процессе обучения.
В результате изучения курса студент должен уметь:
− оценивать и прогнозировать емкость регионального рынка и рынков отдельных товарных групп;
− определять покупательные фонды населения и величину возможных покупок товаров народного потребления;
− использовать в практической деятельности различные методы прогнозирования товарно-групповой структуры спроса на базе современной вычислительной техники и прогрессивных технологий торговли;
− определять эффективность управления товарными запасами в условиях новых форм развития оптово-посреднических звеньев России;
− оценивать и прогнозировать обеспеченность региона торгово-розничными и складскими площадями;
− применять нормативно-правовые, законодательные документы, используемые при государственном регулировании товарного обращения;
− использовать зарубежный опыт по регулированию товарного обращения.
Программа курса