Виды инновационной деятельности предприятий
Инновационная деятельность предприятий должна быть направлена на освоение новых видов продуктов, услуг, на новые технологии, расширение рынков и т.д. Новизна продукта (товара) или процесса должна всегда сопровождаться ростом экономического эффекта от его использования. Реализуемые в экономике инновации очень разнообразны. Все разнообразие инноваций, используемых предприятиями (организациями), можно сгруппировать по трем признакам (таблица 11).
По степени новизны выделяют инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации.
Новизна бывает абсолютная, относительная и частичная. Новизна считается абсолютной в том случае, если отсутствую аналоги конкретному новшеству. Новизна будет относительной, если касается новшества, впервые внедряемого на данном предприятии, но уже применявшегося на других предприятиях. Частичная новизна это обновление какого-либо элемента, узла изделия.
Базисная инновация – нововведение, базирующееся на результатах научно-технических разработок, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике, направленное на освоение технических систем и технологий новых поколений.
Улучшающая инновация – нововведение, служащее созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их изготовления.
Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.
По причинам возникновения инновации делят на два вида: реактивные и стратегические.
Реактивные инновации направлены на выживание фирмы, они появляются как реакция на реактивные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.
Стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.
По характеру применения различают:
- продуктовые инновации, которые направлены на производство и использование новых продуктов и услуг;
- рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках;
- инновации-процессы, нацеленные на новые технологии, организацию процесса и управление;
- социальные инновации, ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур;
- комплексные инновации, представляющие единство нескольких видов изменений.
У каждого предприятия возникает необходимость создать конкурентные преимущества, а это возможно осуществить за счет использования такого инструмента, каким являются инновации. При этом, чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем большая вероятность успешной деятельности.
Таким образом, используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.
Инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Инновационная инфраструктура включает следующие виды организаций: технологические парки и инкубаторы; информационные и инновационные центры трансферта технологий и центры коллективного пользования научно-исследовательским оборудованием; инновационные и венчурные фонды; организации, оказывающие услуги в сфере консалтинга, маркетинга, информационного кадрового обеспечения, сертификации, инжиниринга, финансового лизинга.
В каждом регионе формируется своя инновационная инфраструктура.
- технополис – представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы.
- технологический парк – это научно-производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой, основная задача которого состоит в формировании благоприятной сферы для развития малых наукоемких фирм-клиентов.
- инкубатор сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень информационных услуг, занимает одно или несколько зданий.