Упражнение «Анализ процессов, протекающих в компании»

Дайте общее описание процессов, протекающих в вашей компании. Это очень важно, поскольку помогает увидеть, в какой из частей стоимостной цепочки кроются ваши ключевые сферы компетенции. Более того, анализ этих процессов позволит вам превратить сложную реальность в нечто абстрактное. Двигаться нужно «в обратном порядке» – другими словами, от конечного продукта к процессам, которые позволяют его получить. Попытайтесь объединить как можно больше процессов в один основной процесс или этап общего процесса. Если в компании существует несколько основных процессов (на практике их редко бывает больше пяти), то нужно описать каждый из них. Важно составить описание всех основных процессов компании, пусть неполное и не слишком подробное. При этом постарайтесь ответить на следующие вопросы:

• Что выпускает данное отделение компании?

• Какие основные процессы для этого требуются?

• Каковы основные составляющие (этапы) этих процессов?

• Какие исходные ресурсы (знания, сырье и материалы, время) необходимы для этого процесса?

• По каким основным количественным показателям (обороту, затратам, длительности производственного цикла, численности персонала, количеству изготавливаемых изделий) можно судить об этом процессе?

• Какие взаимоотношения или взаимосвязи требуются для этого процесса?

• Какие функции (управление, системы, знания, навыки) реально необходимы для этого процесса?

• Как организовано управление этим процессом?

• Какие процессы управления (например, планирование) наиболее важны для компании?

Факторы, способствующие успешной работе компании

Вопросы

Какие факторы способствуют успешной работе вашей компании?

• Что ваша компания делает лучше, чем другие компании, работающие на том же рынке?

• Какие факторы имеют важнейшее значение для успешной работы компании в будущем?

Упражнение «Беседа со своими служащими»

Рядовые сотрудники зачастую знают о компании гораздо больше, чем ее руководство. Поэтому пойдите и поговорите с десятью сотрудниками компании, при этом спросите их:

• Что мы делаем правильно?

• Что мы делаем неправильно?

• На что жалуются наши клиенты?

• Что вам больше всего нравится в компании?

• Что вам больше всего не нравится в компании?

• От чего вы хотели бы предостеречь руководство компании?

Этап второй: генерирование идей

Обратите внимание на своих клиентов

Вопросы

Почему клиентам нравится ваша компания?

• Почему они обращаются к вам, а не пользуются товарами или услугами одного из ваших конкурентов?

• Какую выгоду получают ваши клиенты, которую они, по-видимому, не могут получить в других компаниях?

• Какие принципиальные преимущества выделяют вас из общей массы других компаний отрасли?

• Какие новые преимущества вы хотели бы предложить своим клиентам?

• Какие ключевые сферы компетенции и навыки вам потребуется приобрести, чтобы предлагать эти преимущества успешно и на долгосрочной основе?

Упражнение «Беседа с клиентами»

Поговорите откровенно со своими клиентами, желательно с глазу на глаз. Спросите у них, каковы, по их мнению, достоинства вашей компании, что именно нуждается в улучшении, какими навыками обладает ваша компания и чем она выгодно отличается от своих конкурентов. Убедитесь, что вам отвечают честно и искренне. Специально попросите собеседника ничего не скрывать. И слушайте внимательно, обращая внимание не только на то, что вам говорят, но и на то, о чем умалчивают, потому что зачастую невысказанное бывает отнюдь не менее информативным.

Обратите внимание на свои продукты и услуги

Вопросы

Обладают ли ваши продукты и услуги повышенной ценностью?

• Какие преимущества и выгоды получают потребители, приобретая ваши продукты или пользуясь вашими услугами?

• Обладают ли ваши продукты или услуги дополнительной ценностью в глазах потребителей и позволяют ли они им получить то, чего иначе они получить бы не могли?

• Каковы особые требования, которыми вы руководствуетесь, когда производите свою продукцию или оказываете свои услуги?

• Нужны ли для этого какие-либо специальные навыки или технологии?

• Требует ли производство продукции или оказание услуги обладания специальными знаниями?

• Когда вы набираете новых служащих, предъявляете ли вы к ним особые требования?

• Должны ли ваши служащие обладать специальными знаниями, навыками или определенным типом мышления?

• Какие важнейшие качества им необходимы, чтобы справляться с порученной работой?

• Если вам позвонит кто-то из самых влиятельных людей, заинтересованных в развитии вашей компании, и попросит вас улучшить качество вашего продукта или услуги, что будет тем единственным усовершенствованием, которое вы захотите сделать?

Наши рекомендации