Упражнение «Анализ процессов, протекающих в компании»
Дайте общее описание процессов, протекающих в вашей компании. Это очень важно, поскольку помогает увидеть, в какой из частей стоимостной цепочки кроются ваши ключевые сферы компетенции. Более того, анализ этих процессов позволит вам превратить сложную реальность в нечто абстрактное. Двигаться нужно «в обратном порядке» – другими словами, от конечного продукта к процессам, которые позволяют его получить. Попытайтесь объединить как можно больше процессов в один основной процесс или этап общего процесса. Если в компании существует несколько основных процессов (на практике их редко бывает больше пяти), то нужно описать каждый из них. Важно составить описание всех основных процессов компании, пусть неполное и не слишком подробное. При этом постарайтесь ответить на следующие вопросы:
• Что выпускает данное отделение компании?
• Какие основные процессы для этого требуются?
• Каковы основные составляющие (этапы) этих процессов?
• Какие исходные ресурсы (знания, сырье и материалы, время) необходимы для этого процесса?
• По каким основным количественным показателям (обороту, затратам, длительности производственного цикла, численности персонала, количеству изготавливаемых изделий) можно судить об этом процессе?
• Какие взаимоотношения или взаимосвязи требуются для этого процесса?
• Какие функции (управление, системы, знания, навыки) реально необходимы для этого процесса?
• Как организовано управление этим процессом?
• Какие процессы управления (например, планирование) наиболее важны для компании?
Факторы, способствующие успешной работе компании
Вопросы
Какие факторы способствуют успешной работе вашей компании?
• Что ваша компания делает лучше, чем другие компании, работающие на том же рынке?
• Какие факторы имеют важнейшее значение для успешной работы компании в будущем?
Упражнение «Беседа со своими служащими»
Рядовые сотрудники зачастую знают о компании гораздо больше, чем ее руководство. Поэтому пойдите и поговорите с десятью сотрудниками компании, при этом спросите их:
• Что мы делаем правильно?
• Что мы делаем неправильно?
• На что жалуются наши клиенты?
• Что вам больше всего нравится в компании?
• Что вам больше всего не нравится в компании?
• От чего вы хотели бы предостеречь руководство компании?
Этап второй: генерирование идей
Обратите внимание на своих клиентов
Вопросы
Почему клиентам нравится ваша компания?
• Почему они обращаются к вам, а не пользуются товарами или услугами одного из ваших конкурентов?
• Какую выгоду получают ваши клиенты, которую они, по-видимому, не могут получить в других компаниях?
• Какие принципиальные преимущества выделяют вас из общей массы других компаний отрасли?
• Какие новые преимущества вы хотели бы предложить своим клиентам?
• Какие ключевые сферы компетенции и навыки вам потребуется приобрести, чтобы предлагать эти преимущества успешно и на долгосрочной основе?
Упражнение «Беседа с клиентами»
Поговорите откровенно со своими клиентами, желательно с глазу на глаз. Спросите у них, каковы, по их мнению, достоинства вашей компании, что именно нуждается в улучшении, какими навыками обладает ваша компания и чем она выгодно отличается от своих конкурентов. Убедитесь, что вам отвечают честно и искренне. Специально попросите собеседника ничего не скрывать. И слушайте внимательно, обращая внимание не только на то, что вам говорят, но и на то, о чем умалчивают, потому что зачастую невысказанное бывает отнюдь не менее информативным.
Обратите внимание на свои продукты и услуги
Вопросы
Обладают ли ваши продукты и услуги повышенной ценностью?
• Какие преимущества и выгоды получают потребители, приобретая ваши продукты или пользуясь вашими услугами?
• Обладают ли ваши продукты или услуги дополнительной ценностью в глазах потребителей и позволяют ли они им получить то, чего иначе они получить бы не могли?
• Каковы особые требования, которыми вы руководствуетесь, когда производите свою продукцию или оказываете свои услуги?
• Нужны ли для этого какие-либо специальные навыки или технологии?
• Требует ли производство продукции или оказание услуги обладания специальными знаниями?
• Когда вы набираете новых служащих, предъявляете ли вы к ним особые требования?
• Должны ли ваши служащие обладать специальными знаниями, навыками или определенным типом мышления?
• Какие важнейшие качества им необходимы, чтобы справляться с порученной работой?
• Если вам позвонит кто-то из самых влиятельных людей, заинтересованных в развитии вашей компании, и попросит вас улучшить качество вашего продукта или услуги, что будет тем единственным усовершенствованием, которое вы захотите сделать?