Ваш преемник может быть лучше
Американский специалист по рекламе Дэвид Огилви подарил всем своим ведущим сотрудникам аппарата управления по матрешке, в каждой из которых было еще восемь матрешек мал мала меньше. Открыв последнюю, сотрудник Огилви обнаруживал записку следующего содержания: «Если каждый из нас будет нанимать на работу людей, которые «меньше», чем мы сами, то мы превратимся в компанию карликов. Если же каждый из нас будет принимать людей, которые «больше», чем мы сами, наша компания превратится в предприятие великанов». Прекрасно сказано, не так ли?
То же самое относится и к вашему преемнику. Если вы, увольняясь, остаетесь все же коллективистом, то вполне вероятно, что к вам могут обратиться за помощью в поиске преемника. Поэтому постарайтесь найти такого, кто был бы если не лучше, то по меньшей мере не хуже вас. Это тоже будет способствовать тому, что и после своего ухода вы будете пользоваться в фирме доброй славой.
Люди с неразвитым чувством самооценки часто получают наслаждение от мысли, что якобы в фирме только тогда поймут, что они наделали, если их преемник окажется простофилей. Это заблуждение! Самое большее, пожалуй, что о вас скажут, что «этот простофиля не смог даже найти себе подходящую замену!»
3. Самому писать рекомендацию?
Рекомендации с прежнего места работы — это отдельная тема. В целом она должна быть всегда положительной, так как в противном случае наемный работник вправе потребовать другую. Вы собственно в курсе, что негативные характеристики в рекомендации ваш шеф обязан подкрепить конкретными примерами? Иначе он не имеет права включать их в рекомендацию. Впрочем, вы можете в течение двух лет после вашего ухода с данной фирмы потребовать новую рекомендацию, если считаете, что ваши способности и достижения оценены неточно.
Конечно, существует немало возможностей и негативную оценку выразить в положительной форме. Среди руководителей отделов кадров крупных предприятий вот уже несколько лет циркулирует одна бумага, с помощью которой расшифровывается «секретный код». В соответствии с ней, например, формулировка «считался терпимым сотрудником» означает, что упомянутый сотрудник ссорился со своим руководителем, отличался упрямством и несговорчивостью.
Могу сказать одно — на малых предприятиях, по всей видимости, никто и понятия не имеет о каких-то «тайных кодах». Там приходится радоваться, если соответствующий делопроизводитель имеет хоть какое-то представление о составлении текста рекомендации. Все средние предприниматели, с кем мне приходилось встречаться, при написании и чтении рекомендаций вели себя так же беспомощно, как и ученик младших классов перед первым в своей жизни сочинением.
Я предлагаю вам сказать своему шефу следующее: «Шеф, чтобы сэкономить ваше время и силы, я вот тут написал несколько строк, которые с удовольствием прочитал бы в моей рекомендации. Вы не возражаете?» А затем всучите, ему полностью готовую рекомендацию, которую ему останется только подписать. В девяти из десяти случаев руководитель облегченно вздохнет, потому что тем самым вы освободите его от утомительной работы.
Точка над «i»
Вы знаете, как можно оставить добрую память о себе? Если вы перед уходом составите так называемое досье передачи дел. В последнюю неделю перед уходом вы скорее всего не будете особо загружены работой. Поэтому вы можете совершенно безболезненно посвятить два дня составлению досье. Тем самым вы окончательно дадите понять вашему руководителю и коллегам, что вам действительно дороги и эта фирма, и ее сотрудники.
Среди прочих моментов в подобном досье необходимо отразить следующее:
• По каким проектам велась работа и каково состояние дел по отдельным направлениям?
• Где и какие документы и вспомогательные средства следует искать?
• С какими наиболее важными клиентами и поставщиками вы поддерживали отношения? Кто были ваши непосредственные партнеры по переговорам? Есть ли какие-то особенности, на которые необходимо обратить внимание (например, личные пристрастия)?
• Имеются ли особые источники информации?
• По какому номеру можно дозвониться до вас на новом месте работы в случае возникновения дополнительных вопросов?
Разумеется, вы должны устно или письменно попрощаться со своими самыми важными клиентами и поставщиками, а также представить им, если он уже будет, своего преемника. В случае если вы переходите в конкурирующую фирму, то ваш старомодный шеф, возможно, захочет удержать вас от этого последнего шага из-за боязни, что вы переманите с собой клиентов. Мне не совсем понятны эти страхи, так как в конце концов мы живем в условиях свободного рынка. И, как правило, выигрывает лучший. И все же я бы учел эти опасения шефа и попрощался бы позже, в частном порядке.
Итак, теперь вы должны позаботиться о том, чтобы ваша новая работа действительно стала бы шагом к вершине...
Резюме для нетерпеливого читателя:
1. Оставайтесь коллективистом, даже если вы разочарованы вашей фирмой. Если вы живете по принципу «после меня хоть потоп», то вы лишаете себя многих шансов.
2. Помогите в поисках подходящего преемника. Вы продемонстрируете настоящее благородство, если порекомендуете преемника лучше себя!
3. Напишите сами вашу рекомендацию с прежнего места работы. В любом случае это хорошая тренировка, чтобы несколько «отполировать» свое чувство самооценки. И, вероятнее всего, ваш шеф будет благодарен вам, если вы подарите ему несколько удачных формулировок.
4. Составьте досье передачи дел, где перечислите все, что должен знать ваш преемник. Тем самым вы окончательно возвыситесь над простыми смертными.
Последний вопрос служащего со средней зарплатой: