Когда следует увольнять сотрудника?
В одной из своих работ Макс Фриш написал: «Наши души мучительно жаждут предательства». Звучит не очень утешительно. И тем не менее многие предприниматели своим поведением дают основание считать это утверждение верным. Я вспоминаю, как мне однажды позвонил один предприниматель, который был ужасно расстроен тем, что его лучший сотрудник оказался якобы сущим дьяволом. Предприниматель его уволил. Событие взволновало коллектив — никто не мог объяснить поспешность этого шага.
Вполне достаточно здравого смысла, чтобы понять, когда необходимо уволить сотрудника. Если его деятельность как специалиста не дает ожидаемых результатов, если он виноват в возникающем организационном хаосе или распространяет повсюду ложь и сплетни, то самое время хотя бы поговорить с ним.
Если сотрудник осознает свои слабые стороны, то можно предложить ему помощь, предоставив возможность посещать курсы повышения квалификации с частичной их оплатой за счет фирмы или семинар по организации труда, который поможет ему понять, как облегчить жизнь себе и окружающим.
Если после такой беседы не произойдет заметных изменений в лучшую сторону, следует вновь пригласить сотрудника и сообщить ему, что выход один — или он пишет заявление об увольнении по собственному желанию, или получает уведомление об увольнении от фирмы.
В зависимости от характера сотрудника я все же предпочел бы запретить ему появляться в фирме и предложил собрать свои вещи в моем присутствии. Не забудьте при этом лично проинформировать остальных сотрудников, однако без злости и упреков, иначе невольно могут возникнуть сомнения в правильности вашего стиля руководства. Возможно, у вашего сотрудника были хорошие друзья среди оставшихся, тогда недовольство будет распространяться как вирус, пока вы не сделаете профилактический «укол».
Чтобы ваша советь оставалась чистой, особенно важно не таить обиды на уволенного сотрудника, даже если вы понесли материальные потери. Я знал одного предпринимателя, которого его лучший сотрудник обманул на 60 тыс. франков. В течение нескольких месяцев бедняга не мог больше ни о чем другом думать.
Вы можете представить, как подобное влияет на деятельность всей фирмы. Вместо того чтобы таить обиду, подумайте лучше, чему научил вас случай с уволенным сотрудником. Может быть, вы узнали такое, что иначе далось бы вам еще более болезненным образом.
После этого приступайте к работе и, как положено, с радостным настроением.
Резюме для нетерпеливого читателя
• Если вы образцово руководите своей фирмой, то это автоматически привлекает хороших специалистов, причем независимо от состояния дел на рынке рабочей силы. Кто-то однажды сказал: «Нет плохих работников, есть плохие руководители».
• Приведите в соответствии свои объявления о найме работников и свой опыт в этом деле с действительностью. Если кто-то написал недостаточно хорошее заявление о приеме на работу, это еше не значит, что он будет плохим работником.
• Позаботьтесь о хорошем душевном и физическом самочувствии ваших сотрудников.
• Если сотрудник приходит к вам с какой-то проблемой, то требуйте от него предложений по ее решению. Снабдите сотрудника необходимым инструментом и предоставьте ему возможность самому решать проблему.
• Уделяйте время себе и своим сотрудникам. Время есть у всех, потому что время — это жизнь.
V. «Реклама безбожно дорога, а толку от нее почти никакого!»
Рискуя подвергнуться мысленному линчеванию со стороны многочисленных специалистов по рекламе, хочу признаться, что я пойму любого предпринимателя малого бизнеса если он рано или поздно придет к выводу, что реклама стоит кучу денег и ничего не дает. В начале 1985 г. я самостоятельно занимался рекламой и очень часто сталкивался с подобными высказываниями. Когда же я впоследствии более внимательно изучил работу своих предшественников, мне вдруг все стало понятно.
Приведу примеры. Один из владельцев фирмы, который хотел показать своим потенциальным клиентам, насколько просто обучение иностранному языку по разработанной им методике, заказал художнику-графику, работавшему в рекламе, текст и соответствующую иллюстрацию, заплатив за это 12 тыс. марок. На рисунке был изображен черт и рядом почти гениальная по своей оригинальности фраза. «Научиться дьявольски просто». Этот специалист по рекламе оказался не только ловким типом, что касается гонорара за работу, но и не имел ни малейшего представления о психологии человека. Подобная реклама, согласно современным оценкам, а также горькому и довольно дорогому опыту заказчика, оказывает скорее обратное действие.