Сотрудничество в области экологии
Нарастание негативных экологических процессов неблагоприятно сказывается на состоянии и перспективах развития экономики. Связанные с ним отрицательные явления существенным образом лимитируют возможные масштабы и темпы экономического роста, снижают эффективность и результаты экономических действий, что не может не накладывать своего отпечатка на настоящее и будущее экономики. Здесь складывается своеобразная цепочка негативных взаимодействий, когда производство вызывает неблагоприятные изменения в природе, которые в свою очередь, отрицательно отражаются на производстве. Главные линии этих негативных лимитирующих взаимодействий идут по следующим основным направлениям.
Во-первых, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов создают для экономического роста физические ограничения. Дело в том, что использование природы имеет предел, обусловленный естественными законами воспроизводства природной среды. Антропогенные воздействия на природные процессы не могут выйти за эти пределы. В силу этого развитие экономики может иметь только такие масштабы и темпы, которые позволяют остаться в этих пределах и не ведут за рамки необходимых изменений окружающей среды. Если перейти за эти рубежи, наступит полный экологический коллапс, угрожающий существованию самой жизни на планете.
Во-вторых, ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на развитии производства, наносят ущерб экономике, ухудшают условия жизни человека. Под влиянием загрязнения ускоряется износ зданий, сооружений, машин, оборудования, снижаются качество и эффективность их использования в производстве, нарушается нормальный ход многих технологических процессов. Эти же негативные воздействия ведут к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, падению продуктивности скота и, что особенно страшно, к росту заболеваний и смертности среди людей. В России, например, пятая часть всех заболеваний вызывается ухудшающимся состоянием природной среды.
По всем этим каналам негативные экологические воздействия снижают производительность труда и других факторов, вызывают недополучение продукции, что уменьшает размер ВНП по сравнению с его возможным объемом в условиях, когда отрицательные воздействия на окружающую среду минимизированы. Суммарные потери народного хозяйства по экологическим причинам составляли в нашей стране в 1990г. по официальным данным примерно 5% ВНП, а по подсчетам некоторых экспертов были значительно выше.
В-третьих, нейтрализация отрицательных экономических последствий производственной деятельности, улучшение экологической обстановки, осуществление природоохранных мер требуют возрастающих расходов со стороны государства, местных органов, предприятий. Эти средства должны идти на создание очистных сооружений, на разработку и внедрение экологически чистых технологий, на защиту природы и т.д. Годовой уровень таких затрат составляет в Японии 3-4% ВНП, в США – 2%, в европейских государствах – от 0,5% до 2%. В нашей стране он вырос с 1,24% в 1960г. до 1,43% в 1990г. По оценкам экспертов, в текущем десятилетии мировому сообществу предстоит израсходовать на решение задач, связанных с выходом из экологического кризиса, более 770 млрд. долларов. Отвлечение таких огромных средств уменьшает возможности осуществления других программ развития экономики.
В-четвертых, на возможностях развития экономики в современных условиях начинают все активнее сказываться снижение уровня доступности и качества многих природных ресурсов. Следствием этого является удорожание их добычи и использования, неблагоприятно сказывающееся на параметрах развития экономики.
Лимитирующее значение этого фактора резко усиливается в связи с растущим истощением запасов природных ресурсов и перспективой полного исчезновения многих из них. По оценкам специалистов, в России разведанные запасы свинца будут исчерпаны через пятнадцать лет, цинка – через 10, нефти – через 36, меди и никеля через 40 лет и т.д.
Ученые по-разному оценивают суммарное воздействие углубляющих экологических проблем на судьбы экономики. Одни полагают, что ничего опасного в создавшейся экологической ситуации нет и что поэтому можно по-прежнему развивать экономику высокими темпами во всех странах. Другие, наоборот, считают, что разумного выхода из сложившейся экологической ситуации нет, и единственное, что могут сделать люди, - это приостановить развитие экономики. Они призывают к нулевому росту экономики и к нулевому росту населения.
На самом деле сейчас нет оснований ни для панической приостановки развития экономики и перехода к нулевым темпам, ни для взвинчивания экономического роста. Речь должна идти об оптимизации темпов и пропорций развития экономики, об их динамическом сопряжении с научно-техническим и социальным прогрессом, с формированием разумных потребностей людей, с возможностями ресурсного обеспечения производства и сохранением природной среды.
Чтобы справиться с негативными экологическими последствиями развития экономики, развитые страны сегодня начинают отказываться от изолированного решения экономических и экологических проблем, так как в обстановке углубляющегося экологического кризиса такой путь уже не дает нужного эффекта. В условиях жесткой увязки экономических и экологических аспектов развития только комплексные подходы позволяют рассчитывать на успех в обеспечении рационального и эффективного взаимодействия экономики и природы.
В связи с этим большинство развитых стран переходят от чисто экономической организации воспроизводственного процесса к экологической организации. В них складывается комплексная эколого-экономическая система обеспечения развития производства, эколого-экономическая система хозяйствования. Эта система призвана обеспечить эколого-экономическое равновесие, эколого-экономический баланс, необходимый для выживания человечества. Она должна создать совокупность эффективных, рациональных, взаимоуравновешивающих связей и взаимодействий между экономическими, техническими и естественными процессами. В результате человечество должно прийти к взаимосогласованному, сбалансированному развитию экономики и природы, т.е. к модели устойчивого развития общества. Модель устойчивого развития предусматривает принципиальное изменение характера процесса развития экономики. Из природоемкого средоразрушающего этот процесс должен превратиться в природосберегающий, природоохранительный, средооблагораживающий, экологически чистый процесс. На смену истощению природы и нарушению равновесия в окружающей среде должны прийти ситуации, обеспечивающие гармонизацию отношений в метасистеме «человек - общество – природа» и достижение соответствия между экономическим ростом и биологической устойчивостью окружающей природной среды.
В результате перехода на устойчивое развитие биосфера должна становиться одним из компонентов метаинфраструктуры общественного производства, и воспроизводство природных ресурсов должно все больше интегрироваться со структурами общественного воспроизводства. При этом должна повышаться результативность использования природных факторов в производстве и одновременно обеспечиваться их все большая экономия и воспроизводимость, что в конечном счете должно привести к экономически выгодным эколого-хозяйственным ситуациям и сузить, свести к минимуму, а по возможности и к нулю экологически вредные, экологически опасные хозяйственные ситуации. Все это возможно при условии переосмысления основных принципов взаимодействия общества и природы и перехода к экологически устойчивому экономическому развитию. Как было сказано выше, многие развитые страны сегодня идут именно по этому пути. Однако обеспечение всеобъемлющего устойчивого, сбалансированного и контролируемого развития и переход к новой эре необходимого и безопасного для всего мира экономического роста можно реально гарантировать, только в случае перехода на принципы устойчивого развития всех стран. Эти принципы и пути выхода из экологического кризиса обстоятельно были рассмотрены на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро. В Декларации, включающей в себя 27 рекомендательных признаков, раскрывается существо и цели реализации концепции устойчивого развития. Понятие устойчивого развития включает такие основные положения:
- признание того, что в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
- охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой компонентой процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;
- право на развитие должно реализоваться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и охранении окружающей среды как нынешнего, так и будущего поколений;
- уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты с учетом того обстоятельства, что сегодня на долю трех четвертей населения Земли приходится лишь одна седьмая часть мирового дохода.
Подобный подход будет вести к массированному перемещению экономического роста в развивающиеся страны и регионы. Только путем удовлетворения огромных и всевозрастающих потребностей населения развивающегося мира можно обеспечить возможности и перспективы перехода к новой эре стабильного, оптимального, экологически сбалансированного экономического роста мировой экономики в целом.
Промышленно развитые страны должны первыми пойти по пути осуществления перехода к оптимальному и сбалансированному развитию. За последние несколько лет в промышленно развитых странах под воздействием повышения цен на энергию и в результате потенциальной нехватки ресурсов резко сократился сырьевой компонент в производстве промышленной продукции. Например, Япония в середине 80-х годов использовала лишь 69% сырьевых материалов на каждую единицу промышленной продукции по сравнению с началом 70-х годов. Сегодня главным источником прибавочной стоимости все в большей степени становятся знания и интеллектуальные возможности человека, используемые в производстве товаров и услуг, которые все больше должны ориентироваться как на удовлетворение качественно новых товаров и других материальных потребностей, так и на устремления людей в такие нематериальные области, как отдых, развлечения, культура, образование и духовное развитие.
К примеру, в США снижение использования сырьевых материалов для энергопотребления вызвано двумя основными причинами: по оценкам, около 45% снижения вызвано структурными сдвигами в экономике в пользу менее энергоемкой продукции (так, сократилось производство стали, цемента и т.п.), остальные 55% вызваны более эффективными техникой, технологией, новыми видами экологически чистых производств.
Сегодня все больше продукции изготовляется за счет использования компонентов, поступающих из целого ряда стран, которые могут обеспечивать их высокую конкурентоспособность. Ясно и то, что нельзя обеспечить экологическую безопасность в рамках политических блоков, систем, отдельных стран. Здесь мы имеем дело с общегуманистическими ценностями, требующими нового видения глобальных ситуаций, которое бы в практическом плане позволило обеспечить экологическую стабильность для всей цивилизации и в то же время для каждого члена мирового сообщества. По мере углубления этих процессов промышленно развитые страны все в большей степени будут зависеть от развивающихся стран и Евразии, поставляющих не только сырьевые товары (до недавнего времени основной вид их экспортной продукции), но и многие виды промышленных изделий. Еще одной особенностью станет дальнейшее повышение спроса развивающихся стран на все более сложные виды товаров и услуг, обеспечиваемых ныне промышленно развитыми странами.
В создавшихся условиях справиться в одиночку с экологическим кризисом не может ни одна страна. Для решения глобальной экологической проблемы требуется объединение сил всего мирового сообщества. Только общие условия, только совместные действия всех стран могут предотвратить экоспазм планеты и обеспечить возможность существования будущих поколений. Задача сохранения среды обитания человека носит интернациональный характер.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды насчитывает пока лишь 25-летнюю историю. К началу 70-х годов стало достаточно очевидным, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необходимых изменений в биосфере планеты.
Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП. Действует он на постоянной основе со штаб-квартирой в Найроби (Кения).
В связи с тем, что охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации по эгидой ООН, имеющие статус автономных:
- ЮНЕСКО выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой;
- ФАО имеет своей целью улучшение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесопроизводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных источников энергии;
- ВОЗ имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов;
- ЮНИДО содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;
- МАГАТЕ разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.
Все более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация, как Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ). Созданный в начале 90-х гг., этот фонд предназначен помогать, в основном, развивающимся странам для решения таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФа участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию, Программа ООН по окружающей среде и Всемирный Банк. В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.
Имеется проект ГЭФ и в России. В 1996г. нашей стране предоставлен грант на сохранение биоразнообразия в России на сумму 20,1 млн. долл. Проект рассчитан на период в пять лет до 2001г.
Все указанные выше организации являются самостоятельными, созданными на основе межправительственных соглашений и обладающими широкими международными полномочиями. Кроме них вопросами окружающей среды по отдельным аспектам так или иначе занимаются и другие организации, функционирующие как в составе, так и под эгидой ООН.
Региональные экологические проблемы находят отражение в деятельности комиссий, изучающих социально-экономическое положение в различных частях мира, вырабатывающих рекомендации для правительства и принимающих участие в реализации проектов. Такие комиссии существуют для Азиатского и тихоокеанского регионов (ЭСКАТО), для Латинской Америки (ЭКЛАК), для Европы (ЕЭК), в рамках которых существуют Комитеты по экологической политике.
Все вышеуказанные органы и организации ООН тесно взаимодействуют с многочисленными межправительственными и неправительственными образованиями. К последним можно отнести Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Международную федерацию по защите животных и др.
Импульсы в постановке глобальных эколого-экономических проблем и разработки направлений их решения придают международные конференции по охране природы. Точка отсчета в этой деятельности, как уже говорилось, следует считать Стокгольмскую конференцию (1972г.), день открытия которой - 5 июня - был впоследствии объявлен Всемирным днем окружающей среды. С тех пор подобные конференции приводятся каждые 5 лет. Последняя состоялась в 1992г. в Рио-де-Жанейро.
Важную роль играют также конференции, носящие региональный характер. В 1995 г. в рамках процесса «Окружающая среда для Европы» была проведена Общеевропейская конференция министров соответствующих министерств, на которой была принята «Экологическая программа для Европы».
В 1983г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о подготовке прогноза – «Доклада о глобальных перспективах в области охраны окружающей среды до 2000г. и на последующий период». В 1987г. подготовленный специальной комиссией (комиссия Брунтланд) доклад был одобрен. В нем впервые были сформулированы идеи, составляющие основу концепции устойчивого социально-экономического развития. Было предложено разработать Декларацию по охране окружающей среды, которая регулировала бы поведение государств при переходе к долговременным стратегиям развития. Для активизации усилий в этой области по решению конференции 1992г. была создана комиссия ООН по устойчивому развитию.
В последние годы получили широкое распространение такие формы международного сотрудничества, как конвенции, много- или двусторонние договора, соглашения, резолюции, программы. Их заключение означает принятие странами обязательств по тем или иным аспектам природоохранной деятельности.
Наиболее значимыми являются конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1970г.), об охране озонового слоя (1985г.), по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры, о водно-болотных угодьях, по защите морской среды региона Балтийского моря, об охране Всемирного культурного и природного наследия и др.
Указанные выше конвенции предусматривают применение вполне конкретных мер по достижению установленных целей и параметров. Так, например, в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха ставятся задачи по снижению к определенному времени выбросов серы, окислов азота в установленных объемах, а в последние годы – по ограничению выбросов стойких органических соединений и тяжелых металлов. В 1996-1997 гг. эта Конвенция дополнена соглашениями о трансграничном воздействии промышленных аварий, об охране и использовании трансграничных водных путей и международных озер, об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
В принципе, похожие цели имеют и международные программы по охране окружающей среды, разрабатываемые как в рамках Конвенций и соглашений, так и вне их. В 1993 г. принята Программа действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы в качестве основы для действий национальных правительств, Комиссии Европейского сообщества, международных организаций и частных инвесторов, действующих в регионе.
В основу стратегии, содержащейся в программе, положен подход из трех составляющих: реформы политики, укрепление институциональной структуры и инвестиций. Программа действий охватывает весь спектр мероприятий, которые должны быть проведены для реализации стратегического подхода. Главное внимание уделяется первоочередным действиям, однако, при условии, что они согласуются с решением долгосрочных эколого-экономических и социальных проблем.
Важным аспектом международного сотрудничества является возможность оказания в его рамках финансовой помощи со стороны ряда международных организаций национальным правительством для реализации эколого-экономических программ. Эта помощь представляется, как правило, в виде займов или кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Фонд ЮНЕП и др.
В последние годы Россия принимает активное участие практически во всех формах международного сотрудничества в области природоохраны. Принципы этого сотрудничества изложены в Законе РФ «ОБ охране окружающей природной среды» (ст. 92). В соответствии с ними Россия исходит в своей политике из необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущих поколений и руководствуется при этом следующим:
- каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
- каждое государство имеет право на использование природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
- экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
- хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
- недопустимы любые виды хозяйственной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
- должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;
- должен быть обеспечен свободный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей среды и природосберегающих технологий;
- государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях.
Все эти принципы соответствуют и перекликаются с принципами поведения государств по отношению к природной среде, изложенными во Всемирной хартии природы, принятой Генеральной Ассамблеей ООН.
Выгодной формой международного сотрудничества являются двусторонние связи. Они осуществляются либо в рамках принятых Межправительственных Соглашений в области охраны окружающей среды – у России такие Соглашения заключены с Великобританией, Германией, США, Францией, Финляндией и рядом других стран – либо на иной основе, Как правило, двусторонние договоренности предусматривают реализацию конкретных целей или проектов, привязанных к конкретным регионам с выделением соответствующего финансирования с обеих сторон или оказания помощи. Проекты, реализуемые совместно, многообразны. В качестве примеров можно привести реконструкцию Мурманского завода по переработке жидких низкоактивных отходов (США, Норвегия), реализацию проектов «Интегрированный контроль загрязнений» и «Стратегия управления отходами» (Британский экологический фонд «know how»), «Организация ландшафтного планирования в Байкальском регионе» (Германия), создание новых природных заповедников и биологических станций (Нидерланды) и др.
16.3. Тенденции формирования международных