Для становления рыночных отношений и его задачи

Любая экономическая реформа должна быть, с одной стороны, научно обоснованной для ее организаторов, с другой стороны, понятной для основной массы людей. Рыночную экономику можно создать, только если она будет лежать в сфере интересов значительной части общества.

Переход на путь к рынку сам по себе еще отнюдь не гарантирует успех, он открывает лишь возможность, которая может быть использована лучше или хуже, а то и вовсе утрачена. Дело решают качество, обоснованность и реализация программы, наличие в руках политиков и органов государственного управления инструментов, с помощью которых программа может быть претворена в жизнь, обретая поддержку партий, движений, населения. Рынок должен быть для людей, иначе ничего не получится.

Рыночная экономика со всеми ее чертами существовала не всегда. Как и всякая другая система, она прошла известный путь развития. Процесс формирования и функционирования экономической системы включает: во-первых, постепенное возникновение (становление) системы, приводящее к ее утверждению в обществе как господствующей; во-вторых, период зрелости, полного проявления в процессе функционирования всех ее возможностей; в-третьих, постепенное «умирание» в условиях зарождения и развития элементов будущей системы.

Исторический характер всякой системы (становление, зрелость, умирание) и обусловливает то, что в развитии общества возникают особые – переходные – состояния. Отличительными чертами таких состояний являются: 1) сосуществование элементов старой и новой систем: 2) особый характер противоречий – борьба элементов отмирающей и нарождающейся экономики; 3) неустойчивость, обусловленная самой трансформацией общества и проявляющаяся в альтернативности (неопределенности) вариантов его будущего.

Сложность, многогранность переходного состояния обусловливает специфику определения переходной экономики России. Это: во-первых, черты своей индивидуальной страновой специфики; во-вторых, черты, общие с однородными процессами в других бывших социалистических странах; в-третьих, некоторые общие черты с переходными процессами в развивающихся странах (преобразование госсобственности, глобализация рыночных отношений); в-четвертых, глобальные черты переходности к постиндустриальному обществу. Игнорирование последнего момента означало бы фактически как бы исключение российской экономики из единого потока мирового развития, что вряд ли правомерно.

Модель развития рыночного хозяйства в России должна учитывать, с одной стороны, современные характеристики рынка, с другой стороны, особые исторические условия страны и специфику переходного процесса в российской экономике.

Длительное время у нас отвергались товарно-денежные отношения и соответствующие им формы собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка.

Другая особенность российских условий – разрушение натурального и полунатурального хозяйства, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка продовольствия).

Становление рынка в России осложняется тем, что речь идет о крупномасштабном рынке (по территории, по населению) с огромными различиями в уровнях хозяйствования, в производительности труда, в распределении доходов.

Развитие рыночного механизма в стране невозможно без активной роли государства, огромный опыт действия которого мы имеем.

Переход к рыночным отношениям не может быть равномерным во всех сферах. Больше времени он займет в промышленности и меньше в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, торговля.

Для успешного перехода к рыночному типу хозяйствования необходима эффективная хозяйственная деятельность, т.к. ни один рынок не может существовать без правовой основы. Но одними законами нельзя сломать старый административный механизм, требуются серьезные преобразования в самих хозяйственных структурах.

Специфика переходного процесса в российской экономике состоит: во-первых, исходное состояние, предшествующее переходному процессу – плановая экономика. Характер связей здесь был совершенно иной, чем в «обычной» индустриально-рыночной системе. Поэтому развитие рыночных отношений начинается с нулевой отметки; во-вторых, переходные процессы проявляются здесь не путем простого нарастания прогрессивных тенденций, а неизбежно связаны с глубокими качественными преобразованиями экономики, сломом прежних отношений. В этом смысле это не эволюционный, а революционный процесс; в – третьих, необходимость ломки экономической структуры (отношений собственности) общества, форм хозяйствования («от плана к рынку») означает неизбежность значительных социально-экономических издержек в процессе этих преобразований (спад производства, ухудшение жизни населения, изменение менталитета); в – четвертых, разрыв хозяйственных межреспубликанских связей, распад Советского Союза, Совета Экономической Взаимопомощи; в-пятых, уникальность России проявляется в том, что в ней по сравнению с другими социалистическими странами особенно долго существовала социалистическая (плановая) экономика.

Длительное существование плановой экономики в России объясняется тем, что, во-первых, плановая экономика, действительно, обладает рядом внешне положительных сторон; во-вторых, существованием условий, в которых они реализуются. Эти стороны плановой экономики: способность к значительной концентрации ресурсов, высокая маневренность, быстрота действия приказа, планирование и прогнозирование и др. Условия хозяйствования, благоприятные для проявления этих преимуществ: относительная простота структуры производства, преобладание экстенсивного типа экономического роста, сравнительно небольшой срок, в течение которого действует энтузиазм, порожденный социалистической идеей. Преходящий характер этих условий, нарастающий по мере усложнения народного хозяйства, повышения роли интенсивных процессов в экономике, творческой активной роли человека в производстве, означает кризис плановой экономики.

Формами проявления данного кризиса стали: невосприимчивость плановой экономики к достижениям научно-технического прогресса, их отторжение условиями административно-командных связей, что вело к технической и технологической отсталости страны; снижающаяся эффективность производства; низкий уровень народного потребления; растущая неконкурентоспособность страны на мировом рынке и т.д. Кризис плановой экономики возник не «вдруг». Он развертывался постепенно. Попытки реформ в 50 – 80-е годы не дали результатов. Практика показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связана с ее реформированием. Этот выход – отказ от плановой системы, ее заменой другой.

Переход от плановой системы к рыночной экономике не может быть осуществлен за несколько месяцев. Это длительный, измеряемый десятилетиями переходной период, включающий в себя ряд последовательных этапов. При этом следует различать: период создания и период функционирования рыночной экономики.

Очень сложна и проблема очередности шагов экономической реформы. Разгосударствление, приватизация, демонополизация, структурная перестройка, формирование конкурентной среды, инфраструктуры рынка, интеграция в мировую экономику – длительные процессы, Либерализация цен образует предпосылку их успешного осуществления, подталкивает к их ускорению. Отсюда эти процессы не могут реально стать предпосылкой либерализации.

Элементами «шоковой терапии» в экономике являются либерализация цен, ликвидация так называемого денежного зонтика и переход к структуре цен мирового рынка; либерализация внешнеэкономических отношений; конвертируемость валют; дерегулирование экономики; отмена субсидий; резкое сокращение бюджетного дефицита; жесткая денежно-кредитная политика; финансовая стабильность и быстрая приватизация и др. Но эффективной «шоковая терапия» может быть только в условиях успешной институциональной, структурной, социальной политики, формирования рыночной инфраструктуры.

Либерализация цен приводит к банкротству предприятий, которые при новых ценах сохраниться не могут. Обанкротившиеся предприятия «идут» на аукцион. Однако в таком виде это в России применить было нельзя: либерализация цен и приватизация как долговременные процессы протекают параллельно, а не последовательно. Этап выявления несостоятельных предприятий и их продажи на аукционах начался спустя три года после широкомасштабной приватизации.

Институциональная политика включает регулирование возникновения и развития социально-экономических субъектов рынка (банков, инвестиционных компаний, холдингов, ФПГ, страховых компаний, консалтинговых и аудиторских фирм и т.д.). Институциональные изменения происходят и на уровне предприятия: коммерциализация, акционирование, демонополизация.

Целью структурной политики является приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса, привлечение инвестиций в перспективные сферы, ускоренное развитие инфраструктуры и потребительского сектора. Центр тяжести при ее осуществлении переносится на техническую реконструкцию, регулирование сокращения производства в одних отраслях и роста в других.

Социальная политика должна отражать приоритеты в отношениях с различными слоями населения (дети, инвалиды, безработные, уволенные в запас военнослужащие и др.). Система социальной поддержки должна включать: индексацию доходов, пособия по безработице, целевые дотации уязвимым слоям населения.

Нормальное функционирование рыночной экономики предполагает развитую инфраструктуру: информационная индустрия, развития сферы рекламы, система сертификации и др.

Избранная модель реформирования в России изначально имела три главные составляющие: 1) полную либерализацию экономики, прежде всего цен и внешнеэкономических отношений; 2) массовую форсированную приватизацию, призванную послужить основой такой либерализации; 3) жесткую денежно-кредитную политику, которая должна была обеспечить финансовую стабилизацию, понимаемую как отсутствие инфляции и дефицита бюджета, устойчивость курса национальной валюты. Все эти составляющие остаются базовыми в экономическом курсе страны.

В избранной модели реформирования не предусматривалось предотвращение спада производства. Он не индикатор, а плата за трансформацию экономической системы. Для успокоения же населения обещалось: прекращение спада, а затем и его рост явятся непременным результатом либерализации экономики и достигнутой финансовой стабилизации.

7.2. Экономическая либерализация

Либерализация внутриэкономических отношений в народном хозяйстве связана: во-первых, с освобождением процесса формирования цен от централизованного регулирования; во-вторых, с введением свободы торговли для физических и юридических лиц; в-третьих, с подчинением деятельности производителей требованиям рынка (спроса) - наиболее глубоким и сложным моментом либерализации. Все эти изменения резко меняют существующую в плановой экономике систему хозяйствования, сам образ жизни и мышления людей порождает в обществе проблемы и противоречия.

«Отпуск» цен приводит сразу же к их существенному росту, что обусловливает уменьшение реальных доходов людей, снижение жизненного уровня населения, изменение структуры потребления, сложные проблемы для предприятий в закупке сырья и материалов, выплате зарплаты, возрастает ценовой диспаритет структуры цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие. Так, в 1990 г., чтобы купить тонну горюче-смазочных материалов, нужно было продать 0,3 т зерна, в 2003 г. – 3,6 т «Ножницы» составляют 12 раз.

В теории выделяют два варианта отпуска цен: одномоментный («шоковый») и постепенный. На деле реальная политика либерализации носит «смешанный» характер, склоняясь в сторону того или другого варианта. Чем меньше развиты рыночные отношения к началу либерализации, тем менее эффективен «шоковый» вариант. В России процесс либерализации цен проходит труднее, чем во многих странах Центральной и Восточной Европы.

Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, привыкших работать на госзаказ, сразу теряет сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия, поставленные в рыночные условия, часто оказываются неконкурентно способными на рынке. В-третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, т.е. проблему самого функционирования. В-четвертых, трудное положение производителей усугубляется сокращением спроса населения. В-пятых, в особенно тяжелое положение попадают производства, получающие ранее субсидии от государства. В-шестых, либерализация экономики глубоко противоречит менталитету директорского корпуса, воспитанного условиями плановой системы выполнять задания сверху, не заботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.

Создание эффективного рыночного механизма в экономике требует либерализации и внешнеэкономических связей. Основные формы такой либерализации: расширение доступа в страну зарубежных инвестиций; устранение огосударствления внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта; отмена пошлин, квот, лицензий и льгот; обеспечение конвертируемости национальной валюты. Но политика внешнеэкономической либерализации должна быть оптимальной, т.е., с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их органичное включение в мировое хозяйство, а с другой - не допускать ущерба развитию отечественного производства. В целом в России преобразования в данной области были связаны именно с либерализацией внешних отношений по всем направлениям. Были открыты широкие возможности для притока иностранного капитала. Сделан ряд шагов по обеспечению конвертируемости рубля.

Но противоречивость этих форм обусловливает болезненность процесса внешнеэкономической либерализации российской экономики. Так, отмена квот и лицензий на экспорт при различии внутренних и мировых цен (на нефть, газ, некоторые металлы) порождает необоснованные доходы, «утечку» капитала за рубеж (20-25 млрд. долл. в год), что требует сохранения известного государственного контроля. Частичная конвертируемость рубля порождает «долларизацию» экономики в условиях ее неустойчивости, рост вложений средств населения в доллары.

7.3. Изменение структуры собственности:

Наши рекомендации