Оценка стоимости земель н населенных пунктов методом переноса.
Метод переноса или соотнесения базируется на теоретической предпосылке, что для каждого типа застройки земельного участка существует определённая пропорция между стоимостью земли и стоимостью построек. Метод основан на выявлении среднего соотношения для определённых типов недвижимости в определённом регионе и учёте его в проводимой оценке.
Стоимость земли = Среднее значение доли земли в стоимости объекта × Стоимость объекта
Метод соотнесения целесообразен при очевидной недостаточности сравнимых продаж свободных земельных участков. Он способен дать приемлемые результаты при анализе участков с относительно новыми постройками, стоимость которых можно определить с помощью затратного метода. По мере старения построек и накопления их износа первоначальное соотношение стоимости земли и улучшений (построек) изменяется в пользу увеличения доли, приходящейся на стоимость земли.
Оценка стоимости изобретения как объекта промышленной собственности по прибыли.
Поскольку в соответствии с частью IV ГК РФ (гл. 72 ст. 1367) использование изобретения возможно только на основе лицензионного договора, то стоимость изобретения правомерно определять по стоимости лицензии. Одним из общепринятых случаев определения цены лицензии является оценка ее стоимости по прибыли, получаемой покупателем (лицензиатом).
Предполагаемая прибыль П, которую получит покупатель (лицензиат), составит:
П=Q × Ц × (ВД – ВО) × Н, где
Q – средний годовой объем ожидаемого выпуска продукции (при отсутствии достоверных данных могут быть использованы паспортные данные о производительности оборудования);
Ц – цена единицы продукции, изготавливаемой по лицензии (предпочтительно мировая);
ВД – срок действия лицензионного соглашения (обычно 5-10 лет);
ВО – период освоения предмета лицензии (обычно 1-3 года);
Н – норма прибыли в той или иной области промышленности (обычно 0,1-0,2).
Оценка стоимости товарного знака как объекта промышленной собственности по прибыли.
Стоимость товарного знака рассчитывается как часть прибыли от реализации продукции, защищенной товарным знаком, по формуле:
СТЗ = К × ПРП, где
СТЗ – стоимость товарного знака, руб.;
К – коэффициент, учитывающий характер производства продукции, защищенной товарным знаком, определяется по следующей шкале:
К = до 0,1 – индивидуальное производство,
К = 0,1-0,2 – мелкосерийное производство,
К = 0,2-0,3 – серийное производство,
К = 0,3-0,4 – крупносерийное производство,
К = 0,4-0,5 – массовое производство;
ПРП – прибыль от реализованной продукции, защищенной товарным знаком:
ПРП = Н × Q × Ц, где
Н – норма прибыли;
Q – объем реализуемой продукции за основной срок действия товарного знака;
Ц – вероятная цена единицы продукции, защищенной товарным знаком, руб.
В случае невозможности точного определения характера производства продукции, защищенной товарным знаком, коэффициент К определяется экспертным путем:
К = ПДОП / ПРП, где
ПДОП – дополнительная прибыль, создаваемая товарным знаком.
Оценка стоимости акций.
Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
Акция является специфической формой существования капитала и одновременно товаром, который обращается на фондовом рынке. Её ценность определяется способностью приносить прибыль владельцу. Прибыль по акции генерируется двумя путями – получение дивидендов и рост стоимости акции, связанный с улучшением финансовых показателей компании, расширением ее бизнеса и увеличением стоимости активов.
Оценка акций компании – это определение той доли её стоимости, которая приходится на оцениваемый пакет акций. Оценка может быть проведена для определения рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций, эмитированных открытыми или закрытыми акционерными обществами.
Целями оценки акций могут быть:
· сделки купли-продажи;
· внесения ценных бумаг в уставный капитал предприятий;
· оформление залога для получения кредита;
· определение текущей рыночной стоимости компании и ее активов;
· принятие инвестиционных решений;
· эмиссия акций и др.
Оценка стоимости облигаций.
Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.
Облигации обеспечивают сохранность вложений и фиксированный дополнительный доход, что делает этот инструмент привлекательным для осторожных инвесторов. В то же время всегда существует возможность неплатежа по обязательствам и поэтому анализ надежности эмитента является наиболее важной и, часто, трудоемкой задачей при оценке стоимости облигаций.
Целями оценки облигаций могут быть:
· сделки купли-продажи;
· внесения ценных бумаг в уставный капитал предприятий;
· оформления залога для получения кредита;
· принятие инвестиционных решений.