Необходимость в оценке пакетов акций.
Пакеты акций – товар, имеющий хождение при различных сделках, например, купли (продажи). Но пакеты акций не всегда имеют материально-вещественную форму, что присуще большинству товаров. Они могут выпускаться как в документарной, так и в бездокументарной форме. Также и возможность установления ограничений в смене владельца отличает пакеты акций от иных товаров. Эти ограничения находятся в зависимости от типа акционерного общества (закрытое или открытое), а также от вида акции.
При переходе прав собственности на пакет акций возникает право на долю доходов АО и право на принятие решений по его деятельности (право голоса). Реальный характер управления АО приобретается вместе с пакетом акций. Если компания рентабельна, прибыльна, с высокими перспективами развития, инвестор, располагающий средствами, предпочтет произвести оценку и купить пакет акций.
При оценке пакетов акций преследуются определенные цели:
- расчет предполагаемого уровня рыночной цены (когда отсутствуют данные о результатах биржевых или внебиржевых торгов);
- выявление тенденций, влияющих на определение цен;
- прогнозирование изменений в рыночной стоимости определенных пакетов акций;
- определение вилки цен, по которым будут продаваться (покупаться) пакеты (акции) в будущем.
Также среди основных целей оценки – выявление уровней «переоценки» либо «недооценки» рынком определенных ценных бумаг, для чего и определяют оценочную (действительную) пакетов акций. Для определения возможных будущих прибылей или потерь и возникает необходимость в оценке пакета акций.
Оценка пакетов акций – обязательные случаи:
- купля (продажа) пакетов акций;
- конвертация акций. Разделение либо слияние АО;
- переуступка по долговым обязательствам;
- внесений акций в уставной капитал иных юридических лиц;
- использование акций в качестве залогового имущества;
- оценочная экспертиза при ликвидации компании;
- оценка акций как части имущества при разводе (разделе имущества) либо, наоборот, при заключении брачного контракта;
- выкуп имущества собственника в государственную (муниципальную) собственность, когда в составе имеются акции;
- оценка пакетов акций с целью передачи в доверительное управление.
10. Необходимость в оценке стоимости предприятия (бизнеса) в целях антикризисного управления.
Антикризисное управление – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям предприятия и соответствующий объективным тенденциям его развития.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
- кризисы в определенной мере можно ускорять, отодвигать;
- к кризисам можно и нужно готовиться;
- кризисы можно смягчать;
- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
- кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми.
Одна из основных целей в процессе антикризисного управления – оценка предприятия и получение информации о его стоимости. Увеличение рыночной стоимости предприятия говорит о том, что предприятие находится на стадии роста, а ее снижение является следствием кризисной ситуации.
Цели оценки бизнеса, которые существенно взаимосвязаны с финансовым состоянием предприятия:
- эмиссия новых акций;
- подготовка к продаже обанкротившихся предприятий;
- оценка в целях реструктуризации;
- обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.
Оценка бизнеса, проводимая при антикризисном управлении, выполняет ряд специфических функций. Оценка позволяет определить соотношение между стоимостью имущества и размером задолженности по денежным обязательствам.
Оценку стоимости кризисного предприятия (бизнеса) оценщик может осуществлять с помощью стандартных основных применяемых подходок к оценке: доходного, затратного и сравнительного, однако оценка имущества предприятия в целях антикризисного управления предполагает и такие виды оценки стоимости предприятия, как утилизационная, инвестиционная и стоимость с ограниченным рынком.
Таким образом, один и тот же объект в конкретный момент времени может быть оценен по-разному и иметь различную стоимость.
Проанализировав роль оценки бизнеса в целях антикризисного управления, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, оценка стоимости предприятия очень важна для антикризисного управляющего в качестве исходной информации для принятия решений по восстановлению предприятия, выработки плана действий.
Во-вторых, оценка стоимости является важным фактом эффективности применяемых антикризисным управляющим мер.
В-третьих, оценка стоимости играет немаловажную роль в арбитражном управлении на различных стадиях процедуры банкротства.
11. Необходимость в оценке стоимости предприятия (бизнеса) в целях реструктуризации.
Оценка бизнеса необходима для выбора обоснованного направления реструктуризации предприятия. В процессе оценки выявляют альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену, что и является основной целью собственника и задачей управляющих фирм. Процесс реструктуризации направлен на обеспечение эффективного использования производственных ресурсов, приводящего к увеличению стоимости бизнеса.
Реструктуризация – это совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией развития компании. Реструктуризация нацелена на быстрое скачкообразное улучшение показателей деятельности компании.
Исследование предприятия в целях реструктуризации проводится в три этапа.
1. Анализ текущего состояния предприятия, производственных и финансовых планов руководства.
2. Детализированный финансовый анализ предприятия и выявление внутренних факторов, способствующих росту его стоимости.
3. Анализ возможностей реструктурирования:
- организационного (продажа производственных подразделений, покупка компаний, слияние, создание совместного предприятия, ликвидация подразделения и т.д.);
- финансового (принятие решений в отношении задолженности, увеличения собственного капитала).
Главная цель реструктуризации – поиск источников развития предприятия (бизнеса) на основе внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой стратегий, а внешние – на реорганизации видов деятельности и структуры предприятия.
Последовательное осуществление того или иного варианта стратегий приводит к максимальному увеличению денежного потока и, как следствие, к повышению стоимости предприятия.
Внешние факторы включают реорганизацию видов деятельности и структуры предприятия. Преследуются следующие стратегические цели:
- повышение стоимости бизнеса за счет изменения структуры активов;
- аккумулирование средств на главных направлениях развития бизнеса;
- сохранение корпоративного контроля.
Реструктуризация возможна в случаях, когда различаются текущая стоимость предприятия и потенциальная стоимость, достигаемая после реструктуризации с учетом инвестиционных затрат на ее проведение.
Базовым при расчете стоимости предприятия в целях реструктуризации является метод дисконтирования денежных потоков, а реструктуризация рассматривается как вариант капиталовложений с первоначальными затратами и ожидаемой в будущем прибылью.
При оценке предполагаемого проекта реорганизации необходимо составить прогноз будущих денежных потоков, которые предполагается получить после завершения сделки. При расчете денежных потоков должны быть учтены все синергетические эффекты, чтобы предусмотреть предельное влияние реорганизации.