Ознакомление с торговым объектом
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТОРГОВЫМ ОБЪЕКТОМ
Сеть универсамов «Рублёвский» была основана в 2003 году. Сеть универсамов «Рублёвский» – это «магазины у дома», которые расположены в шаговой доступности от мест проживания покупателей. Они ориентированы на ежедневные покупки. В универсамах представлен широкий ассортимент высококачественных продуктов питания, а также наиболее востребованных товаров непродовольственных групп. Среди предложенного ассортимента особое внимание в сети «Рублёвский» уделяют товарам белорусского производства.
В настоящий момент сеть динамично развивается и насчитывает 72 универсама. Сеть широко представлена в г. Минске (53 магазина), также универсамы работают в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Орше, Жодино, Молодечно, Бобруйске, Светлогорске, Слониме и Речице. Общее число сотрудников составляет более 4000 человек.
В универсамах «Рублёвский» потребитель может не только купить необходимые товары, но и воспользоваться дополнительными сопутствующими услугами. В магазинах сети располагаются: банкоматы, пункты обмена валют, платежные терминалы, аптечные киоски, магазины цветов, салоны сотовой связи и другие сервисы дополнительных услуг.
Сеть универсамов «Рублёвский» является социально направленной. У нас внедрена специальная программа лояльности для пенсионеров. Для этой социальной группы предусмотрена дополнительная скидка на товары в утренние часы, которая составляет 3%. Также в универсамах сети каждую неделю проходят новые акции. Благодаря нам покупатели могут экономить до 40% на покупке некоторых акционных товаров по сравнению с покупкой аналогичных товаров в магазинах-конкурентах.
Сеть универсамов «Рублёвский» каждый год предоставляет большое количество вакансий, обеспечивает своим работникам социальные гарантии, а также проводит обучение.
Кроме того, сеть универсамов «Рублёвский» активно участвует в спонсорской деятельности и оказывает безвозмездную помощь некоммерческим общественным организациям.
Исследуемый универсам расположен в г. Минске по адресу ул. Маяковского, 146.
Общая площадь: 4826 м2.
Торговая площадь: 2711 м2.
Таблица 2.1 – Качественный состав кадров
Категория работников | 2015 г., чел | 2016 г., чел | Отклонение, чел. (+,-) | Темп роста, % |
Руководители | 104,5 | |||
Специалисты | 109,8 | |||
Служащие | 101,9 | |||
Итого: | 103,7 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
В соответствии с данными таблицы 2.1, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. увеличилось общее число работников на 8 чел., из которых: 1 чел. – руководители, 4 чел. – специалисты, 3 чел. – служащие.
В таблице 2.2 рассмотрим структуру и динамику трудовых ресурсов по половому признаку.
Таблица 2.2 – Состав структуры и динамика трудовых ресурсов по половому признаку ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский»
Пол | Количество | Отклонение, (+, –) | Темп роста, % | |
2015 г. | 2016 г. | |||
Женщины | 104,1 | |||
Мужчины | 102,7 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным организации.
В соответствии с данными таблицы 2.2 в 2016 г. общее количество работников увеличилось, а именно: число женщин на 6 чел., мужчин на 2 чел.
В таблице 2.3 приведен состав трудовых ресурсов по возрасту.
Таблица 2.3 – Состав трудовых ресурсов по ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский»
Возраст | Количество | Отклонение, (+, –) | Темп роста, % | |
2015 г. | 2016 г. | |||
18-25 | 112,9 | |||
26-35 | 101,9 | |||
36-45 | 109,1 | |||
46-55 | -10 | 54,5 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным организации.
В соответствии с данными таблицы 2.3, можно сделать вывод, что в 2016 г. существенно снизилось число работников в возрасте 46-55 лет.
В таблице 2.4 рассмотрим состав трудовых ресурсов по стажу работы.
Таблица 2.4 – Состав трудовых ресурсов по стажу ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский»
Стаж работы, мес. | Количество | Отклонение, (+, –) | Темп роста, % | |
2015 г. | 2016 г. | |||
До 6 | 102,4 | |||
6-12 | 124,1 | |||
12-24 | 105,3 | |||
24-36 | -3 | 93,3 | ||
Более 36 | -5 | 87,5 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным организации.
В соответствии с данными таблицы 2.4, в 2016 г увеличилось число работников со стажем работы: до 6 мес. на 1 чел., 6-12 мес. на 13 чел., 12-24 мес. на 2 чел. Вместе с тем, число работников со стажем 24-36 и более 36 мес. существенно сократилось, что говорит об оттоке опытных квалифицированных работников из организации.
В таблице 2.5 рассмотрим состав структуры и динамики трудовых ресурсов по уровню образования.
Таблица 2.5 – Состав структуры и динамика трудовых ресурсов ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» по уровню образования
Уровень образования | Количество | Отклонение, (+, –) | Темп роста, % | |
2015 г. | 2016 г. | |||
Среднее | 101,1 | |||
Среднее специальное | 102,7 | |||
Высшее | 92,4 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным организации.
В соответствии с данными таблицы 2.5, в 2016 г. увеличилось число работников со всеми уровнями образования.
Таким образом, филиал ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» показывает положительные результаты финансово-хозяйственной деятельности, о чем говорят такие показатели, как возросшая рентабельность продаж, чистая прибыль, валовая выручка и производительность труда.
Таблица 4.2 – АВС-анализ товаров ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский»
Товар | Выручка, млн руб | Доля выручки, % | Доля выручки нарастающим итогом, % | Группа ABC |
Непродовольственные товары | 57626,1 | 31,6 | 31,6 | A |
Кондитерские изделия | 41760,7 | 22,9 | 54,5 | A |
Колбасные изделия | 35560,4 | 19,5 | A | |
Молочная продукция | 20059,7 | 11,0 | В | |
Алкогольная продукция | 14771,2 | 8,1 | 93,1 | В |
Полуфабрикаты | 3464,9 | 1,9 | В | |
Мороженное | 3282,5 | 1,8 | 96,8 | С |
Консервы | 3100,1 | 1,7 | 98,5 | С |
Крупы | 911,8 | 0,5 | С | |
Соки | 729,4 | 0,4 | 99,4 | С |
Кофе | 547,1 | 0,3 | 99,7 | С |
Продолжение таблицы 4.2
Чай | 364,7 | 0,2 | 99,9 | С |
Хлебобулочные изделия | 182,4 | 0,1 | С | |
Итого: | - | - |
Примечание – Источник: собственная разработка.
В соответствии с данными таблицы 4.2, основную часть выручки среди всех товарных групп приносят непродовольственные товары (31,6 %).
Кондитерские изделия и колбасные изделия, так же попавшие в группу А приносят 22,9 % и 19,5 %, соответственно.
Группа В включает три группы товаров: молочная продукция, алкогольная продукция, полуфабрикаты и приносит порядка 15 % от всей выручки.
Группа С включает семь групп товаров и приносит порядка 5 % выручки.
В филиале ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» заключаются коммерческие договоры, т.е. договоры, заключаемые на основе свободного волеизъявления, не основанные на обязательном для сторон плановом акте.
Разработка проекта договора в филиале ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» возложена на юридическую службу.
Сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (пункты 2, 3 статьи 404 ГК).
Законодательством и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и др.) и должны предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (пункт 1 статьи 163 ГК).
В филиале ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» используются различные способы заключения договоров (рисунок 4.1).
Рисунок 4.1 – Способы заключения договоров в филиале ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» , %
Примечание – Источник: собственная разработка.
В соответствии с рисунком 4.1, основную долю занимает заключение договоров по факсу и телефону, второе место после заключения договоров по факсу занимают личные встречи, а третье – электронная почта.
Заключение договора по телефону (факсу) является наиболее оперативным и быстрым способом. Однако он предполагает высокую квалификацию, обязательность сторон. В любом случае должно последовать подтверждение, которое удостоверяется должностным лицом в установленном порядке (подпись, печать) или электронной подписью. В таком случае договор считается заключенным.
Договор составляется в двух экземплярах, подписывается двумя сторонами: руководителями организаций (организаций) и главным бухгалтером, указывается дата его подписания, скрепляется печатью.
Филиал ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» в своей работе пользуется правилами приема и исполнения заказов на предприятии, осуществляющих розничную торговлю. В них расписаны правила приема заказов на предприятии и оформление договоров, т.е. прежде, чем разместить заказ на предприятии необходимо подписать договор, а затем на основании подписанного договора открывается номер заказа и предается для выполнения в производство.
Проекты договоров составляются ответственным лицом в административно- управленческом персонале в двух экземплярах и подписываются директором филиала ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» . На подписанных договорах проставляется печать организации .
Договор вступает в силу с момента подписания и действует до истечения срока. Изменение условий договора возможно только по обоюдному согласию сторон. Все изменения оформляются дополнением к договору, подписываются и заверяются обеими сторонами. В случае возникновения споров по договору, которые стороны не могут разрешить путем переговоров, они передаются для окончательного разрешения в хозяйственный суд.
Изменение и расторжение договоров возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом и иными актами законодательства или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
- при существенном нарушении договора другой стороны;
- в иных случаях, предусмотренных настоящим гражданским кодексом и иными актами законодательства или договором.
Порядок изменения и расторжения договора зависит от того, происходит это по соглашению сторон или односторонний. В перовом случае, если одна из сторон считает необходимым изменить или расторгнуть договор, она направляет предложение об этом другой стороне по договору [4, c. 190]. Сторона, получившая предложение об изменении или расторжении договора, обязана дать ответ не позднее срока, указанного в предложении или установленного законодательством либо договором. На случай отсутствия таких сроков в предложении, законодательством установлен тридцатидневный срок.
На рисунке 4.2 представлены графически доли каждой из причин расторжения договоров.
Рисунок 4.2 – Причины расторжения договоров в ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский»
Примечание – Источник: собственная разработка по данным организации.
В соответствии с рисунком 4.2, большая часть расторжения договоров приходится на форс-мажор (61%), далее следует вина второй стороны – 32%, и самый меньший процент (7%) – вина филиала ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» .
В филиале ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» ведется учет заключенных договоров и контроль за их исполнением. Договора хранятся в административно- управленческом отделе. На предприятии имеется номенклатура дел, в которую внесены: индекс дела, заголовок дела, количество дел, сроки хранения дела и номера статей по перечню, примечание.
Договора хранятся 3 года. Уничтожение происходит на основании акта, т.е. составляется приказ директора в котором указывается комиссия по списанию и сроки проведения уничтожения. Все договора по завершению года, оформляются в дела и передаются ответственному на архивное хранение.
В филиале ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» ведется автоматизированный учет договоров поставки. При поступлении товара по данным сопроводительных документов: счета-фактуры, накладной и другим делается разноска. Подсчет выполнения обязательств ведется с нарастающим итогом в пределах срока поставки путем сопоставления предусмотренных к поставке и фактически поставленных товаров.
Выполнение договоров контролируется по общему объему, развернутому ассортименту, срокам поставки, качеству, комплектности, соблюдению транспортных условий, расчетной дисциплины, по вопросам организации оборота тары и средств пакетирования, выполнению условий отгрузки, порядка согласования цены.
Рассмотрим договорную деятельность филиала ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» в таблице 4.3 с учетом рейтинговой оценки по восьми факторам.
Таблица 4.3 – Основные поставщики филиала ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский»
Наименование поставщика | Поставляемая продукция | Рейтинговая оценка по 8 факторам, всего |
«Пинский мясокомбинат» | Мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты | |
«Слонимский мясокомбинат» | Мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты | |
«Минбакалеяторг» | Бакалейные товары | |
«Белбакалея» | Бакалейные товары | |
ИП «Фирусь» | Овощи и фрукты | |
ИООО «Мегавита» | Овощи и фрукты | |
ТКУП «МОБ» | Бакалейные товары | |
ООО «Агравиа» | Овощи и фрукты | |
УП «Минский хладокомбинат №1» | Молочные продукты | |
ИП «Кока-кола» | Безалкогольные напитки | |
«Гормолзавод №2» | Молочные продукты | |
«Гормолзавод №1» | Молочные продукты | |
Рыбокомплекс | Рыба | |
ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» | Молочные продукты | |
Хлебозавод №4 | Хлеб и хлебобулочные изделия | |
ЗАО «Белрыба» | Рыба | |
«Бобруйский мясокомбинат» | Мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты |
Примечание – Источник: собственная разработка.
В соответствии с данными таблицы 4.3, филиал ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» при поставке хлеба и хлебобулочных изделий сотрудничает лишь с одним поставщиком.
Поставки молочной продукции осуществляют два гормолзавода и один хладокомбинат.
Проведем АВС-анализ поставщиков в таблице 4.4.
Таблица 4.4 – АВС-анализ поставщиков филиала ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский»
Наименование поставщика | Объем закупок, млн руб | Доля, % | Доля стоимости с нарастающим итогом, % | Группа ABC |
«Слонимский мясокомбинат» | 16412,5 | А | ||
«Пинский мясокомбинат» | 15865,4 | 8,7 | 17,7 | А |
«Белбакалея» | 8,6 | 26,3 | А | |
«Минбакалеяторг» | 15318,3 | 8,4 | 34,7 | А |
ИП «Фирусь» | 14953,6 | 8,2 | 42,9 | А |
ИООО «Мегавита» | 14771,2 | 8,1 | А | |
ООО «Агравиа» | 13677,1 | 7,5 | 58,5 | А |
ТКУП «МОБ» | 12400,5 | 6,8 | 65,3 | А |
ИП «Кока-кола» | 9300,4 | 5,1 | 70,4 | А |
УП «Минский хладокомбинат №1» | 8388,6 | 4,6 | А | |
«Гормолзавод №2» | 7476,8 | 4,1 | 79,1 | А |
ЗАО «Рыбокомплекс» | 7112,1 | 3,9 | Б | |
«Гормолзавод №1» | 6929,7 | 3,8 | 86,8 | Б |
ТКУП «Хлебозавод №4» | 6382,6 | 3,5 | 90,3 | Б |
ЗАО «Белрыба» | 6200,3 | 3,4 | 93,7 | Б |
ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» | 5835,6 | 3,2 | 96,9 | С |
«Бобруйский мясокомбинат» | 5653,2 | 3,1 | С | |
Итого: | - |
Примечание – Источник: собственная разработка.
В соответствии с данными таблицы 4.4, наименьшую долю в закупках филиале ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» и «Бобруйский мясокомбинат».
Всего с организацией сотрудничает более 140 поставщиков как посредников, так и производителей.
В ООО «Табак-Инвест» стараются избегать связей с поставщиками так как стоимость товаров может увеличиваться за счет оплаты и труда.
Активно ведется договорная работа по сокращению стоимости товара у поставщика
Таблица 5.1 - Интенсивность покупательских потоков по дням недели в ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский»
По дням недели | Уровень интенсивности покупательских потоков по дням, % |
Понедельник | 7,67 |
Вторник | 10,94 |
Среда | 13,82 |
Четверг | 14,52 |
Пятница | 20,78 |
Суббота | 19,18 |
Воскресенье | 13,09 |
Итого |
Примечание - Источник: собственная разработка.
Интенсивность покупательских потоков учитывается при планировании и составлении графиков выхода на работу торгово-оперативного персонала.
Особое внимание в гипермаркете уделяется выкладке товаров, т.к. применяемый метод реализации продукции подразумевает самостоятельный осмотр и отбор товаров покупателями. Все товары обращены лицевой частью упаковки к покупателю. На уровне глаз располагаются товары импульсного спроса (кондитерские изделия, конфеты, чай, кофе), а также товары, дающие хороший товарооборот.
Полки, на которых размещается товар, регулярно моются (1 раз в месяц) и периодически протирается пыль.
Таким образом, в целом организация розничной продажи в ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» соответствует предъявленным требованиям. А используемая форма реализации продукции относится к прогрессивным.
Наряду с выбором активных форм продажи товаров важную роль в повышении уровня торгового обслуживания покупателей играет предоставление им различных дополнительных услуг. Когда покупатели оценивают сервис дополнительных услуг в розничных торговых организациях, они сравнивают свое восприятие предоставленных им услуг с тем, что они ожидали увидеть. Если желание и действительность совпадают, они испытывают удовлетворение, если же сервис услуг оказывается хуже, чем ожидалось, на удовлетворение рассчитывать не приходится. Поэтому, ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» предоставляет широкий комплекс дополнительных услуг.
Таблица 6.1 – Показатели прибыли и рентабельности ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский»
Показатели | 2015 г. | 2016 г. | Отклонение, (+, -) | Темп роста, % |
Валовая прибыль, млн руб | 118,7 | |||
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ и услуг, млн руб | 10122,5 | 13494,2 | 3371,6 | 133,3 |
Прибыль (убыток) от реализации в % к выручке от реализации | 6,5 | 7,4 | 0,9 | - |
Прибыль (убыток) по текущей деятельности, млн руб | 10106,3 | 13475,1 | 3368,8 | 133,3 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн руб | 10106,3 | 13475,1 | 3368,8 | 133,3 |
Чистая прибыль (убыток) , млн руб | 7781,9 | 10375,8 | 133,3 | |
Рентабельность продаж, % | 5,7 | 0,7 | 114,2 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Далее проанализируем направления использования прибыли. Вся прибыль в организации составила 10375,8 млн руб, в том числе направляется: 2018 млн руб в фонд накопления; 5175,8 млн руб в фонд потребления; 3182 млн руб в резервный фонд.
В соответствии с данными таблицы 2.12, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. валовая прибыль возросла на 18,7 %, прибыль от реализации – на 33,3 %, прибыль по текущей деятельности – так же на 33,3 %, прибыль до налогообложения – так же 33,3 %, чистая прибыль так же возросла на 33,3 %.
Рентабельность продаж в 2016 г. по сравнению с 2015 г. увеличилась на 114,2 %.
Проведем анализ финансового состояния организации в таблице 6.2.
Таблица 6.2 – Наличие, состав и структура оборотных средств ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» 2014-2016 гг., млн руб
Виды оборотных средств | 2014г. | 2015г. | 2016г. | Отклонение (+,-), 2016г. от 2014г. | |||
млн. руб. | уд. вес, % | млн. руб. | уд. вес, % | млн. руб. | уд. вес, % | ||
Оборотные активы всего: | |||||||
В том числе: Запасы и затраты | 60,8 | 53,0 | 67,0 | ||||
сырье, материалы | 43,2 | 40,8 | 25,1 | ||||
незавершенное производство | 8,6 | 12,5 | 6,2 | ||||
готовая продукция | 48,2 | 46,6 | 35,7 | ||||
Расходы будущих периодов | 0,7 | 0,6 | 0,4 | -24 | |||
Дебиторская задолженность | 35,5 | 46,0 | 31,2 | ||||
Денежные средства | 2,9 | 0,4 | 1,1 | -158 | |||
Прочие краткосрочные активы | 0,0 | 0,0 | 0,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия.
В соответствии с данными таблицы 6.2, сумма денежных средств снизилась на 158 млн руб, а доля в общей структуре оборотных средств снижается на 1,8 %, снижение этого показателя свидетельствует об ослаблении отвлечения денежных средств предприятия из оборота, на увеличение оборотных активов повлияло снижение суммы денежных средств, что свидетельствует, как правило, об ослаблении финансового состояния предприятия.
Расчет коэффициентов платежеспособности и ликвидности играет существенную роль в анализе результатов деятельности организации в отчетном периоде, в первую очередь, при планировании дальнейшей деятельности организации. Проанализируем коэффициенты платежеспособности и ликвидности в таблице 6.3.
Таблица 6.3 – Показатели ликвидности и финансовой устойчивости ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» за 2014-2016 гг.
Показатели | 2014 г. | 2015 г. | 2016г. | Нормативное значение |
Коэффициент ликвидности: | ||||
- абсолютной | 0,2 | 0,01 | 0,01 | >= 0,2 |
- промежуточной | 0,73 | 0,64 | 0,61 | >0.7-0.8 |
- текущей | 1,96 | 1,63 | 1,41 | >=1,15 |
Коэффициенты финансовой устойчивости: | ||||
- автономии | 0,87 | 0,83 | 0,80 | >=0,5 |
Продолжение таблицы 6.3
- маневренности собственных средств | 0,07 | -0,32 | -0,24 | 0,5 – 0,6 |
- заемных и собственных средств (плечо финансового рычага) | 0,27 | 0,29 | 0,64 | 0,5-0,8 |
- обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,35 | 0,45 | 0,24 | 0,3 |
- соотношения кредиторской и дебиторской задолженности | 0,38 | 0,61 | 0,23 | < =1 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия.
В соответствии с данными таблицы 6.3 за 2014-2016 гг. эффективность деятельности организации снижается. Это связано с сокращением количества производимой продукции, ростом затрат над доходами, снижением прибыли от реализации и показателей рентабельности.
Объединив все товары в группы, проведем из АВС-анализ в таблице 6.4.
Таблица 6.4 – АВС-анализ товаров ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский»
Товар | Выручка, млн руб | Доля выручки, % | Доля выручки нарастающим итогом, % | Группа ABC |
Непродовольственные товары | 57626,1 | 31,6 | 31,6 | A |
Кондитерские изделия | 41760,7 | 22,9 | 54,5 | A |
Колбасные изделия | 35560,4 | 19,5 | A | |
Молочная продукция | 20059,7 | 11,0 | В | |
Алкогольная продукция | 14771,2 | 8,1 | 93,1 | В |
Полуфабрикаты | 3464,9 | 1,9 | В | |
Мороженное | 3282,5 | 1,8 | 96,8 | С |
Консервы | 3100,1 | 1,7 | 98,5 | С |
Крупы | 911,8 | 0,5 | С | |
Соки | 729,4 | 0,4 | 99,4 | С |
Кофе | 547,1 | 0,3 | 99,7 | С |
Чай | 364,7 | 0,2 | 99,9 | С |
Хлебобулочные изделия | 182,4 | 0,1 | С | |
Итого: | - | - |
Примечание – Источник: собственная разработка.
В соответствии с данными таблицы 6.4, основную часть выручки среди всех товарных групп приносят непродовольственные товары (31,6 %).
Кондитерские изделия и колбасные изделия, так же попавшие в группу А приносят 22,9 % и 19,5 %, соответственно.
Группа В включает три группы товаров: молочная продукция, алкогольная продукция, полуфабрикаты и приносит порядка 15 % от всей выручки.
Группа С включает семь групп товаров и приносит порядка 5 % выручки.
В таблице 6.5 рассмотрим показатели выручки от реализации ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» по кварталам за 2016 г.
Таблица 6.5 – Показатели выручки от реализации ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» по кварталам 2016 г.
Квартал | Сумма выручки от реализации, млн руб | Удельный вес, % |
38295,8 | ||
34648,6 | ||
67473,6 | ||
Итого: |
Примечание – Источник: собственная разработка.
В соответствии с данными таблицы 6.5, основная сумма выручки от реализации была получена в четвертом квартале 2016 г. за счет новогодних праздников – 67473,6 млн руб (37 %). Так же существенная сумма выручки была получена во втором квартале – 41943 млн руб (23 %).
К основным проблемам коммерческой деятельности организации относится политика ценообразования, которая до сих пор находится в «плавающем» состоянии.
Таким образом, в филиале ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» реализуется широкий ассортимент товаров, позволяющий удовлетворить спрос покупателей. Основную часть выручки проносит реализация непродовольственных товаров. Анализ доходов показал, что ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» , будучи филиалом организации получает доход только от реализации товаров, т.е. выручку от реализации товаров и услуг, основная масса которой приходится на непродовольственные товары. Так же в ходе анализа было отмечено, что организация не использует рекламу на телевидении и не использует билборды близлежащей улицы для размещения рекламной информации.
К недостаткам коммерческой деятельности в организации можно отнести:
- недостаточно высокий уровень цен при высоком спросе на реализуемые товары;
- не анализируются и не выявляются резервы увеличения объема продаж;
- не в полной мере используются маркетинговые инструменты.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На основании проведенного анализа коммерческой деятельности и ее оценки мы определили проблемы в коммерческой деятельности. Для их решения предлагается:
- повышение цен;
- увеличение объема продаж;
- использование новых маркетинговых инструментов.
Более высокая цена делает товар привлекательным в глазах потребителей или приводит к расширению сегмента покупателей.
Рассмотрим повышение цен как инструмент повышения выручки от реализации. Данное мероприятие не повлечет за собой увеличения себестоимости товаров.
Повышение цен – довольно рискованное мероприятие, однако, учитывая контингент покупателей ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» , можно утверждать, что это позволит повысить привлекательность товаров.
Объем производства (выпуска) продукции может измеряться различными показателями. Они могут быть натуральными, условно-натуральными и стоимостными (денежными).
К натуральным показателям относятся штуки, тонны, метры квадратные метры, кубические метры, литры и т.д.
Условно-натуральные показатели применяются для обобщения объёма различных видов однотипной продукции. Примерами таких показателей могут служить: добыча топлива в пересчёте на условное топливо, имеющее теплотворную способность 7000 килокалорий, производство стеновых материалов в пересчете на условный кирпич, и др.
Рекомендуемый уровень повышения цены составляет 7 %, т.к. практика показала, что увеличение на те же 7 % повысило спрос на алкогольную продукцию.
Рекомендуется повысить цены на товары, спрос на который упал в 2016 г. по сравнению с 2015 г., как показано в таблице 7.1.
Таблица 7.1 – Повышение цен на некоторые группы товаров в ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» , млн руб
Группа товаров | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Колбасные изделия | 35560,4 | 38156,6 | |
Консервы | 32146,5 | 3100,1 | 3317,1 |
Итого: | 74292,5 | 3866,5 | 41473,7 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
В соответствии с данными таблицы 7.1, в 2016 г. выручка от реализации колбасных изделий и консервов существенно снизилась. Это обусловлено, в первую очередь, снижением проходимости магазина.
После увеличения стоимости товаров данных групп в среднем на 7 %, выручка от реализации колбасных изделий увеличится до 38156,6 млн руб в 2016 г., консервов – 3317,1 млн руб.
Рассчитаем отклонение по данным группам товаров после увеличения цен:
- колбасные изделия:
38156,6 – 35560,4 = 2596,2 млн руб
- консервы:
3317,1 – 3100,1 = 217 млн руб
- итого:
2596,2 + 217 = 2813,2 млн руб
Так же рекомендуется использовать сезонность некоторых товаров, таких как мороженое и соки, увеличив среднюю стоимость на 5 % в летний период, как показано в таблице 7.2.
Таблица 7.2 – Повышение цен на некоторые группы товаров в ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» , млн руб в летний период (май-август)
Группа товаров | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Соки | 496,1 | 520,9 | |
Мороженое | 1289,7 | 1413,5 | 1484,2 |
Итого: | 1700,7 | 1909,6 | 2005,1 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
В соответствии с данными таблицы 7.2, в отличие от колбасных изделий и консервов, выручка от реализации от реализации соков и мороженого в 2016 г. увеличилась, однако это не препятствует использованию такого преимущества как сезонность.
После увеличения цен в среднем на 5 %, в летний период 2016 г. выручка от реализации сосков составит 520,9 млн руб, а мороженого – 1484,2 млн руб.
Рассчитаем отклонение:
- соки:
520,9 – 496,1 = 24,8 млн руб;
- мороженое:
1484,2 – 1413,5 = 70,7 млн руб;
- итого:
2005,1 – 1909,6 = 95,5 млн руб.
Общий прирост выручки составит:
2813,2 + 95,5 = 2908,7 млн руб.
Таким образом, целесообразно рассматривать предложенные мероприятия в целях повышения эффективности деятельности организации.
В таблице 7.3 рассчитаем изменение основных финансово-экономических показателей деятельности ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский» .
Таблица 7.3 – Анализ основных прогнозных финансово-экономических показателей деятельности ООО «Девелоппер-групп», универсам «Рублевский»
Показатели | 2016 г. | 2017 г.(прогноз) | Отклонение, (+, -) | Темп роста, % |
Выручка от реализации товаров, продукции, товаров, работ и услуг , млн руб | 185269,7 | 2908,7 | 101,6 | |
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ и услуг, млн руб | - | |||
Валовая прибыль, млн руб | 46353,7 | 2908,7 | 106,7 | |
Управленческие расходы, млн руб | - | |||
Расходы на реализацию, млн руб | 29724,8 | 474,1 | 101,6 | |
в % к выручке от реализации | 16,3 | 16,3 | - | - |
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ и услуг, млн руб | 13494,2 | 15928,7 | 2434,6 | |
Прибыль (убыток) от реализации в % к выручке от реализации | 7,4 | 8,6 | 1,2 | - |
Прочие доходы по текущей деятельности, млн руб | - | - | - | - |
Прочие расходы по текущей деятельности, млн руб | - | |||
Прибыль (убыток) по текущей деятельности, млн руб | 13475,2 | 15909,7 | 2434,6 | 118,1 |
Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, млн руб | - | - | - | - |
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн руб | 13475,2 | 15909,7 | 2434,6 | 118,1 |
Налог на прибыль, млн руб | 2425,5 | 2863,8 | 438,2 | 118,1 |
Прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли, млн руб | 673,8 | 795,5 | 121,7 | 118,1 |
Чистая прибыль (убыток) , млн руб | 10375,9 | 12250,5 | 1874,6 | 118,1 |
Рентабельность продаж, % | 5,7 | 6,6 | 0,9 | - |
Среднесписочная численность работников, чел. | - | |||
Фонд заработной платы, млн руб | 14709,6 | 14709,6 | - | |
Среднемесячная заработная плата 1 работника, млн руб < Наши рекомендации
|