Экономика и социология труда
Экономика и социология труда
Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Экономика и социология труда» для студентов всех форм обучения направления 38.03.03 «Управление персоналом» Профиль «Аудит и контроллинг персонала»
Калининград
ББК
Автор: Балясникова Е. В., канд. экон. наук, доцент кафедры
«Управление персоналом» БГАРФ
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Управление персоналом» протокол № __ от ________ 201__ г.
В методических указаниях представлен систематизированный практический материал по основным разделам курса корпоративная социальная ответственность. Выполнение практических заданий позволит обучающимся сформировать знания, умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
В методических указаниях использовались практические ситуации, деловые игры из ранее опубликованных учебников и учебных пособий, представленных в списке использованных источников.
Рецензент:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе. 4
2. Вопросы для самостоятельной работы и форма контроля. 4
3. Список рекомендуемой литературы.. 6
4. Перечень заданий для самостоятельного решения. 8
5. Итоговые тесты по дисциплине. Ошибка! Закладка не определена.
6. Темы рефератов: Ошибка! Закладка не определена.
7. Формы контроля знаний. Ошибка! Закладка не определена.
8. Вопросы для подготовки к зачету. Ошибка! Закладка не определена.
9. Список использованных источников. Ошибка! Закладка не определена.
1. Цель и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе
1.1 Цель и задачи дисциплины.
Цель изучения дисциплины состоит изучении теоретических основ социологии труда посредством привлечения теоретических знаний к решению актуальных проблем в области управления трудовым поведением, как на макроэкономическом уровне, так и на уровне отдельного трудового коллектива.
Задачи изучения курса:
- получение знаний, необходимых для понимания целостной картины механизма осуществления управления трудом на макро-, мезо-, и микро- уровнях;
- изучение особенностей основных направлений менеджмента предприятия по отношению к персоналу предприятия;
- изучение и применение методов планирования численности, производительности труда, изучение факторов ее роста, зависимостей темпов роста заработной платы от роста производительности и другие конкретные задачи предприятия в области управления персоналом;
- - выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами.
1.2.Требования к уровню знаний, умений и навыков студентов по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность».
Знать:
- базовые основы современной теории и методологии социальной политики и социальной защиты населения;
- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений в этой области управления во взаимосвязи с другими процессами, происходящими в обществе и экономике
Уметь:
- выявлять и правильно интерпретировать происходящие изменения и наиболее острые экономические и социальные проблемы в области социальной политики и социальной защиты, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных решений в области социальной политики и социальной
- защиты населения
Владеть:
- важнейшими методами экономического и социологического анализа явлений и процессов в социально-трудовой сфере
2. Вопросы для самостоятельной работы и форма контроля
№ | Содержание раздела | Форма контроля |
Раздел 1. Предмет и методология курса | Опрос, аттестационное и итоговое тестирование | |
Раздел 2. Модель человека. Качество жизни | Опрос, аттестационное и итоговое тестирование | |
Раздел 3. Потенциал человека | Опрос, аттестационное и итоговое тестирование | |
Раздел 4. Эффективность экономической деятельности | Опрос, аттестационное и итоговое тестирование | |
Раздел 5. Социально-трудовые отношения | Опрос, аттестационное и итоговое тестирование |
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
Рекомендуемая литература | ||||
Основная литература | ||||
Авторы, составители | Заглавие | Издательство, год | Колич-во | |
Л1.1 | Генкин М.Б. | Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – 3-е изд., доп. | М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М) Ю 2009..- 464 с. | |
Л1.2 | Кибанов А.Я. | Экономика и социология труда: учебник | М: Инфра-М, 2009 . – 584 с. | |
Дополнительная литература | ||||
Авторы, составители | Заглавие | Издательство, год | Колич-во | |
Л2.1 | Мумладзе Р.Г.; Гужина Г.Н. | Экономика и социология труда: учебник | М: КНОРУС, 2007. – 328 с. |
Интернет-ресурсы:
1. www. Kadrovik.ru – национальный союз кадровиков
2. www.aup.ru/docs/d2/ - Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001
3. www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
4. www.hrm.ru – Журнал «Кадровый менеджмент»
5. www.uptp.ru – Журнал «Проблемы теории и практики управления»
6. www.peoplemanagement.co.uk – Журнал «People Management»
7. www.workforce.com – Сайт журнала «Workforce management»
8. www.shrm.org – Сайт «Society for Human Resource Management»
9. www.hr-journal.ru – Электронный журнал для специалистов по управлению персоналом
10. www.hrc.ru – Кадровый клуб
11. www.rhr.ru – Человеческие ресурсы России
12. www.apsc.ru – Ассоциация консультантов по подбору персонала
13. www.hr-zone.net – Статьи, публикации по управлению человеческими ресурсами
14. www.hrdigest.ru – Ежемесячный дайджест для профессионалов в области HR и внутрикорпоративной коммуникации
15. www.msk.treko.ru – Электронный словарь тренера и консультанта
16. www.distance-learning.ru – Информационный портал «Дистанционное обучение»
17. http://planetaedu.ru/vacancies/ – Портал «Планета образования» – объявления о вакансиях для студентов и молодых специалистов в компаниях
4. Перечень заданий для самостоятельного решения
Темы для обсуждения
1. Какие аспекты отражает понятие «труд»?
2. В чем сущность творчества?
3. Определите взаимосвязи понятий «труд» и «творчество».
4. Какова сущность процесса труда?
5. Назовите основные виды деятельности по управлению человеческими ресурсами в обществе и на предприятии.
6. Определите сущность и содержание комплексного подхода к управлению человеческими ресурсами.
Задания:
1. Проанализировать определения исходных понятий экономической теории. Выявить взаимосвязи понятий. Особое внимание обратить на значения понятия «труд»: труд как процесс (вид деятельности человека) и труд как экономический ресурс.
2. Дайте определения понятий: «потребность», «благо», «ресурсы», «эффективность», «норма», «собственность», «труд», «качество жизни», «социально–экономическая система», «доходы», «капитал». Покажите взаимосвязь этих понятий
3. Покажите эволюцию определений понятия «труд». Как определяли это понятие И. Бентам, А. Маршалл, другие экономисты? Труд как тягость и труд как удовольствие. При каких условиях труд перестает быть тягостью? Дайте определение труда как процесса (вида деятельности человека).
4. Определите понятие «труд как экономический ресурс». Поясните соотношение понятий: «рабочая сила», «человеческий капитал», «трудовой потенциал».
4.
Тесты
Экономика и социология труда
Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Экономика и социология труда» для студентов всех форм обучения направления 38.03.03 «Управление персоналом» Профиль «Аудит и контроллинг персонала»
Калининград
ББК
Автор: Балясникова Е. В., канд. экон. наук, доцент кафедры
«Управление персоналом» БГАРФ
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Управление персоналом» протокол № __ от ________ 201__ г.
В методических указаниях представлен систематизированный практический материал по основным разделам курса корпоративная социальная ответственность. Выполнение практических заданий позволит обучающимся сформировать знания, умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
В методических указаниях использовались практические ситуации, деловые игры из ранее опубликованных учебников и учебных пособий, представленных в списке использованных источников.
Рецензент:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе. 4
2. Вопросы для самостоятельной работы и форма контроля. 4
3. Список рекомендуемой литературы.. 6
4. Перечень заданий для самостоятельного решения. 8
5. Итоговые тесты по дисциплине. Ошибка! Закладка не определена.
6. Темы рефератов: Ошибка! Закладка не определена.
7. Формы контроля знаний. Ошибка! Закладка не определена.
8. Вопросы для подготовки к зачету. Ошибка! Закладка не определена.
9. Список использованных источников. Ошибка! Закладка не определена.
1. Цель и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе
1.1 Цель и задачи дисциплины.
Цель изучения дисциплины состоит изучении теоретических основ социологии труда посредством привлечения теоретических знаний к решению актуальных проблем в области управления трудовым поведением, как на макроэкономическом уровне, так и на уровне отдельного трудового коллектива.
Задачи изучения курса:
- получение знаний, необходимых для понимания целостной картины механизма осуществления управления трудом на макро-, мезо-, и микро- уровнях;
- изучение особенностей основных направлений менеджмента предприятия по отношению к персоналу предприятия;
- изучение и применение методов планирования численности, производительности труда, изучение факторов ее роста, зависимостей темпов роста заработной платы от роста производительности и другие конкретные задачи предприятия в области управления персоналом;
- - выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами.
1.2.Требования к уровню знаний, умений и навыков студентов по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность».
Знать:
- базовые основы современной теории и методологии социальной политики и социальной защиты населения;
- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений в этой области управления во взаимосвязи с другими процессами, происходящими в обществе и экономике
Уметь:
- выявлять и правильно интерпретировать происходящие изменения и наиболее острые экономические и социальные проблемы в области социальной политики и социальной защиты, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных решений в области социальной политики и социальной
- защиты населения
Владеть:
- важнейшими методами экономического и социологического анализа явлений и процессов в социально-трудовой сфере
2. Вопросы для самостоятельной работы и форма контроля
№ | Содержание раздела | Форма контроля |
Раздел 1. Предмет и методология курса | Опрос, аттестационное и итоговое тестирование | |
Раздел 2. Модель человека. Качество жизни | Опрос, аттестационное и итоговое тестирование | |
Раздел 3. Потенциал человека | Опрос, аттестационное и итоговое тестирование | |
Раздел 4. Эффективность экономической деятельности | Опрос, аттестационное и итоговое тестирование | |
Раздел 5. Социально-трудовые отношения | Опрос, аттестационное и итоговое тестирование |