Государственная собственность.
Государственная собственность – это одна из форм собственности, предусмотренной Государственная собственность – одна из двух предусмотренных Конституцией форм собственности. Государство могло истребовать свое имущество из любого незаконного владения, без сроков давности. Ситуация изменилась при переходе к рыночным отношениям. Государственная собственность не имеет преимущества в правовом плане.
Выделяем республиканскую и коммунальную гос. собственность, нет единого фонда государственной собственности. Нет единого носителя права собственности.
В экономике гос. собственность все ещё имеет большой удельный вес. Идет процесс приватизации объектов гос. собственности.
Конституцией и ГК Республики Беларусь. Государственная собственность, как категория, свойственна любому государству, но различен ее удельный вес: рыночные начала она мала, на административно-командном – она велика.
В Республике Беларусь сейчас переходный период. Государственная собственность до изменения экономических отношений в Республике Беларусь характеризовалась как общенародная социалистическая собственность, а ее вес как основная форма, главенствующая, ведущая. Государственная собственность имела преимущества. Она составляла единственную форму в рамках СССР и имела единственного собственника – СССР. Сейчас ситуация изменилась. Она уже не социалистическая, не основная главенствующая и сейчас по Конституции всем видам собственности предоставлены равные гарантии охраны и защиты, то есть нет преимуществ. Нет единого фонда, так как есть республиканская собственность и собственность административно территориальных единиц, следовательно, нет единого собственника.
Переход к рыночной экономике привел к возникновению процесса разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью преодоления монополий государственной собственности. Эти процессы регулируются тремя основными актами:
1) государственная программа разгосударствления и приватизации от 16.06.93, принятая Верховным Советом с изменениями (96, 98);
2) Закон Республики Беларусь от 19.01.93 «о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». Охватывает основные стороны процесса: субъекты, объекты, способы, принципы и т.д.;
3) Декрет Президента от 13.03.96 № 106 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» отвечает на вопрос, кто может подавать инициативу и с кем можно ее согласовать. Закон раскрывает процесс через два понятия: разгосударствление и приватизация. Общее у них: отражает явление – смену собственника, переход от государственной к иной собственности. Но каждое из понятий имеет свое содержание.
Разгосударствление – это передача от государства к юридическому лицу и физическим лицам полностью или частично функции непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация отражает переход от государства к физическому и юридическому лицу права собственности (ст. 1 Закона). Несколько субъектов приватизации, которые приобретают государственную собственность:
1) граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;
2) негосударственные юридические лица, к которым относятся юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50%;
3) юридические лица Республики Беларусь содержащие не менее 50% членов трудового коллектива приватизируемого предприятия;
4) иностранные инвесторы;
5) лица без гражданства.
Частная собственность.
Частной собственностью является имущество, принадлежащее человеку, физическому лицу. Частная собственность создается и приумножается за счет предпринимательской, трудовой деятельности, ведения собственного хозяйства, вкладов в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству.
В частной собственности могут находиться: жилые дома, дачи, транспортные средства, денежные средства, акции, предметы личного потребления, средства производства для ведения хозяйственной деятельности, организации торговли и обслуживания, объекты культуры, произведенная продукция и полученные доходы.