Источники правового регулирования предпринимательской деятельности.
В качестве источников коммерческого права выступают нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования отношений, возникающих между предпринимателями в их коммерческой деятельности. При изучении бизнес - права следует обратить внимание на налоговое регулирование предпринимательской деятельности, развитие договорных отношений субъектов предпринимательства. Особенностью источников бизнес - права в юридическом смысле является внешняя форма выражения права, т. е. совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы частного права. Субъектами бизнес - права являются лица (физические или юридические), которые осуществляют коммерческую деятельность и которых называют предпринимателями. Следует отметить, что не каждое физическое или юридическое лицо может быть предпринимателем. Прежде всего, это ограничение касается государственных чиновников, исполняющих обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств бюджета. Ограничения на занятие предпринимательской деятельностью установлены для служащих бирж (торговых, фондовых и т.д.). Установленные законом ограничения на занятие предпринимательской деятельностью объясняются тем, что в силу служебного положения определенных лиц возможно столкновение их собственных интересов с предпринимательскими интересами других лиц, которым они обязаны содействовать по занимаемой должности.
Отношения, складывающиеся в сфере хозяйствования, регулируются системой нормативных актов. Нормативные правовые акты, содержащие хозяйственно-правовые нормы, являются источниками хозяйственного права. Источники хозяйственного права образуют иерархическую ступенчатую систему, строящуюся по юридической силе нормативных правовых актов. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Беларусь, не должны противоречить Конституции. Важнейшим свойством Конституции является ее прямое действие. Прямое действие означает, что, во-первых, нормы Конституции обязательны для всех субъектов, в том числе участников хозяйственной деятельности; во-вторых, каждый может защищать свои права, ссылаясь исключительно на соответствующую статью Конституции. В действующей Конституции имеется около 50 статей, регулирующих экономические отношения (об экономическом многообразии, о защите труда, окружающей среды, интеллектуальной собственности, потребителей), которые выступают нормативной основой хозяйственной Конституции.
2. Следующий по силе источник хозяйственного права − ратифицированные Республикой Беларусь международно-правовые акты, которым должны соответствовать законы, декреты, указы Президента, международные договоры и иные обязательства Республики Беларусь. Это двусторонние рамочные договоры Республики Беларусь о торгово- экономическом сотрудничестве (в них может быть предусмотрен обычный, льготный либо ограничительный режим торговли, режим зоны свободной торговли либо таможенного союза), о взаимном поощрении и защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения
3. Декреты и указы Президента.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. ГК дает определение предпринимательской деятельности, закрепляет основы имущественных и обязательственных отношений, устанавливает организационно-правовые формы коммерческих организаций и др.
5. Иные законы Республики Беларусь, которые могут быть классифицированы на следующие группы:а) законы, определяющие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (например, Закон «О хозяйственных обществах»);
б) законы, регулирующие определенные виды хозяйственной деятельности (например, «О торговле»);
в) законы, устанавливающие определенные требования к предпринимательской деятельности в целом и к отдельным ее видам (Закон. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Закон «О техническом нормировании и стандартизации»).
6. Подзаконные акты. К их числу относятся постановления Совета Министров; акты Конституционного Суда, постановления Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, акты Генерального прокурора; нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка; нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления; локальные нормативные правовые акты субъектов хозяйствования. Источники хозяйственного права подразделяются на общие (например, Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. (в ред. от 26.12.2007 г.) «О предпринимательстве в Республике Беларусь» и специальные (например, Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь». Общие источники распространяют свое действие на всех участников хозяйственных отношений (субъектов предпринимательства или органы регулирования и контроля хозяйственной деятельности), а специальные – только на отдельные их виды. Хозяйственное право включает совокупность всех норм, регулирующих хозяйственные отношения и относящихся к различным отраслям. Хозяйственное право включает в себя частное хозяйственное право, уголовно-хозяйственное право, хозяйственно-конституционное право и хозяйственно-административное право. Правовой порядок в сфере хозяйства по сравнению с другими сферами отличается большей стабильностью, устойчивостью, относительной неизменностью