Структура ВКР и описание её элементов.
Структура ВКР состоит из нижеследующих элементов:
· текстовой части (пояснительной записки) – обязательной части ВКР;
· дополнительного материала (содержащего решение задач, установленных заданием) – необязательной части ВКР. При этом дополнительный материал может быть представлен в виде графического материала (плакаты, чертежи, таблицы, графики, диаграммы и т.д.)
Объем ВКР составляет не менее 65 страниц без приложения. ВКР выполняется и представляется на бумажном и электронном носителях (электронный вариант предоставляется по решению кафедры).
Пояснительная записка ВКР должна содержать следующие структурные элементы:
· титульный лист;
· содержание;
· введение;
· основную часть;
· заключение;
· список использованных источников и литературы.
В пояснительную записку ВКР вкладывается отзыв руководителя ВКР и рецензия.
Титульный лист ВКР. Титульный лист является первым листом ВКР. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются. Пример оформления титульного листа ВКР приведен в Приложении 1.
Перечень сокращений и условных обозначений. Перечень сокращений и условных обозначений – структурный элемент ВКР, дающий представление о вводимых автором работы сокращений и условных обозначений. Элемент является не обязательным и применяется только при наличии в пояснительной записке сокращений и условных обозначений.
Содержание. Содержание – структурный элемент ВКР, кратко описывающий структуру ВКР с номерами и наименованиями разделов, подразделов, а также перечислением всех приложений и указанием соответствующих страниц.
Введение и заключение. «Введение» и «заключение» – структурные элементы ВКР, требования к ним определяются методическими указаниями к выполнению ВКР по направлению 38.03.02 «Менеджмент».
Основная часть. Основная часть – структурный элемент ВКР, требования к которому определяются заданием студенту к ВКР и методическими указаниями к выполнению ВКР по направлению 38.03.02 «Менеджмент»
Список использованных источников. Список использованных источников и литературы – структурный элемент ВКР, который приводится в конце текста ВКР, представляющий список литературы, нормативно-технической и другой документации, использованной при составлении пояснительной записки ВКР. Список использованных источников помещается на отдельном нумерованном листе (листах) пояснительной записки, а сами источники записываются и нумеруются. Источники должны иметь последовательные номера, отделяемые от текста точкой и пробелом. Оформление производится согласно: ГОСТ 7.1- 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание; ГОСТ 7.0.5 - 2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.82 - 2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов.
Ссылки на литературные источники приводятся в тексте и косых скобках в порядке их перечисления по списку источников, например, [3], [5, с. 34]. Во избежание ошибок, следует придерживаться формы библиографических сведений об источнике из официальных печатных изданий.
Приложение. Некоторый материал ВКР допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, описания алгоритмов и программ, решаемых на ЭВМ и т.д. Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху слова «Приложение» и его заглавия.
Исходя из предъявляемых требований к профессиональной подготовленности выпускника независимо от выбранной темы рекомендуется придерживаться следующей структуры ВКР (табл.1)
Таблица 1 - Примерная структура ВКР
№ раздела, глав | Наименование раздела выпускной квалификационной работы (ВКР) | Примерное количество стр. |
Введение | 3-5 | |
1. | Теоретическая часть | 15-25 |
2. | Аналитическая часть | 15-25 |
2.1. | Краткая характеристика исследуемого объекта. Анализ производственной системы (производственно ~ хозяйственной деятельности) и системы управления в целом. | 8-15 |
2.2. | Анализ системы управления конкретного объекта исследования в соответствии выбранной темой. | 8-15 |
3. | Проектная часть | 15-25 |
Заключение | 4-5 | |
Список использованных источников и литературы | 2-5 | |
, | Приложения | |
Итого: | 65-90 |
Содержание выпускной квалификационной работы.
Указанные выше основные разделы ВКР должны иметь определенное внутреннее содержание. Требования к этому содержанию приведены ниже.
1. Введение. Обосновывается: актуальность выбранной темы; степень изученности проблемы на основе обзора источников и соответствующей отечественной и зарубежной литературы с анализом авторских концепций по исследуемой проблеме; цели и задачи, которые намечается реализовать в ВКР; предмет и объект исследования; методология выполнения работы, методы и способы решения сформулированных задач исследования; объём и структура работы.
2. Теоретическая часть.
В этом разделе необходимо:
· дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), а также уровня ее реализации в практике работы организаций. Наметить пути решения проблемы;
· определить сущность предмета исследования, обобщить опыт (как положительный, так и негативный) реализации рассматриваемой проблемы в деятельности отечественных и зарубежных организаций, например по методическому обеспечению, степени проработки организационного, экономического, правового механизма реализации проблемы;
· определить, какие процессы (организационные, экономические, социальные) составляют основу рассматриваемой проблемы;
· выделить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике;
· указать, какое место занимает рассматриваемая в ВКР тематика в сложившейся системе управления организации.
В теоретической части следует раскрыть тенденции развития менеджмента в части предмета исследования в России и за рубежом, теоретические основы менеджмента в части исследуемого предмета, использовать компьютерную технику в режиме пользователя, показать владение навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные информационные технологии, специальной терминологией и лексикой специальности на одном из иностранных языков (реализуется путём использования зарубежных источников).
3. Аналитическая часть
3.1. Краткая характеристика исследуемого объекта. Здесь проводится организационная характеристика объекта исследования, рассматриваются основные показатели его деятельности, анализируются факторы внешней среды. Дается характеристика выпускаемой продукции или оказываемых услуг, уровня интенсивности производства и эффективности работы организации.
Основными задачами характеристики исследуемого объекта являются выявление условий и возможностей для совершенствования управления.
3.2. Анализ предмета исследования. В этом пункте необходимо перейти к анализу состояния предмета в системе управления исследуемого объекта. Также, приводятся анализ подсистемы линейного руководства, целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем системы управления организации. Этот анализ рекомендуется проводить в поэлементной разрезе: кадры управления, технические средства управления, информация, методы организации управления, технология управления, функции управления, организационная структура управления, управленческие решения.
В процессе анализа системы управления исследуемого объекта следует определить место в ней исследуемой проблемы и остановиться на подробном анализе состояния управления в исследуемой организации по выбранной теме ВКР.
При этом анализ, возможно, проводить в следующей последовательности: анализ целей, функций, организационной структуры, кадрового, информационного, технического, нормативно-методического, правового и делопроизводственного обеспечения технологических процессов обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений по теме ВКР.
Необходимые данные для выполнения аналитической части могут быть получены на основе действующей в организациях системы плановых, учетных, отчетных и статистических документов; системы оперативного учета, который ведут технические, экономические, производственные и т.п. подразделения и службы; из методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность организаций и их производственных подразделений, звеньев и уровней управления, а также на основе данных опроса, наблюдений и экспертных оценок.
4. Проектная часть (в конкретной ВКР должна иметь свое название).
Проектная часть представляет собой взаимосвязанный комплекс мероприятий, состав которых определяется темой исследования, результатами проведенного анализа состояния управления.
Предлагаемые мероприятия должны вытекать, прежде всего, из результатов анализа и быть направлены на устранение недостатков, выявленных в аналитической части работы.
В состав комплекса проектных мероприятий должны входить предложения по развитию системы управления исследуемого объекта.
Проектные предложения, например, могут быть направлены на решение следующих проблем: формирование системы целей, разработка состава функций и структуры исследуемой системы или объекта, совершенствование кадрового, информационного, технического, нормативно - методического, правового и делопроизводственного обеспечения технологических процессов обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений по теме выпускной квалификационной работы.
Составной частью ВКР является оценка экономической и социальной эффективности проектных предложений.
В проектной части выпускник должен, прежде всего, продемонстрировать знание основных положений управленческих и социальных наук, организации управленческих решений, умение проектировать способы решения проблем управленческого и экономического характера при анализе конкретных производственных ситуаций и оценивать ожидаемые результаты, использовать основные методы организационного проектирования, разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений, использовать компьютерную технику, владение навыками профессиональной аргументации и навыками решения задач по основным видам профессиональной деятельности.
Проектная часть исходя из решаемых задач, состава и структуры предлагаемых мероприятий должна быть разделена на параграфы.
5. Заключение
В заключении формулируются выводы о результатах исследования, оценки и практические рекомендации. В заключении не допускаются общие рассуждения, не относящиеся к результатам, полученным лично студентом, и к сущности разработанных им проектных решений. Заключение подводит итоги решения задач, которые были поставлены и сформулированы во введении, и указывает перспективы дальнейшей разработки темы.
6. Список используемых источников и литературы. Работа с литературой является неотъемлемой составной частью как научных исследований, так и практических разработок. Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т.п.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.
В приложении приводятся расчетные материалы (при значительном объеме вычислительных работ по проекту); формы документов, отражающих анализ производства и управления; рабочая проектная документация (положения, должностные инструкции, штатные расписания, формы документов и т.д.), а также другие материалы, использование которых в тексте ВКР перегружает ее и нарушает логическую стройность изложения.
За достоверность результатов, представленных в ВКР, несет ответственность студент – автор выпускной работы.
5. Порядок оформления выпускной квалификационной работы
Требования к оформлению ВКР определяются нормативными актами университета, утвержденными ректором, а также настоящими методическими указаниями.
Все виды письменных работ оформляются на стандартных листах бумаги А4 (210х297 мм) с одной стороны. Текст письменных работ (проектов) должен быть набран на персональном компьютере и распечатан на принтере, шрифт 14 пт (Times New Roman), с межстрочным интервалом – 1,5. При этом соблюдаются следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Абзацный отступ составляет 1,27 см. Текст выравнивается по ширине. Полужирный шрифт не применяется.
Содержание работы структурируется по главам и параграфам. Главы и параграфы должны иметь заголовки. Заголовки глав, параграфов и приложений выравнивают посередине строки. В содержании (оглавлении) и по тексту заголовки глав печатаются прописными буквами, заголовки параграфов – строчными буквами, заголовки не подчеркиваются, жирным шрифтом не выделяются, в конце заголовков точки не ставятся.
В содержании (оглавлении) и по тексту заголовки глав и параграфов нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа состоит из номера главы и параграфа, разделенных точкой. Трехуровневое дробление заголовков на подпараграфы в работе (проекте) не рекомендуется и допускается только в виде обоснованного исключения. Каждый заголовок может состоять из одного предложения, если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Страницы текста работы (проекта) нумеруется. Номер страницы ставится в верхней части листа справа. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер на нем не проставляется. Затем следуют: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. Каждая глава начинается с новой страницы. В работе не должно быть неструктурированных частей (все разделы и подразделы должны иметь заголовки). Глава не может содержать менее двух параграфов. Максимальное число параграфов – четыре.
В тексте работы (проекта) могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления ставится дефис или числовое обозначение с круглыми скобками. Все перечисления следует записывать с абзацного отступа.
Формулы располагают на отдельных строках, выравнивают по центру, или по левому краю, и нумеруют в пределах главы (в этом случае номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой), которые записывают на уровне формулы в крайнем правом положении на строке в круглых скобках. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки (с межстрочным интервалом – 1,5). Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак “X”.
Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены в тексте. В этом случае сразу после формулы (до ее номера) ставится запятая, а первая строка расшифровки (выравнивание по левому краю) начинается словом «где» без двоеточия после него. Все позиции перечисления при расшифровке делаются с абзацным отступом с межстрочным интервалом – 1. Формулы и расшифровки допускается выполнять 12 шрифтом. Ссылки на источники по формулам необходимо делать только по тексту. На строках, где расположены формулы и расшифровки, ссылки размещать не следует.
Пример записи формулы:
А=а:b, (1.1)
В работе (проекте) допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.
Иллюстрации по тексту работы (проекта) (рисунки, графики, диаграммы схемы и др.) следует нумеровать арабскими цифрами нумерацией в пределах главы. Иллюстрации должны иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст). Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. Надписи на иллюстрациях, выполняется шрифтом 14 и 12 пт, а наименования и подрисуночный текст – 14 пт, и выравниваются по центру. В подрисуночном тексте применяют одинарный интервал между строк. После наименования рисунка точка не ставится. Выше и ниже каждой иллюстрации следует оставить не менее одной свободной строки (межстрочный интервал – 1,5). Перенос части иллюстрации на другую страницу не допускается. На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки и разъяснения.
Цифровой материал в работе (проекте), как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы нумеруются по главам, в этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы. Например: Таблица 2.4 (глава 2, таблица 4).
Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, затем через один межстрочный интервал начинается таблица. Номер таблицы, название и все заполнение выполняется шрифтом 14 пт, при этом, в случае необходимости, внутри таблицы можно применять и более мелкий шрифт (12 пт), интервал между строк – минимальный. Перед таблицей и после таблицы необходимо оставить не менее, чем по одной свободной строке (межстрочный интервал – 1,5). Если таблица имеет размеры, не превышающие размер страницы, перенос части таблицы на другую страницу не допускается. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) справа над первой частью таблицы пишут слово “Продолжение” и указывают номер таблицы, например: “Продолжение таблицы 1.1” (название таблицы при переносе не повторяется). Далее через один межстрочный интервал повторяются заголовки граф. Ссылки по тексту на таблицы следует давать в полном виде, например: «Данные приведены в таблице 4.5» или в виде заключенного в круглые скобки текста «таблица» с указанием ее номера. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа (альбомный вариант).
В письменных работах в словообразовании часто встречаются сокращения. Сокращение - это усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения. Такая сокращенная запись слов используется с целью сокращения объема текста, что обусловлено стремлением в его минимальном объеме дать максимум информации. При сокращенной записи слов используются три основных способа:
1) оставляется только первая (начальная) буква слова (год – г.);
2) оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (советский - сов.);
3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет – ун-т).
Делая сокращение, нужно иметь в виду, что сокращение не должно оканчиваться на гласную, на букву «й», на мягкий и твердый знак.
В научном тексте встречаются следующие виды сокращений:
1) Буквенные аббревиатуры составляются из первых (начальных) букв полных наименований. В научных текстах, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, используются вводимые их авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.
2) Сложносокращенные слова, которые составляются из сочетания усеченных слов и полных слов (профсоюз -- профессиональный союз); одних усеченных слов (колхоз -- коллективное хозяйство). В научных текстах, кроме общепринятых сложносокращенных слов, употребляются также сложносокращенные слова, рассчитанные на узкий круг специалистов.
3) Условные графические сокращения по начальным буквам (н.м.т. -- нижняя мертвая точка) -- применяются чаще всего в технических текстах. От буквенных аббревиатур они отличаются тем, что читаются полностью, сокращаются только на письме и пишутся с точками на месте сокращения.
4) Условные графические сокращения по частям и начальным буквам слов. Они разделяются на общепринятые условные сокращения и условные сокращения, принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии. Перечень допускаемых сокращений слов установлен в ГОСТ 7.12-93 . Укажем общепринятые условные сокращения, которые делаются:
· после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие).
· при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни).
· при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).
· при обозначении других понятий: т. (том), н.ст. (новый стиль), ст.ст. (старый стиль), н.э. (нашей эры), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (страницы при цифрах), акад. (академик), доц. (доцент), проф. (профессор).
Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.), «около» (ок.), «формула» (ф-ла), «уравнение» (ур-ние), «диаметр» (диам.).
В научных текстах и формулах очень распространены буквенные обозначения.Такие обозначения должны соответствовать утвержденным стандартам и другим имеющимся нормативным документам. В идеальном случае в каждой работе должна быть создана такая система, в которой каждой букве соответствует одна величина, и наоборот, каждая величина представляется одной буквой. Иными словами, идеальная система не должна содержать многозначных и синонимических буквенных обозначений.
Если в работе принята особая система сокращения слов или наименований, то в ней должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают в конце перед перечнем терминов. Список использованных сокращений приводится в алфавитном порядке. В него включаются все использованные в тексте работе аббревиатуры и сокращения. Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в действующем законодательстве и государственных стандартах. В тексте перед обозначением параметра дают его пояснение. При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне обозначений.
Примечания приводят, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований. Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым относятся эти примечания, и печатать с прописной буквы с абзацного отступа. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается тоже с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.
Ссылки на используемые источники следует указывать порядковым номером. В тексте выпускной квалификационной работы (проекта) производится ссылка, которая заключается в квадратные скобки – [ ]. Нумерация ссылок ведется арабскими цифрами в порядке приведения ссылок в тексте независимо от деления на главы.
Ссылка может содержать:
• порядковой номер библиографического описания источника в списке использованных источников;
• имя автора (авторов);
• название документа;
• год издания;
• обозначение и номер тома;
• указание страниц.
Сведения в ссылке разделяются запятой.
Ссылки оформляются единообразно по всему документу.
Ссылка оформляется следующим образом:
[10, с. 37],
при наличии нескольких авторов – [Карасик, Дмитриева, 2005, с. 6–8].
Если в ссылке содержатся сведения о нескольких ссылках, то группы сведений разделяются точкой с запятой:
[13; 26], [74, с. 16–17; 82, с. 26]
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале отсылки приводят слова «Цит. по:», например,
[Цит. по: 132, с. 14].
Количество ссылок на учебники и учебные пособия не должно превышать четвертой части общего списка.
При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта и технических условий в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.0.5 – 2008.
Смысловое содержание введения и заключения не предполагают наличия ссылок: эти разделы являются продуктом собственных мыслей студента. Эпиграфы к работе (проекту) не применяются.
При написании основной части работы (проекта) следует использовать лапидарный стиль изложения материала, где дословные цитаты применяются крайне редко. Изложение заимствованных материалов следует сопровождать такими словами как, например: «см. [3, с.152]», «ср. [14, с.15]», «Г. Саймон [33, с. 56] считает, что …» и т. п. Заимствованные материалы должны быть органично связаны с содержанием работы и собственными рассуждениями студента. Следует избегать цитирования общеобразовательных, учебных изданий, заимствования цитат из чужих произведений (вторичное цитирование), если первоисточник недоступен.
В качестве использованных источников должны преобладать научные издания: монографии, статьи из научных журналов, диссертации, научные отчеты и т. п. Допускаются ссылки на авторизированные источники из Интернета, если сайты, на которых они размещены, признаются научной общественностью.
Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. В содержании заголовок «ПРИЛОЖЕНИЕ» пишется заглавными буквами. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует цифра, обозначающая его последовательность.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. Текст заголовков, состоящих из нескольких строк, набирается с межстрочным интервалом – 1.
Важной составной частью работы (проекта) является список использованных источников и литературы. Он размещается в конце работы после заключения и составляется в соответствии с определенными библиографическими правилами. При этом студенты должны обратить особое внимание, что с 01.01.2009 введен новый стандарт библиографического описания ГОСТ 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Полный текст ГОСТа размещен на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: http://protect.gost.ru
Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе, необходимых и достаточных для общей характеристики, идентификации и поиска документа.
В списке использованных источников сначала указываются опубликованные (литература), а затем неопубликованные источники. Если в списке литературы имеются источники на иностранном языке, они размещаются в алфавитном порядке (по алфавиту иностранного языка) в пределах списка опубликованных источников после перечисления отечественных изданий.
Рекомендуется вначале списка использованных источников располагат описания официальных материалов в определенном порядке:
1. Международные нормативные акты;
2. Конституция;
3. Федеральные конституционные законы;
4. Постановления Конституционного Суда;
5. Кодексы;
6. Федеральные законы;
7. Законы;
8. Указы Президента;
9. Акты Правительства;
а) постановления;
б) распоряжения;
10. Акты Верховного и Высшего Арбитражного Судов;
11. Нормативные акты министерств и ведомств;
а) постановления;
б) приказы;
в) распоряжения;
г) письма
12. Региональные нормативные акты (в том же порядке, как и российские);
13. ГОСТы;
14. СниПы, СП, ЕНИРы, ВНИРы и др.
Затем приводятся библиографические описания книг, статей из сборников, справочной и иной литературы, статей из периодических изданий, которые располагаются в алфавитном порядке.
Сведения о нормативных актах должны включать их наименования, виды, дату вступления в силу, номера в источнике официальной публикации. Сведения о книгах должны содержать заголовок издания (фамилию, инициалы автора), заглавие книги (по титульному листу), издательство, место и год издания, количество страниц. Если источником является не книга, а статья в сборнике или журнале, то после фамилии автора приводится полное название статьи, а затем название сборника (журнала), издательство, место и год издания, а также номера начальной и конечной страниц статьи по тексту (образец списка использованных источников представлен в приложении 4).
Схема описания книг:
Заголовок описания (Ф. И. О. автора). Основное заглавие [Общее обозначение материала] : сведения, относящиеся к заглавию (сб. ст., учебник, учеб. Пособие, справочник и др.) / сведения об ответственности (авторы, составители, редакторы и др.). – Сведения об издании (2-е изд., перераб. И доп.). – Место издания (город) : Издательство, год издания. – Объем (количество страниц). – (Серия ; номер выпуска серии).
Книги 1 автора
Кириков Б.М. Экономика образования / Б.М. Кириков. – 3-е изд., с изм. – СПб.: Коло, 2012. – 573 с.: ил.
Книги 2 авторов
Чекмарев А. А. Справочник по статистике: учеб. пособие / А.А. Чекмарев, В.К. Осипов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 330 с.: ил.
Книги 3 авторов
Чалова Л. Д. Санитария и гигиена парикмахерских услуг: учебник / Л.Д. Чалова, С.А. Галиева, А.В. Уколова. – М. : Академия, 2015. – 156 с.: ил.
Книги 4 авторов и более (коллективные монографии)
Экономика Сибирского региона / Е.Б. Овчаренко [и др.] ; АГАУ. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2014. – 227 с.
Многотомные издания
Генри О. Собрание сочинений : в 5 т. / О. Генри; сост. С. Валов; вступит. ст. В. Вербицкого; примеч. А. Старцева. – М. : Престиж кн. [и др.], 2012.
Дойль А. К. Собрание сочинений : в 12 т. : пер. англ. / Артур Конан Дойл ; сост. Б. Акимов ; вступ. Ст. Ю. Кагарлицкого. – М. : При. : Престиж кн. [и др.], 2011.
Отдельные тома многотомных изданий
Большакова Н. В. Менеджмент АПК: в 2 ч. Ч. 1 / Н. В. Большакова. – М. : Компания Спутник+, 2012. – 259 с.
Толкиен Д. Властелин Колец : трилогия. Кн. 1 : Хранители кольца / Д. Толкиен ; [пер. с англ. А. В. Немировой]. – М. ; Кызыл : АСТ ; Харьков : Фолио, 2013. – 478 с.
Сборники произведений разных авторов
Эконмика природопользования / сост. Х. Л. Борхес, А. Биой Касарес. – СПб. : Амфора, 2015. – 414 с.
Звездный портал: сборник / сост. Г. Панченко, В. Владимирский ; предисл. Г. Панченко. – СПб. : Азбука-классика, 2015. – 356 с.
Сборники статей трудов с тематическим названием
Проблемы и методы современного менеджмента: сб. науч. тр. / Рос. Акад. Наук, Ин-т менеджмента; отв. ред. Е.Р. Иоанесян. – М. : ИЯЗ, 2015. – 258 с.
Проблемы экономики и управления: сб. науч. работ молодых ученых / Педагогический институт Самарского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского; редкол.: А.П. Романенко [и др.]. – Саратов: Издательство СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2014. – 159 с.
Учебно-методические издания
Малявина Т. П. Практикум по менеджменту: учеб. пособие / Т. П. Малявина ; Мордов. Гос. Ун-т им. Н. П. Огарева. – Саранск : Красный Октябрь, 2015. – 66 с.
Материалы конференций
Лингвистика и межкультурная коммуникация в менеджмете: материалы региональной научной конференции Поволжья и Северо-Кавказского региона, Волгоград, 19-21 апр. 2004 г. / Министерство образования науки РФ, Волгоградский государственный университет; сост. Л.Г. Фимиченко, Е.А. Пелих. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2014. – 490 с.
Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в сис
Библиографическое описание статей:
Заголовок (Ф. И. О. автора). Основное заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (другие авторы) // Название источника (журнал, газета, сборник.). – Год издания. – Номер источника. – Страницы.
Если том включает более мелкие деления, их приводят через запятую
Логинов Б.В. Методы исследования систем управления / Б.В. Логинов, О.В. Макеева // Доклады Академии наук / Рос. Акад. Наук. – 2013. – Т. 419, № 2. – С. 160-163.
Дольников В.Л. О теории А.Портера / В.Л. Дольников // Моделирование и анализ информационных систем. – 2012. – Т. 14, № 4. – С. 36-41.
Межуев В. М. Россия и Европа: возможен диалог? / В. М. Межуев // Личность. Культура. Общество. – 2013. – Т. 10, вып. 1. – С. 90-110.
Сдвоенный номер приводят через косую черту
Зевин Л. Эволюция экономики / Л. Зевин // Общество и экономика. – 2014. - № 3/4. – С. 197-215.
Описание изданий, статей в изданиях имеющие серии
Селиванова И. В. Фразеологизмы с личными именами в современном немецком языке / И. В. Селиванова // Вестник Московского университета. Серия 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2014. – № 2. – С. 132-136.
Желтов А. Ю. Некоторые проблемы типологии посессивности: на материале посессивных конструкций в языке суахили / А. Ю. Желтов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9, Филология, востоковедение, журналистика. – 2012. – Вып. 4, ч. 1. – С. 54-62.
Описание части, опубликованной под общим названием
Бурева, Т. А. Философско-культурологический подход к анализу феномена книги / Т. А. Бруева // Созидательная миссия культуры : сб. науч. Ст. / Моск. Гос. Ун-т культуры и искусств. – М., 2014. – С. 130-135.
Государственные стандарты
Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования : ГОСТ Р 517721-2001. – Введ. 2002.01.01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – 27 с. : ил.
Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки камерные. Общие технические требования : ГОСТ Р 12.4.204 (ИСО 11933-2-87). – Введ. 01.01.03. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – 7 с. – (Система стандартов безопасности труда).
Схема описания электронного ресурса локального доступа (CD)
Автор. Основное заглавие [Общее обозначение материала] : сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности. – Сведения об издании. – Вид и объем ресурса. – Место издания : издательство, дата издания. – Объем. – Физическая характеристика. – (Серия ; номер выпуска серии). – Примечания.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс] : подгот. По 2-му печ. Изд. 1880-1882 гг. – Электрон. Дан. – М. : АСТ [и др.], 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. Требования: IBM PC с процессором 486; операц. система Windows ; CD-ROM дисковод.
Энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2013. – 1 on-line : комбин. – (Современная универсальная российская энциклопедия). – Сист. Треб. : MS Windows 98 и выше, процессор Pentium, 32 Мбайт ОЗУ, 80 Мбайт своб. Места на жестком диске, 4-скор. CD-ROM, SVGA-видеокарта (800x600, 65536 цветов), 16-бит. Звук. Карта, MS Windows совместимая мышь, MS Internet Explorer 5.0.
Схема описания электронного ресурса удаленного доступа (Интернет)
Автор. Заглавие страницы [Общее обозначение материала]. – Режим доступа: электронный адрес (URL). – Дата обращения.
Web – страница
Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов. Лекция 3. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания [Электронный ресурс] / Юлия Мелентьева // Режим доступа:http://lib.1september.ru/2004/19/19.htm. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 1.11.2008).
Электронный журнал
Исследовано в России [Эле