Этикет чтения священного Корана.
https://youtu.be/4i5TOTZQsxc
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Вся хвала принадлежит одному лишь Аллаху, Господу миров, благословение и мир нашему Пророку Мухаммаду, Его семейству и всем Его сподвижникам.
Без сомнений, чтение Корана — одно из лучший деяний или даже лучшее деяние, потому что Коран — речь Аллаха, Велик Он и Могуч. И это самая лучшая и самая правдивая речь. И в чтении его великая награда за каждую букву из его букв. А особенно чтение Корана в этом месяце.
И надлежит мусульманину много читать Коран в этом месяце. Как праведные предшественники много читали Коран в этом месяце вдобавок к их чтению в ночной молитве на протяжении года и к чтению в свободное время.
И надлежит сделать Коран постоянным спутником мусульманина. Однако, у чтения Корана есть свой этикет. Надлежит придерживаться этого этикета тому, кто захочет почитать Коран:
•Первое. Читать Коран в подходящее время, в котором нет беспорядка, шума и громких голосов. Например, чтение Корана ночью:
«Поистине, совершение молитвы ночью — сильнее по воздействию и яснее по речи» [73:6]. Воздействие чтения Корана на сердце и язык, поминание его смыслов для очищения разума в этот период времени и отсутствие беспорядка. Поэтому мусульманину следует выбирать подходящее время для чтения Корана.
•Второе. Точно так же нужно выбрать подходящее место. И лучшее место для чтения Корана — мечеть в одном из домов Аллаха: «Какая бы группа людей не собралась в одном из домов Аллаха читать книгу Аллаха и изучать ее между собой, непременно спуститься на них спокойствие и покроет их милость»(Этот хадис передал Муслим 2699),как это сказано в хадисе и далее до конца хадиса.
•Третье. Обязательно тому, кто хочет почитать Коран, правильно произносить его буквы и соблюдать его правила. Правила чтения — то есть: посредством изучения синтаксиса (ан-нахв), который представляет собой правила для правильного построения речи, когда это возможно. Потому что синтаксис помогает улучшить чтение Корана, избавляет от ошибок речи и отдаляет от них. А если нет возможности изучать синтаксис, то пусть человек прочитает Коран чтецу, который исправит его чтение, принимая из уст в уста. И пусть он не удовлетворяется чтением Корана без правил. Но пусть старается читать Коран требуемым образом, избавленным от ошибок, которе порой могут изменить и перевернуть смысл. И как сказано в хадисе: «Искусный чтец Корана — вместе с почтенными и покорными писцами».(Этот хадис передал Муслим 798).
То есть: вместе с ангелами. Если стараться читать Коран требуемым образом и читать хорошо — и это легко — и вся хвала Аллаху: «И мы облегчили Коран для поминания, но есть ли поминающий?» [54:22].
«Искусный чтец Корана — вместе с почтенными и покорными писцами. А тот, кто читает Коран и запинается при этом, и ему сложно это — ему две награды». (Этот хадис передал Муслим 798). Надо читать Коран как можешь. Если нет возможности изучить Коран правильным образом, то не надо оставлять чтение Корана. Надо читать его по мере возможности.
•Четвертое. Также обязательно читающему Коран, сторониться спешки и торопливости в чтении, как сторониться излишнего удлинения звуков и излишнего напряжения в таджвиде. Это затруднительно для читающего и для слушающего. Человеку надо держаться середины между спешкой и торопливостью и между чрезмерностью в таджвиде. Держаться середины в этом, чтобы облегчилось ему чтение и облегчилось слушающему. А особенно, имам, который стоит в молитве, впереди людей должен сторониться излишнего напряжения в таджвиде и придерживаться середины в этом.
•Пятое. Также из этикета чтения Корана — украшение голоса во время чтения. Сказал Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует: «Не из нас тот, кто читает Коран нараспев»*.
«Читает нараспев» — то есть: украшает свой голос во время чтения. А также в хадисе сказано: «Поистине, Аллах слушает того, кто читает нараспев Коран». То есть: украшает голос при чтении. «Аллах не слушал человека». Что это значит? Значит, не обращал свой слух. Это указывает на то, что Аллах слушает читающего Коран отвечающим и любящим слухом».
*[Примечание]:
Этот хадис передали Ахмад 1/175, ад-Дарими 2/471, Абу Дауд 1469, аль-Хаким 2091, Ибн Наср 55. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5442, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1451, «Мишкатуль-масабих» 2194.
Хафиз Ибн Касир говорил: “Шариат требует чтение Корана красивым размеренным голосом, который повлечет размышление и понимание Корана, смирение и желание подчиниться его велениям. Что же касается новоизобретенных песенных голосов, которые подобны развлекательному и музыкальному ритму, то Коран отвергает подобное и строго относится к подобному виду чтения. И в Сунне упоминаются строгие тексты относительно подобного чтения!” См. “Фадаиль аль-Къуран” 19).
[Конец примечания].
И Аллах любит, когда его раб украшает голос при чтении Его слов, Пречист Он и Возвышен: «Не из нас тот, кто читает Коран нараспев». То есть: украшает свой голос при чтении Корана. И не дозволено для чтеца Корана ставить целью украшения голоса показуху и славу. Но украшает свой голос, подчиняясь приказу Аллаха и ища Его довольства. И не дозволено украшать свой голос с целью привлечь людей, чтобы они слушали его и хвалили его и тому подобное. Это — показуха и делает недействительным дела и это желание славы (ас-сум'а) — прибегаем к Аллаху от этого. Показуха бывает в сердце и намерении. А желание славы (ас-сум'а) — в том, что слышат. И человек не должен преследовать украшением голоса привлечение к себе людей и восхваление его. Но должен устремляться этим к Лику Аллаха, Пречист Он и Возвышен.
Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, хоть Коран был ниспослан Нему, любил слушать его от кого-нибудь другого. И Он слушал чтение Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах. Приказал ему, чтобы он почитал Посланнику, да благословит Его Аллах и приветствует, и Он послушал его. Ибн Мас'уд сказал: «Как я буду читать его Тебе, тогда как он ниспослан Тебе?» Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) ответил: «Я люблю слушать, когда его читает кто-нибудь другой». (Этот хадис передали аль-Бухари 4582 и Муслим 800).
А также Он слушал чтение Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, и у него был красивый голос, он был известен этим. И Он слушал его чтение ночью. Когда проходил мимо, слушал чтение Абу Мусы в его тахаджуде.
И это указывает на то, что украшение голоса при чтении Корана — требуемое дело. Но не переходить границу чрезмерности и границу показухи и славы.
•Шестое. Также из этикета чтения Корана — прибегать к Аллаху от побиваемого камнями Шайтана в начале чтения. Сказал Могучий и Возвышенный Аллах: «И когда читаешь Коран, то прибегай к Аллаху от побиваемого камнями Шайтана». (16:98).
И это — фраза: «А'узу биЛляхи мин аш-шайтани р-раджим мин хамзихи ванафхихи ванафсихи». А затем начать чтение. А что касается окончания чтения подтверждением правдивости Великого Аллаха («Садака Ллаху ль-'Азым»), то это — нововведение, нет ему основы в Сунне. Да, Аллах сказал правду: «Скажи: «Сказал правду Аллах, так последуйте же религии Ибрахима»(3:95), «И кто правдивее, нежели Аллах, словом?» (4:122).
Смысл — правильный, Аллах сказал правду. Однако, ограничение этой фразы определенным временем без довода. Не дозволено постоянно придерживаться при окончании чтения слов «Садака Ллаху ль-'Азым», нет основы этому. Более того, это действие — нововведение. И даже стали эти слова как будто переданными от Посланника, да благословит Его Аллах и приветствует. Постоянно придерживаются этих слов в собраниях и на радио, и нет этому основы. Но, то, что передано в Сунне — прибегать к Аллаху от побиваемого камнями Шайтана в начале чтения.
•Седьмое. Из этикета чтения Корана — чтобы на человеке проявлялись последствия чтения и смиренность. Как был смиренным Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, во время чтения Корана в молитве, что даже из Его груди слышались звуки, похожие на звуки кипящего котла, от Его плача, да благословит Его Аллах и приветствует.
•Восьмое. Также из этикета чтения Корана — прибегать к Аллаху, когда читается аят о наказании и просить Аллаха, когда читается аят о милости. Это — в ночной и добровольной молитвах [согласно одному из мнений ученых]. А что касается обязательной молитвы, то это не передается от Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует. Это передается только в добровольной молитве. И в хадисах указание также на то, что когда человек читает Коран вне молитвы и дошел до аятов угрозы — прибегает от этого к Аллаху, а когда до аятов милости — просит их у Великого и Могучего Аллаха.
•Девятое. Из этикета чтения Корана — чтобы человек не прерывал чтение определенной части Корана каждый день, чтобы заканчивать его минимум один раз в каждый месяц.
А если он будет заканчивать его каждые десять дней, то это будет лучше. А если каждые семь дней, то еще лучше. Заканчивать за три дня — еще лучше. В любом случае не надо человеку заканчивать чтение Корана. Особенно, если он заучил Коран. Ведь если он не будет читать его, то забудет его. Побудил Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, к постоянному чтению Корана, сказав: «Читайте Коран постоянно, ведь он освобождается сильнее, чем верблюды освобождаются от своих пут».(Аль Бухари 5033).
И хафиз Корана должен стараться сохранить Коран в своей памяти, чтобы не потерять его. И Всевышний Аллах лучше знает.
И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, Его семейство и всех Его сподвижников!