Заступничество (шафаат) и его виды.
https://youtu.be/DzOK3WME7Lg
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Вся хвала принадлежит одному лишь Аллаху, Господу миров, благословение и мир нашему Пророку Мухаммаду, Его семейству и всем Его сподвижникам.
Заступничество — это посредничество с целью достижения требуемого результата. Это для потому, что иногда человеку трудно достичь требуемого результата, и он нуждается в посреднике, который удовлетворит его нужду. Люди нуждаются в заступничестве. И оно бывает двух видов:
• Первый вид: заступничество перед Аллахом, Пречист Он и Возвышен.
• Второй вид: заступничество перед созданиями, например, правителями, президентами и так далее.
Заступничество перед созданиями делится на два вида:
• Первый вид: благое заступничество.
• Второй вид: дурное заступничество.
Сказал Всевышний: «Кто будет посредником в хорошем деле, тому будет доля награды от него, а кто будет посредником в плохом деле, тому будет доля греха от него» [4:85].
Благое заступничество перед созданиями — в полезных и дозволенных делах и удовлетворении полезных и дозволенных нужд. И в этом большое благо. Сказал Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует: «Заступайтесь, и будете награждены. И рассудит Аллах на его языке как пожелает».
Кто сделает благое заступничество, то ему доля награды из него, так как это — оказание помощи в благочестии и богобоязненности, и это — благодеяние. И тот, кто заступается за людей в удовлетворении их нужд перед тем, кто ей владеет, то ему — великая награда.
А что касается дурного заступничества, то это заступничество в запрещенных делах. Как, например, заступничество в отмене границ в то время, как существует правитель. И не разрешено заступничество, которое отменяет установленные границы. Сказал Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует: «Когда дошло дело о наказании до правителя, то будет проклятие на том, кто заступается, и за кого заступаются».
(Примечание): Приведу полностью хадис: Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) говорил: «Прощайте друг другу то, за что виновных следует подвергать установленным шариатом наказаниям, ибо, если дело будет доведено до сведения правителя, тогда Аллах проклянет и того, кто заступается и того, за кого заступаются!» Малик 1/380, ан-Насаи 4886. Хадис достоверный (Конец примечания).
А в другом хадисе: «Проклял Аллах того, кто прикрывает грешника».
И прикрытие грешника — это когда стало обязательным для кого-то наказание за грех и приходит кто-нибудь с ходатайством, прося отмены наказания для него. Заступничество в запретных делах подобно поеданию имущества людей без права. Заступничество в изменении шариатских постановлений в угоду людским страстям. Все это — дурные и запрещенные виды заступничества. Прибегаем к Аллаху от этого.
Что касается заступничества перед Аллахом, Пречист Он и Возвышен, то это также посредничество перед Аллахом для удовлетворения нужд Его рабов. И не будет действительным заступничество перед Аллахом без выполнения двух условий:
•Условие первое: дозволение заступничества для заступника от Аллаха. Сказал Всевышний:
«Кто заступится перед ним, иначе как по воле Его?» [2:255], «И сколько же ангелов на небесах, заступничество которых не приносит пользы, кроме как после того, как дозволит Аллах тому, кому захочет и кем Он доволен».(53:26).
В противоположность правителям этого мира и созданиям, ведь посредник заступается перед ними, даже если они не довольны этим и им не нравится это. И они вынуждены принимать их заступничество, потому что у них есть нужда в этих приближенных к ним советниках и помощниках, которые заступаются. И они принимают заступничество из-за дружбы с ними. А что касается Могучего и Возвышенного Аллаха, то у него нет ни в ком нужды.
«Никому не принесет пользы заступничество, кроме как от того, кому это будет дозволено». [34:23].
И поэтому просится заступничество у Аллаха словами:
«О Аллах, сделай за меня заступником Твоего Пророка, сделай за меня заступниками Твоих ангелов, сделай за меня заступниками Твоих праведных рабов».
И просят заступничество у Великого и Могучего Аллаха, но не у творений.
•Второе условие: чтобы тот, за кого заступаются, был из тех, кем доволен Аллах — его словами, его делами, чтобы был мусульманином. Мусульманин, который имеет грехи или заслуживает наказания. Великий и Возвышенный Аллах позволяет заступаться за него. Позволяет заступаться за него для того, чтобы оказать почет заступнику и принести пользу тому, за кого заступаются. И это касается верующих единобожников, которые заслужили наказания от Аллаха, Пречистого Он, или вошли в Огонь за свои грехи. И Аллах, Велик Он и Возвышен, позволяет тем, кто заступается за него в том, чтобы Аллах отменил для них наказание или вывел их из Огня. А что касается неверующих, то (аят):«И не поможет им заступничество заступающихся». [20:109]. Сказал Всевышний: «Нет у несправедливых ни близкого, ни заступника, которому подчиняются» [40:18].
«И не поможет им заступничество» — то есть: не поможет неверующим.
«Заступничество заступающихся» - только для верующих.
Только с этими двумя условиями заступничество принесет пользу у Аллаха, Велик Он и Возвышен, когда Он позволит это. И когда тот, за кого заступаются, будет верующим, а не неверным и многобожником.
А что касается заступничества, которое просят у приближенных Аллаха и праведников без дозволения Аллаха, то оно запрещено. Как говорят: «Заступись за меня перед Аллахом». Но надо говорить: «О Аллах, сделай за меня заступником такого-то и прими его заступничество». А когда такой приближается к заступнику посредством поклонения, то это — заступничество многобожников, прибегаем от этого к Аллаху, которые приближаются к угодникам Аллаха, праведникам и мавзолеям, чтобы они заступились за них перед Аллахом. Сказал Всевышний: «И поклоняются они помимо Аллаху тому, кто не навредит им и не принесет пользу и говорят:
«Они — наши заступники перед Аллахом»». [10:18].
Это — заступничество многобожия, выводящее из религии. И если кто-то просит у творений, чтобы они заступились за него перед Аллахом, делает для них жертвоприношения, обеты, просит о помощи — просит о помощи у мертвых или у идолов, то это — недействительное заступничество и придавание сотоварщией Великому и Могучему Аллаху:
«И те, кто взяли себе покровителей помимо Аллаха говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху».(39:3).Они говорят: «Мы — грешники, а они — праведники, и у них есть почет перед Аллахом. И мы хотим, чтобы они стали заступниками для нас перед Аллахом». Они уподобили Великого и Возвышенного Аллаха несправедливым правителям. Возвышен Аллах от этого! Аллах — Близкий и Отвечающий, не нуждается в этом. Проси и моли Аллаха. Проси Аллаха удовлетворить твою нужду непосредственно. И не делай между тобой и Аллахом посредников. Это действие многобожников и нововведенцев.
Аллах открыл свою дверь для просящих:
«Кто просит меня, то я отвечу ему», «Кто взывает ко мне, то я отвечу ему»,
«Кто просит меня, то я одарю его, кто просит прощения у меня, то я прощу его».
[Примечание]:
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”»Этот хадис передали Малик 498, Ахмад 2/258, 267, 282, 419, 487, 504, аль-Бухари 1145, 6321 и 7494, Муслим 758, Абу Дауд 1315, 4733, ат-Тирмизи 446, Ибн Маджах 1366, ад-Дарими 1/346-347, Ибн Наср 35, Абу ‘Авана 2/288-289, ат-Таялиси 2232, 2385. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 8168, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1646, «Мишкатуль-масабих» 1223.
[Конец примечания].
«Аллах простирает свою руку ночью для того, чтобы простить того, кто грешил днем, и простирает свою руку днем для того, чтобы простить того, кто грешил ночью».[Муслим, No 2759].
И врата его открыты, Пречист Он и Возвышен. Взывай к нему непосредственно и проси у него непосредственно и не делай между тобой и Ним посредников из творений, это из действий многобожников и нововведенцев.
Это подробное разъяснение в теме заступничества, в которой заблудились многие из людей, потому что они не вернулись к основам, не вернулись к Книге и Сунне, чтобы узнать правильный вид заступничества и запрещенный вид. И не узнали того, в чем разрешено заступничество и того, в чем не разрешено и это беда от невежества.
И на мусульманине лежит обязанность изучать свое вероубеждение, чтобы не попасть в подобное. И из этого — познание правильного, дозволенного вида заступничества и его условий. И познание запретного вида заступничества, чтобы не впасть в то, во что впали многобожники и нововведенцы. И чтобы не стали его деяния «Развеянным прахом». А также обязательно для мусульманина взывать к Аллаху непосредственно. И Аллах открыл свою дверь для кающихся и просящих днем и ночью. Аллах принимает покаяние от своих рабов и прощает дурные деяния: «Кто попросит меня прощения, то я прощу его, кто попросит меня о чем-нибудь, я дам ему это, кто будет взывать ко мне, то я отвечу ему».
И нет тебе нужды убегать от этого и просить заступника, посредника или угодника заступиться за тебя. Такое есть только среди творений. А Великий и Возвышенный Аллах — дверь его открыта. Он — Близкий, Отвечающий и Он — Слышащий мольбы, Пречист Он и Возвышен. Протяни руки к Аллаху и взывай к нему днями и ночами. Ведь Аллах — Близкий, Отвечающий, не отвергает просящего. Но отвечает просящим и добавляет им из своей щедрости. И одаряет их тем, чего они не просили и о чем не мечтали, из своей щедрости, Пречист Он и Возвышен.
И не дозволено проводить аналогию с творений на Творца. Но обязательно познавать права Аллаха. И величие Аллаха, Велик Он и Могуч. И щедрость Аллаха, и Его милость и благодеяние. Знать, что Аллах — Богатый, Достохвальный. Творение — слабое, бедное и ему неприятно, когда у него просят. А Аллах, наоборот, гневается на того, кто ни о чем его не просит. А творение гневается, когда его о чем-либо просят.
Аллах гневается, если перестанешь просить Его. А потомок Адама, когда его просят, гневится.
И Творец, Велик Он и Могуч — Близкий, Отвечающий днем и ночью. Слышит, видит и дарует, Пречист Он, и не убавится ничего из Его владений. И Он любит того, кто просит Его. И любит того, кто требует от него. Так почему же умы людей не в состоянии постичь величие Аллаха, Его щедрость и Его богатство, Пречист Он и Возвышен? И отправляются к творениям, и к могилам, и к мавзолеям, и... и... И устает в этом этот бедняга, и пропадает его религия и его мирская жизнь, и нет силы и мощи, кроме как от Аллаха. И это — результат невежества. И результат слепого следования потерпевшим бедствие, которые заблудили этим многих людей, и нет силы и мощи, кроме как от Аллаха.
И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, Его семейство и всех Его сподвижников!