Воздействие макроэкономической среды на функционирование ОАО «Мукомольный комбинат «Воронежский»
Руководитель должен хорошо знать не только внутреннюю среду предприятия, но и внешнюю, так как успех деятельности организации зависит и от внешнего окружения.
Факторы внешней среды подразделяются на две основные группы: прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, потребителей и конкурентов.
Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Рассмотрим подробнее факторы прямого воздействия на предприятие ОАО «Мукомольный комбинат «Воронежский».
Поставщики. Организация - это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, капитал, рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.
К поставщикам относят конкретные предприятия различных источников поступления, т.е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги.
Oсновными конкурентами ОАО «Мукомольный комбинат «Воронежский» являются:
1.ОАО «Бутурлиновский мукомольный комбинат»
2.ОАО«Старооскольский мукомольный комбинат»
3.ОАО Кардаильский комбинат.
Далее приведем сравнительная характеристика конкурирующих предприятий (таблица 1).
Основным конкурентом предприятия является ОАО «Старооскольский мукомольный комбинат». Его продукция продолжает пользоваться значительным спросом у индивидуальных потребителей, хлебозаводы же предпочитают приобретать продукцию воронежского предприятия, так как сочетание цена-качество у данной продукции выше.
Далее приведем рыночные цены на муку основных конкурентов предприятия (таблица 1).
Таблица 1 – Рыночные цены на мукуосновных конкурентов предприятия
Наименование предприятия | Мука сорта | Цена,руб. \т |
ОАО «Курский КХП» | Высший Ржаная обдирная | |
ОАО «Бутурлиновский мулькомбинат» | Высший хлебопекраная | |
ОАО «Елелцкий МК» | Высший хлебопекраная | |
ОАО «Латненский элеватор» | Остановлен на ремонт до нового урожая | Нет |
Абрамовский МК | Ржано-обдирная | |
ОАО «КХП «Староосокольский» | Высшийхлебопекарная Ржаная обдирная | 12700 до 13200 9000 |
Калачеевский элеватор | Высший сорт | |
ЗАО «Мелькрукк» г. Брянск | С 22.05.2008 на ремонте | Нет |
ОАО «Кардаильский МК» | Высший Ржаная обдирная | |
ОАО «Подгоренский МК» | Высший хлебопекарная Ржаная обдирная |
Из таблицы 1 видно, что в регионе действуют много мукомольных предприятий, что говорит о том, что на данном рынке достаточно высокая конкуренция.
Что касается отрасли, в которой функционирует предприятие, то здесь необходимо отметить, что в России насчитывается более 530 крупных и средних, а также множество мелких предприятий, производящих муку. По оценкам института конъюнктуры аграрного рынка ИКАР, производство муки в РФ составило в 2013. – 11,4; в 2014 – 11,7; в 2015 – 11,8 млн. тонн.
Мукомольная отрасль характеризуется относительно высоким избытком производственных мощностей, хотя в последние годы намечается некоторый рост загрузки, в первую очередь за счет введения современных линий по производству муки.
Что касается доли рынка предприятия ОАО «Мукомольный комбинат «Воронежский», то для Воронежа она составляет 80%. Это касается в первую очередь бестарной формы продажи. По розничным продажам она несколько меньше.
Потребители. Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очень важно.
Потребителями мучной продукции являются хлебозаводы и частные пекарни либо, если речь идет о розничной продаже – физические лица.
Таким образом, среда влияет на предприятие, а оно, в свою очередь, не всегда может влиять на факторы среды и контролировать их. В целом факторы внешней среды постоянно влияют на все направления деятельности организации как положительно, так и отрицательно. Сама же организация может оказывать обратное влияние на элементы среды в той или иной мере: на поставщиков и посредников – значительно, на конкурентов и покупателей – меньше (ценой и качеством своих товаров, исследованиями и рекламой). Сила влияния каждого фактора зависит от его значимости для организации.
3 Оценка эффективности организации планирования и использования основных методов планирования в ОАО«Мукомольный комбинат «Воронежский»
Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
Применение планирования на предприятиях создает следующие важнейшие преимущества: увеличивает возможности в обеспечении предприятия необходимой информацией; способствует более рациональному использованию ресурсов; проясняет возникающие проблемы и риски; улучшает координацию действий и контроль в организации.
Среди методов планирования развития предприятия выделяют методы непосредственного планирования (балансовый, нормативный, программно-целевой и метод планирования по технико-экономическим факторам), сетевые методы и методы экспертных оценок.
Предприятие ОАО«Мукомольный комбинат«Воронежский» использует 2 основных метода планирования: балансовый, нормативный.
У каждого из этих методов имеются свой инструментарий и приоритетные требования к основному планируемому результату, что лежит в основе их применения в процессе планирования производственно-хозяйственной деятельности.
Балансовый метод предполагает разработку системы показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, показывающей использование ресурсов по всем направлениям их расхода. Такая система показателей при планировании включает материальные балансы (топлива, электроэнергии), трудовые (рабочей силы, рабочего времени) и финансовые балансы (денежных доходов и расходов, бухгалтерский). Например, с помощью материальных балансов увязываются производство и потребление конкретных видов материальных ресурсов, обосновывается производственная программа предприятия. Как правило, эти балансы разрабатываются в натуральных, условно-натуральных и реже в стоимостных единицах измерения.
Нормативный методпредполагает технико-экономическое обоснование планов с использованием норм и нормативов, которые применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования.
Норма — научно обоснованная мера расхода определенного ресурса на единицу продукции (услуги, работы) в принятых единицах измерения.
Нормативы характеризуют степень использования ресурсов, расход ресурса, например на 1 млн. р. продукции, размер платы за кредит в процентах. Как правило, нормативы представляются в относительном выражении.
Система норм и нормативов, используемых в процессе планирования, включает нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы использования основных производственных фондов; нормативы капитальных вложений и затрат на капитальное строительство; финансовые нормы и нормативы (нормы амортизации, нормативы рентабельности, ставки налогов); социальные нормы и нормативы (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, норма потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади); экологические нормы и нормативы (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду, нормативы содержания в воде вредных веществ и т.д.).
Планирование потребности предприятия в персонале входит в обязанности инспектора по кадрам.
При возникновении потребности в работниках управления, кандидат проходит собеседование у того руководителя службы, в которой будет работать работник, после этого кандидат проходит собеседование с исполнительным директором предприятия. В случае положительного ответа с его стороны и согласия самого работника, подписывается приказ о приеме на работу. При приеме на работу специалисты заключают с предприятием трудовые договоры.
Для ведущих специалистов всех подразделений проводят курсы повышения квалификации, в виде семинаров с привлечением иностранных и отечественных специалистов. На них они делятся опытом и выдвигают новые идеи.
По итогам 2015 г. план производства и реализации продукции на предприятияОАО«Мукомольный комбинат«Воронежский»выполнен, что свидетельствует о хорошей планово-экономической деятельности организации. Кроме того, хозяйство продолжает производить высококачественную продукцию, ежегодно наращивает темпы по производству и реализации продукции.
Организационная структура построена по линейно-функциональному принципу. Генеральному директору подчиняются три функциональных руководителя - главный инженер, заместитель по финансам и экономике - главный бухгалтер и заместитель директора по коммерции. Главному инженеру в свою очередь подчиняются заместитель по производству и заместитель по автотранспорту - начальник технического отдела.
Экономическую службу предприятия осуществляют несколько подразделений, в числе которых бухгалтерия и экономический отдел. Все эти отделы подчиняются заместителю генерального директора предприятия по финансам и экономике, который также занимает должность главного бухгалтера.
Организационная структура предприятия представлена в приложении А.