Управление персоналом в условиях кризисного предприятия

Курсовая работа

по дисциплине: «Антикризисное управление»

на тему: «Особенности управления персоналом кризисного предприятия на примере ОАО «Экспресс»

Работу выполнила:

Студентка гр.343-З

Чернова Анжелика Н.

Работу проверил:

Научный руководитель

Ахметгареева

Айсылу Амирзяновна

Дата защиты Оценка Подпись

«___»________ ___________ ___________

г.Набережные Челны

2017г

Содержание

Введение 3

1. Управление персоналом в условиях кризисного предприятия 5

1.1 Кризис на предприятии, причины его возникновения 5

1.2 Кадровая политика в условиях кризисного предприятия 11

1.3 Особенности управления в условиях кризисного предприятия 17

2. Диагностика кризисного предприятия ОАО «Экспресс» 22

2.1 Общая характеристика и причины кризиса на предприятии ОАО «Экспресс» 22

2.2 Оценка кадрового состава предприятия ОАО «Экспресс» 27

2.3 Развитие, аттестация и мотивации работников предприятия в период кризиса 30

2.4 Рекомендации по улучшению кадровой политики ОАО «Экспресс» 37

Заключение 40

Список использованной литературы 42

Введение

Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию.
Основная причина рыночной несостоятельности - грубейшие просчеты руководителей, низкий уровень менеджмента, отсутствие опыта работы в условиях рынка, а также стремление многих из них обогатить себя, приближенных за счет трудовых коллективов.

Проводимые сегодня процедуры банкротства многих предприятий, в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», призваны привести к появлению на них новых собственников, новых менеджеров, способных эффективно функционировать на рынке, соблюдая действующее законодательство.

Самое главное-голова, менеджер. В каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств и достоинств менеджера, являющегося мотором рыночной экономики. Сегодня опыт убеждает, что очень важно не попасть в «черные дыры» экономики, т.е. предприятия, которые поглощая в изобилии ресурсы, просто не в состоянии произвести конкурентоспособную продукцию, поскольку большинство из них оснащены техникой вчерашнего дня, не выдерживают конкуренции с потоком высокотехнологичных товар.

В крайне сложных современных условиях России реальных успехов в антикризисном управлении могут добиваться только всесторонне подготовленные менеджеры, новаторы.

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способной многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки, наилучшего производственного опыта.

Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.

Цель курсовой работы - изучение особенностей управления персоналом на предприятии ОАО «Экспресс» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию в условиях кризиса.

Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:

1. Рассмотреть причины кризиса на предприятии

2. Выявить роль кадровой политики в условиях кризисного предприятия

2. Проанализировать деятельность предприятия ОАО «Экспресс», выявить особенности управления персоналом.

4. Рассмотреть мотивацию персонала на кризисном предприятии

Объектом исследования в данной работе является кризисное предприятие ОАО «Экспресс».

Предмет исследования - особенности управления персоналом кризисного предприятия.

Теоретической основой дипломной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых, в частности, таких как И. Адизес, В.Р. Веснин, А.П. Градов, П. Друкер, Т.Б. Базаров, И.А. Баткаева.

Курсовая работа подготовлена на основе использования литературы по проблемам управления персоналом, теории и практики антикризисного управления, раскрывающей затронутую в работе проблему, нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также материалам периодической печати.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения. В 1 главе рассматривается кризисное предприятие, причины кризиса на предприятии, кадровая политика в условиях кризиса на предприятии, прежде всего, вопросы обучения персонала, оптимизации его численности, оценки персонала на кризисном предприятии. Во 2 главе анализируется деятельность компании ОАО «Экспресс», рассматривается действующая в этой организации система управления персоналом и даются рекомендации по ее совершенствованию.

Рекомендации по улучшению кадровой политики ОАО «Экспресс»

В соответствии с проведенным анализом были разработаны следующие рекомендации по развитию системы управления персоналом для ОАО «Экспресс»

Необходимо четко сформулировать главные цели системы управления персоналом:

Обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие;

Разработка стратегии управления персоналом с учетом применения новых технологий;

Прогнозирование и перспективное планирование кадров;

Построение мотивационного механизма управления, системы социального обеспечения;

Анализ требований новых технологий к специалистам, рабочим местам, разработка перечня новых специальностей, должностей;

Анализ динамики развития персонала, анализ индивидуальных планов развития персонала, планирование персонала и его картера;

Анализ трудовых процессов, анализ качества жизни, планирование социального развития.

Осознание руководством анализируемого предприятия необходимости наличия хорошо организованной системы управления персоналом, состоящей из высококвалифицированных специалистов позволит добиться хорошей слаженной работы всего предприятия.

Что касается оплаты труда на отдел кадров, она возрастет, но это в значительной мере окупится эффективной деятельностью и прибыльностью предприятия в результате правильной организации всех процессов, связанных с кадрами.

Необходимо принять менеджера по кадрам, который будет осуществлять свою деятельность в соответствии с новой утвержденной должностной инструкцией менеджера по кадрам:

В должностной инструкции менеджера по персоналу должны присутствовать в достаточно широком объеме самые разнообразные должностные обязанности. Они будут включать обязанности инспектора по персоналу, но будут представлены намного шире и полнее, для всех возможных видов работы с персоналом и документацией.

По моему мнению основной проблемой в системе управления персонала является психологическая неудовлетворенность персонала рабочей обстановкой. Не проводя специальных психологических исследований, можно сделать некоторые промежуточные выводы и рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом. Основной проблемой системы управления персоналом является неблагоприятная психологическая обстановка, ведущая к напряженности и конфликтным ситуациям.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется и определенную ситуацию - общественную форму самоотношения и самосознания личности.

Среди частных способов решения конфликтных ситуаций и улучшению психологической обстановки в коллективе можно выделить:

- формирование общеорганизационных комплексных целей. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики - направить усилия всех участников на достижение общей цели;

- выработка межличностных стилей разрешения конфликтов, среди которых стиль уклонения, сглаживания, принуждения, компромисса и решения проблемы.

Подводя итог, можно заключить, что персонал организации и его руководство, независимо от численности группы должны всегда помнить о важности положительного морально-психологического климата в коллективе, сознательно строить свое поведение и выбирать наиболее оптимальный стиль управления коллективом для повышения эффективности рабочего процесса и рентабельности всего предприятия. А подчиненные стремились к нововведениям и улучшениям, было желание работать и быть востребованным.

Заключение

В нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.

Как было показано, для организаций в кризисных условиях все большее значение приобретает более полное использование человеческих ресурсов организации. Это связано с теми проблемами, с которыми сталкиваются руководители большинства организаций. Вот неполный список наиболее острых проблем:

- уход квалифицированных работников;

- низкая исполнительская и трудовая дисциплина персонала;

- недостаточная квалификация персонала, работающего в организации, недостаточный уровень квалификации отдельных руководителей;

- неудовлетворительный морально-психологический климат

- низкий уровень мотивации работников, недостаточная инициативность работников при решении производственных проблем;

- наличие проблемы "Мы - Они" (конфронтация администрации и персонала).

Эти и некоторые другие проблемы ставят перед руководителями вопрос о совершенствовании системы управления персоналом. Однако, очень часто приходится сталкиваться с тем, что стараясь поставить на должный уровень работу с персоналом в организации, руководители делают целый ряд ошибок, которые не позволяют достичь тех целей, ради достижения которых, собственно, и была начата работа с персоналом.

Стабильная работа и развитие предприятия зависит от многих факторов, одним из которых является профессионализм работников структуры управления.

Успешное развитие производства в значительной степени зависит от уровня организации управления.

Подбор новых сотрудников на предприятии ОАО «Экспресс» идет с учетом их профессиональных и деловых качеств и использованием социально-психологических аспектов. Подбор и расстановка кадров проводится с целью достижения наиболее целесообразного использования трудовых качеств работника, который обладает необходимыми знаниями и навыками для выполнения порученной работы. Контроль исполнения на предприятии позволяет координировать, контролировать процесс производства, своевременно реагировать на происходящие в производстве изменения.

Целью антикризисного управления персоналом стало побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Считается, что руководитель должен не приказывать своим подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников.

В период формирования рынка возникла необходимость увязки нового качества труда управленческого персонала, повышения роли его творческой, интеллектуальной составляющей с меняющимися условиями экономического роста, с осознанием объективного характера развития общественной организации труда. Важно, чтобы на руководящей работе были активные, творчески мыслящие люди, предпочтительнее сангвиники, волевые, с положительными чертами характера.

Список использованной литературы

1. Трудовой кодекс РФ

2. Кодекс законов о труде РФ (с изменениями и дополнениями на 20 июля 1998г).

3. Сайт компании ООО «Экспресс» www.exspress.ru

4. Журнал «Управление персоналом» (2015-2016г.)

5. Антикризисное управление: учебник / Под ред. Э.М.Короткова. М.:ИНФРА-М, 2016, 432 с.

6. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2015, 392 с.

7. Гаврилин, Юрий Федорович. Маркетинг. Стратегия и тактика менеджера: Учеб. пособие / - Челябинск, 2017. - 101 с.

11. Курошева Г.М.Теория антикризисного управления предприятием: Учебное пособие. СП б.: Речь, 2016, 372 с.

12. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань, 2016, 252 с.

15. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала.- Ростов-на-Дону,- 2017.- 380 с.

19. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Под общ. Ред.А.П. Градова и Б.И.Кузина. СПб.: Специальная литература.-2015.-510 с.

20. Теория и практика антикризисного управления: Учеб/ Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2016, 469 с.

21. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., Дело, 2015 326 с.

28. Юн Г.Б., Таль Г.К., Григорьев ГВ.В. Словарь по антикризисному управлению. М.: Дело, 2017. 448 с.

29. Фрайленгер К., Фишер И. Управление изменениями в организации. -- М.: Книгописная палата, 2015. -- 264с.

Курсовая работа

по дисциплине: «Антикризисное управление»

на тему: «Особенности управления персоналом кризисного предприятия на примере ОАО «Экспресс»

Работу выполнила:

Студентка гр.343-З

Чернова Анжелика Н.

Работу проверил:

Научный руководитель

Ахметгареева

Айсылу Амирзяновна

Дата защиты Оценка Подпись

«___»________ ___________ ___________

г.Набережные Челны

2017г

Содержание

Введение 3

1. Управление персоналом в условиях кризисного предприятия 5

1.1 Кризис на предприятии, причины его возникновения 5

1.2 Кадровая политика в условиях кризисного предприятия 11

1.3 Особенности управления в условиях кризисного предприятия 17

2. Диагностика кризисного предприятия ОАО «Экспресс» 22

2.1 Общая характеристика и причины кризиса на предприятии ОАО «Экспресс» 22

2.2 Оценка кадрового состава предприятия ОАО «Экспресс» 27

2.3 Развитие, аттестация и мотивации работников предприятия в период кризиса 30

2.4 Рекомендации по улучшению кадровой политики ОАО «Экспресс» 37

Заключение 40

Список использованной литературы 42

Введение

Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию.
Основная причина рыночной несостоятельности - грубейшие просчеты руководителей, низкий уровень менеджмента, отсутствие опыта работы в условиях рынка, а также стремление многих из них обогатить себя, приближенных за счет трудовых коллективов.

Проводимые сегодня процедуры банкротства многих предприятий, в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», призваны привести к появлению на них новых собственников, новых менеджеров, способных эффективно функционировать на рынке, соблюдая действующее законодательство.

Самое главное-голова, менеджер. В каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств и достоинств менеджера, являющегося мотором рыночной экономики. Сегодня опыт убеждает, что очень важно не попасть в «черные дыры» экономики, т.е. предприятия, которые поглощая в изобилии ресурсы, просто не в состоянии произвести конкурентоспособную продукцию, поскольку большинство из них оснащены техникой вчерашнего дня, не выдерживают конкуренции с потоком высокотехнологичных товар.

В крайне сложных современных условиях России реальных успехов в антикризисном управлении могут добиваться только всесторонне подготовленные менеджеры, новаторы.

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способной многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки, наилучшего производственного опыта.

Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.

Цель курсовой работы - изучение особенностей управления персоналом на предприятии ОАО «Экспресс» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию в условиях кризиса.

Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:

1. Рассмотреть причины кризиса на предприятии

2. Выявить роль кадровой политики в условиях кризисного предприятия

2. Проанализировать деятельность предприятия ОАО «Экспресс», выявить особенности управления персоналом.

4. Рассмотреть мотивацию персонала на кризисном предприятии

Объектом исследования в данной работе является кризисное предприятие ОАО «Экспресс».

Предмет исследования - особенности управления персоналом кризисного предприятия.

Теоретической основой дипломной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых, в частности, таких как И. Адизес, В.Р. Веснин, А.П. Градов, П. Друкер, Т.Б. Базаров, И.А. Баткаева.

Курсовая работа подготовлена на основе использования литературы по проблемам управления персоналом, теории и практики антикризисного управления, раскрывающей затронутую в работе проблему, нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также материалам периодической печати.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения. В 1 главе рассматривается кризисное предприятие, причины кризиса на предприятии, кадровая политика в условиях кризиса на предприятии, прежде всего, вопросы обучения персонала, оптимизации его численности, оценки персонала на кризисном предприятии. Во 2 главе анализируется деятельность компании ОАО «Экспресс», рассматривается действующая в этой организации система управления персоналом и даются рекомендации по ее совершенствованию.

Управление персоналом в условиях кризисного предприятия

Наши рекомендации