Уникальная формула поиска выгодных инвестиций

О книге и об авторе

Чтобы зарабатывать деньги на бирже в динамичных рыночных условиях, нужно вкладывать деньги в такие компании, которым удается сохранять преимущество под всевозрастающим натиском конкурентов. Но как отличить стабильную компанию, которая не только превосходно работает сегодня, но и скорее всего сохранит свои позиции через многие годы?

Ответ на этот вопрос кроется в понятии конкурентного преимущества, или так называемого экономического рва. Подобные рвы защищают высокорентабельные компании от конкурентов точно так же, как в средние века защищали от врагов замки. Если вам удастся найти такую компанию и вы сможете купить ее акции по разумной цене, это позволит вам сформировать великолепный инвестиционный портфель, который гарантирует вам успех на фондовом рынке.

В своей книге Пэт Дорси описывает этот проверенный временем подход и показывает, насколько эффективно вы могли бы применять его в своей инвестиционной практике. Подробно, шаг за шагом, Пэт Дорси объясняет, почему экономические рвы являются надежным индикатором успешных долгосрочных инвестиций, и раскрывает четыре их главных источника. Кроме того, здесь детально описывается процесс оценки реальной стоимости компаний, который очень важен для любого инвестора.

Хотя идея экономического рва сама по себе не нова — знаменитой ее в свое время сделал не кто иной, как Уоррен Баффет, — она без сомнения принесет пользу сегодняшним инвесторам. Благодаря этой маленькой книжке вы очень скоро поймете, почему данная стратегия должна стать неотъемлемой частью вашего инвестиционного арсенала, и научитесь применять ее на практике для формирования по-настоящему доходного инвестиционного портфеля.

ПЭТ ДОРСИ — руководитель отдела исследования акций в компании «Morningstar», оказывающей широкий спектр услуг инвесторам. Разработал методику составления рейтинга акций и экономических рвов. Получил степень магистра политологии в Северо-западном университете и степень бакалавра в Уэслианском университете. Автор книг по инвестированию.

Предисловие

Когда в 1984 году я основал «Morningstar», моей целью было помогать людям вкладывать деньги в паевые инвестиционные фонды. В то время финансовая информация была не настолько общедоступна, как сейчас, и я полагал, что, предоставляя клиентам качественную информацию по доступным ценам, мы сможем удовлетворить растущий спрос.

Но была у меня и другая цель. Я хотел построить бизнес, окруженный экономическим рвом. Этот термин, введенный в оборот Уорреном Баффетом, подразумевает устойчивое преимущество, защищающее предприятие от конкурентов — как ров защищает замок. Баффета я открыл для себя в начале 1980-х годов, внимательно изучая годовые отчеты «Berkshire Hathaway». Там-то Баффет и объяснял концепцию «рва», и я решил воспользоваться ею при создании своей фирмы. Я считаю эту концепцию настолько важной, что она и по сей День служит фундаментом как для нашей компании, так и для проводимого нами анализа акций.

Итак, создавая «Morningstar», я откликался на потребности рынка, но одновременно хотел иметь защищенный бизнес. Зачем тратить время, деньги и силы на поиск клиентов, если их тут же растащат конкуренты?

Я поставил перед собой задачу создать такой бизнес, который конкурентам трудно было бы дублировать. Экономический ров, окружающий «Morningstar», должен был включать в себя пользующуюся доверием торговую марку, обширные финансовые базы данных, фирменные методы анализа, мощную команду компетентных аналитиков и широкий круг лояльных клиентов. Имея немалый опыт инвестиционной деятельности, видя растущие потребности рынка и построив модель бизнеса с широким экономическим рвом, я принялся за дело.

За прошедшие 23 года компания «Morningstar» добилась немалых успехов. Годовая выручка фирмы превышает 400 миллионов долларов, доходность — выше средней. Мы много и упорно трудились над расширением и углублением нашего рва и всегда имели в виду эти цели, вкладывая дополнительные средства в наш бизнес.

Однако концепция экономического рва применима не только к положению самой «Morningstar» на рынке, но и к нашей инвестиционной стратегии. Мы считаем, что внимание инвесторов должно быть сосредоточено на долгосрочных вложениях капитала в компании, защищенные экономическими рвами. Благодаря защите эти компании длительное время могут зарабатывать повышенную прибыль — что не может со временем не сказаться на стоимости их акций. Есть и другой плюс: вы можете держать эти акции дольше и, значит, нести меньше операционных расходов. Поэтому компании с широкими рвами являются достойными кандидатами для любого инвестиционного портфеля.

Многие люди инвестируют деньги, реагируя на внешние стимулы: «Мне посоветовал купить эти акции шурин» или «Я прочитал об этих акциях в финансовом журнале». Кроме того, люди постоянно отвлекаются на ежедневные скачки котировок и поддаются внушению «специалистов», которые с важным видом комментируют краткосрочные колебания рынка. Гораздо лучше иметь какой-то концептуальный «якорь», помогающий по достоинству оценивать акции и формировать рациональный инвестиционный портфель. И в этом плане концепцию экономического рва невозможно переоценить.

Баффет ввел эту концепцию в оборот, а мы подхватили и развили его идею, выявив общие характеристики «рвов» (такие как высокие издержки перехода и эффект масштаба) и основательно их проанализировав. Хотя инвестирование остается видом искусства, мы попытались поставить процесс поиска компаний, защищенных рвами, в большей степени на рельсы науки.

Рвы являются для нас критически важным фактором при составлении рейтинга акций. В нашей компании работают более 100 аналитиков, в поле зрения которых находятся 2000 открытых акционерных компаний, относящихся к 100 экономическим отраслям. Их рейтинг предопределяется двумя главными факторами: 1) рыночная стоимость акций относительно их справедливой, по нашим оценкам, стоимости и 2) ширина рва компании. Сначала аналитик определяет справедливую стоимость компании, разрабатывая детализированную модель дисконтированных денежных потоков. Затем он оценивает категорию рва — «широкий», «узкий» или «нулевой», — опираясь на методы анализа, о которых вы узнаете в этой книге. Чем дешевле акции относительно их справедливой стоимости и чем шире их ров, тем выше их рейтинг по версии «Morningstar».

Мы ищем компании со рвами, но хотим покупать их значительно дешевле по сравнению с их истинной стоимостью. Именно этим занимаются лучшие инвесторы, такие легенды, как Баффет, Билл Нигрен из фонда «Oakmark» и Мейсон Хокинс из фонда «Longleaf». Эту методику «Morningstar» устойчиво и целенаправленно применяет к широчайшему спектру компаний.

Этот широкий охват позволяет нам лучше, чем кому бы то ни было, видеть и понимать те качества, которые обеспечивают компаниям устойчивое конкурентное преимущество. Рвы занимают важное место в инвестиционной культуре «Morningstar» и являются центральной темой наших аналитических отчетов.

В этой книге Пэт Дорси, возглавляющий в «Morningstar» исследовательский отдел, делится нашим коллективным опытом. Он позволит вам заглянуть на нашу «кухню» и понять, о чем мы думаем, какие мыслительные процессы происходят у нас в головах, когда мы оцениваем компании.

Многие годы Пэт занимался разработкой методов анализа акций и ранжирования экономических рвов. Его отличают проницательный ум, широта знаний, большой опыт. Кроме того, как вы увидите, Пэт обладает редкой способностью объяснять сложные инвестиционные вопросы в доступной и увлекательной форме — как письменно, так и устно.

На нижеследующих страницах Пэт объясняет, почему принятие инвестиционных решений на основе анализа экономических рвов компаний мы считаем таким мудрым подходом, и, главное, как вы могли бы использовать этот подход в интересах собственного обогащения. Вы научитесь выявлять компании, защищенные рвами, и вооружитесь инструментами, помогающими без особого труда определить истинную стоимость акций.

Из этой книги вы узнаете об огромном экономическом значении «рвов» на примерах конкретных защищенных компаний, на протяжении многих лет получающих высокую прибыль, и компаний, не имеющих рвов и в долгосрочной перспективе несущих своим инвесторам одни разочарования.

Центральную роль в разработке методологии поиска подходящих инвестиций, присущей «Morningstar», сыграли Хейвуд Келли, наш начальник отдела анализа ценных бумаг, и Кэтрин Оделбо, которая руководит подразделением нашей фирмы, работающим с индивидуальными инвесторами. Нельзя не воздать должное и всем нашим «рядовым» аналитикам, которые изо дня в день делают огромную работу, изучая экономические рвы различных компаний.

Книга эта небольшая. Но если читать ее внимательно, я уверен, она способна стать для вас основательным фундаментом для принятия разумных инвестиционных решений. Желаю вам всяческих инвестиционных успехов и надеюсь, что эта «маленькая книжечка» вам понравится.

Джо Мансуэто,

основатель, председатель и генеральный директор

«Morningstar, Inc.»

Введение

План игры

Существует много способов зарабатывать деньги на фондовом рынке. Можно играть по правилам Уолл-стрит, внимательно следя за трендами и пытаясь угадать, какая из компаний превзойдет прогноз прибыли за очередной квартал, но в этой игре вы столкнетесь с большой конкуренцией. Можно покупать акции, демонстрирующие сверхбыстрый рост, но вы рискуете тем, что после того, как они окажутся у вас на руках, покупателей, готовых предложить еще более высокую цену, не окажется. Можно скупать без разбору очень дешевые акции, не обращая внимания на качество выпустивших их компаний с точки зрения перспектив их экономического роста, но доход, полученный вами от возросшей стоимости акций тех компаний, которым удастся выкарабкаться из кризиса, может не покрыть убытки, понесенные на акциях разорившихся компаний.

Или можно просто покупать акции действительно хороших компаний по разумной цене и дать им возможность расти на протяжении достаточно долгого периода времени. Как ни странно, инвестиционных менеджеров, придерживающихся этой последней стратегии, сравнительно мало, хотя именно она применялась и применяется некоторыми из самых успешных инвесторов в истории. (Наиболее известным примером является Уоррен Баффет.)

План действий, необходимых для осуществления этой стратегии, прост:

1. Определить компании, доходность которых на протяжении многих лет остается выше средней.

2. Подождать, когда рыночные котировки акций этих предприятий опустятся ниже их действительной стоимости, и тогда покупать.

3. Держать эти акции до тех пор, пока дела в компании не ухудшатся, акции не подорожают на рынке сверх меры или пока вы не найдете лучший инвестиционный объект. Этот период держания должен исчислять годами, а не месяцами.

4. Повторять перечисленные действия по мере необходимости.

В этой книге мы сосредоточимся большей частью на первом пункте — нахождении отличных предприятий, обладающих долговременным потенциалом. Если вы сможете найти такие компании, то уже за счет этого опередите большинство инвесторов. Ниже я дам несколько советов насчет оценки действительной стоимости акций, а также некоторые рекомендации на предмет того, когда лучше продавать приобретенные акции и начинать искать другие инвестиционные возможности.

Почему так важно найти предприятия, многие годы работающие с высокой прибылью? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о смысле существования любого коммерческого предприятия, который заключается в обеспечении прироста вложенного инвесторами капитала. Компании — это попросту большие машины, которые используют капитал как сырье, вкладывают его в продукты и услуги и в конечном итоге выдают либо больше капитала, чем было вложено (хорошие предприятия), либо меньше (плохие). Компания, способная на протяжении многих лет обеспечивать высокую рентабельность вложенного капитала, стремительно богатеет[1].

Компаний, способных на это, не так уж много, потому что высокая рентабельность капитала не ускользает от внимания конкурентов, которые тут же слетаются как мухи на мед. В конце концов, в этом и заключен механизм капитализма: деньги вкладываются туда, где они могут принести наибольшую отдачу, а это значит, что стоит кому-то получить высокую прибыль, как его уже обступают конкуренты.

Поэтому в общем и целом рентабельность капитала имеет тенденцию к выравниванию. Иными словами, компании с высокой прибылью постепенно ее теряют вследствие ужесточения конкуренции, а компании с низкой рентабельностью капитала понемногу ее улучшают за счет изменения профиля своей деятельности или за счет ослабления конкуренции (если профиль работы меняют конкурирующие компании).

Однако есть фирмы, которым на протяжении длительного времени удается сдерживать натиск конкурентов, и вот их акции как раз и должны составлять основу вашего инвестиционного портфеля. Вспомните, например, такие компании, как «Anheuser-Busch», «Oracle» и «Johnson & Johnson», — все они работают с исключительно большой прибылью, и им удается поддерживать очень высокий уровень рентабельности капитала на протяжении многих лет, несмотря на мощнейший натиск конкурентов. Может быть, им просто везет, но гораздо вероятнее, что у них есть какие-то особенные качества, которых недостает большинству конкурентов.

Как выявить такие компании, которые процветают не только сегодня, но, с большой вероятностью будут продолжать процветать еще многие годы? Задайте себе обманчиво простой вопрос в отношении компании, в которую вы решили вложить деньги: «Что мешает умному и богатому конкуренту потеснить ее на рынке?»

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исследовать специфические структурные характеристики компании, называемые конкурентным преимуществом или экономическим «рвом». Подобно рвам, окружавшим средневековые замки для их защиты от посягательства врагов, экономические рвы оберегают высокую рентабельность капитала, которой отличаются лучшие в мире фирмы. Если вам удается найти компании, защищенные рвами, и купить их акции по разумной цене, вы приобретете инвестиционный портфель, имеющий большие шансы на успех на фондовом рынке.

Что же это за рвы и почему они так важны? Этому вопросу посвящается глава 1. В главе 2 я покажу вам, как отличить настоящий ров от мнимого — как остерегаться компаний, которые принято считать обладающими конкурентным преимуществом, но которые на самом деле не так надежны, какими кажутся. Затем мы посвятим несколько глав изучению тех качеств и характеристик, которые отличают компании, обладающие действительно надежным конкурентным преимуществом. Эти вопросы очень важны, и им необходимо уделить достаточно внимания.

Это что касается первой половины книги. Когда же мы разберемся в подоплеке экономической защиты компаний, я покажу вам, как выявлять разрушающиеся рвы, какую роль играет в создании конкурентного преимущества структура отрасли и как менеджеры компаний могут создавать (и разрушать) рвы. Одна из глав посвящена конкретным примерам: мы применим наши методы анализа конкурентоспособности к нескольким хорошо известным предприятиям. Кроме того, я вкратце познакомлю вас с методикой оценки истинной стоимости компаний, потому что даже организация с самым широким рвом может оказаться неудачным капиталовложением, если за ее акции заплатить слишком дорого.

Наши рекомендации