Направленность (профиль): Менеджмент в туризме и гостеприимстве
Программа Учебной практики
основной образовательной программы
высшего образования – программы прикладного бакалавриата направлению подготовки: 38.03.02 Менеджмент
Направленность (профиль): Менеджмент в туризме и гостеприимстве
Квалификация: бакалавр
Разработчик:
должность | подпись | ученая степень и звание, ФИО |
доцент кафедры экономики и управления | к.э.н. Панова А.Г. |
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры:
должность | подпись | ученая степень и звание, ФИО |
заведующий кафедрой экономики и управления | д.э.н., проф. Морозова Л.С. |
Программа согласована и одобрена руководителем ООП:
должность | подпись | ученая степень и звание, ФИО |
доцент кафедры экономики и управления | к.э.н. Панова А.Г. |
Аннотация программы практики
Вид практики.
Учебная
Форма проведения практик.
Учебная практика проводится в форме ознакомительно-производственной практики на предприятиях и в организациях Москвы, Московской области и регионов. Руководство и контроль за проведением учебной практики студентов направления 38.03.02 – «Менеджмент» возлагается на кафедру экономика и управление ФГБОУ ВО «РГУТИС». Кафедра назначает из числа преподавателей руководителей практики от кафедры. Руководитель организации, в которой студент будет проходить практику, издает распоряжение о назначении руководителя практики от организации (это может быть руководитель организации, его заместитель или один из ведущих специалистов).
Учебная практика – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, является частью второго блока программы академического бакалавриата 38.03.02 Менеджмент и относится к базовой части программы.
Программа учебной практикиразрабатывается вузом на основе Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденного Минобразования России от 25.03.2003 г. № 1154. Сроки проведения учебной практики установлены ФГБОУ ВО «РГУТИС» в рабочих учебных планах по направлению 38.03.02 «Менеджмент».
Цель прохождения практики – овладение первичными профессиональными умениями и навыками, ориентированными на профессиональную деятельность в области менеджмента в сфере туризма и гостеприимства.
Типы учебной практики:
¾ практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
Учебная практика проводится:
¾ стационарным способом на базе кафедры, научно-исследовательских лабораторий и научно-образовательных центров ФГБОУ ВО «РГУТИС».
¾ стационарным или выездным способом в сторонних организациях;
Учебная практика базируется на знании следующих дисциплин ООП: Теория менеджмента, Право, Безопасность жизнедеятельности, Маркетинг, Основы гостеприимства, География туристских центров, Технологии делового общения, Стандартизация и управление качеством и др.
Учебная практика направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
¾ ОК-3 – способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
¾ ОК-4 – способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
¾ ОК-5 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
¾ ОК-6 – способность к самоорганизации и самообразованию;
¾ ОК-8 – способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
¾ ОПК-7 – способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
¾ ДОПК-1 – способность к организации коммуникационного процесса с потребителем услуг;
¾ ДОПК-2 – готовность к ресурсосбережению в профессиональной и бытовой деятельности;
¾ ДОПК-4 – способность применять стандарты качества оказания услуг.
В процессе прохождения учебной практики создаются условия для приобретения студентом соответствующей квалификации.
Содержание учебной практики охватывает круг вопросов, связанных в основном с:
¾ формированием представления об особенностях развития сферы туризма и гостеприимства;
¾ ознакомлением с деятельностью предприятия сферы туризма и гостеприимства, в том числе: организационно-правовой формой, факторами месторасположения, характеристикой производственных помещений, потребителей услуг, способов продаж;
¾ оценкой системы управления предприятием.
В ходе прохождения практики студент может выполнять также индивидуальные задания, в том числе научно-исследовательского характера.
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Учебная практика проводится на 2 курсе в 3 семестре продолжительностью 2 недели.
Программой учебной практики предусмотрены следующие виды контроля: промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в 4 семестре, включающего защиту отчета по практике.
Основные навыки и умения, полученные в ходе прохождения учебной практики, должны быть использованы в дальнейшем при прохождении производственной практики и изучении следующих дисциплин: Бизнес-планирование, Организация и управление деятельности предприятий в туризме и гостеприимстве.
.
2. Перечень планируемых результатов прохождения практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен приобрести практические навыки и умения по общекультурным и общепрофессиональным компетенциям, таким как:
Код | Содержание |
Регламентированные ФГОС ВО и ООП ВО | |
Общекультурные компетенции (ОК) | |
ОК-3 | способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности; |
ОК-4 | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; |
ОК-5 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; |
ОК-6 | способность к самоорганизации и самообразованию; |
ОК-8 | способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) | |
ОПК-7 | способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; |
Дополнительные профессиональные компетенции (ДОПК) | |
ДОПК-1 | способность к организации коммуникационного процесса с потребителем услуг |
ДОПК-2 | готовность к ресурсосбережению в профессиональной и бытовой деятельности; |
ДОПК-4 | способность применять стандарты качества оказания услуг. |
3. Место практики в структуре ООП:
3.1 Предшествующие и последующие дисциплины и виды практик
Номер семестра | Предшествующие дисциплины и виды практик | Номер семестра | Последующие дисциплины и виды практик |
История | Бизнес-планирование | ||
Философия | Финансовый менеджмент | ||
1-3 | Иностранный язык | Стратегический менеджмент | |
1-2 | Физическая культура | 5-7 | Разработка управленческих решений |
Право | 5-6 | Управление человеческими ресурсами | |
3-4 | Технологии делового общения | 5-6 | Управление проектами |
Безопасность жизнедеятельности | Основы прикладных исследований в менеджменте | ||
Финансовый менеджмент | Основы предпринимательства | ||
1-2 | Экономическая теория | 6-7 | Национальные особенности ведения бизнеса |
Теория менеджмента | Кросскультурный (сравнительный) менеджмент | ||
Разработка управленческих решений | Технология формирования профессиональных компетенций | ||
Маркетинг | Технология личной работы руководителя | ||
2-4 | Информационное обеспечение профессиональной деятельности | Социальное партнерство и социальная защита работников в туризме и гостеприимстве | |
Инновации в туризме и сервисе | Управление социально-трудовыми отношениями | ||
Документационное обеспечение профессиональной деятельности | 7-8 | Организация и планирование деятельности предприятий в туризме и гостеприимстве | |
Культурология | 7-8 | Организация и управление профессиональной деятельностью | |
Русский язык и культура речи | 7-8 | Оптимизация бизнес-процессов | |
Информатика | 7-8 | Управленческое обследование деятельности предприятия | |
Основы гостеприимства | |||
Социально-экономическая статистика | |||
География туристских центров | |||
Технологии обслуживания в индустрии гостеприимства | |||
4-5 | Финансы | ||
Концепция современного естествознания | |||
Стандартизация и управление качеством | |||
1-2 | Математика | ||
Религиозно-бытовые традиции народов мира |
Трудоемкость практики
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Форма обучения | Курс | Семестр | Продолжительность (недели) | Форма контроля |
Очная, заочная | Дифференцированный зачет (зачет с оценкой) |
Содержание и формы отчетности по практике
Содержание практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Наименование закрепляемых навыков/видов деятельности | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу обучающихся, и их трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |
Аудиторная работа и работа в организации | Самостоятельная работа | ||||
Инструктаж по технике безопасности | способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Собеседование, оформление студента на практику | |||
Изучение организационно-управленческих основ предприятия | способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | Подготовка первого раздела отчета | |||
Изучение экономических основ предприятия | способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности; готовность к ресурсосбережению в профессиональной и бытовой деятельности | Подготовка второго раздела отчета | |||
Изучение основ коммерческой (сбытовой) деятельности предприятия | способность к организации коммуникационного процесса с потребителем услуг | Подготовка третьего раздела отчета | |||
Подготовка итогового отчета по практике и презентации, согласование отчета с руководителем практики от предприятия | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность к самоорганизации и самообразованию; | Проверка отчета | |||
Защита отчета по практике | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Презентация отчета |
Во время проведения практики предусматривается проведение самостоятельной работы обучающихся под контролем преподавателя на всех этапах прохождения практики.
Самостоятельная работа обучающихся во время прохождения практики проводится под руководством преподавателя - руководителя практики, который выдает студенту задания и рекомендации для подготовки отчета.
Кроме индивидуального задания от преподавателя, обучающийся периодически получает текущие задания от руководителя практики на предприятии, по результатам которых проводятся собеседования.
Обучающиеся, проходящие практику на кафедрах и в лабораториях ФГБОУ ВПО «РГУТиС», готовят отчет по индивидуальным заданиям, составленным руководителем практики. Отчет по итогам прохождения практики также должен содержать три раздела.
Содержание отчета по практике
Раздел 1. Изучение организационно-управленческих основ предприятия.
Раздел должен содержать следующую информацию:
¾ Общая характеристика предприятия (месторасположение, виды деятельности и т.п.);
¾ Организационно-правовая форма предприятия, ее преимущества и недостатки с точки зрения ведения бизнеса;
¾ Оценка системы управления на предприятия (организационно-управленческая структура, преимущества, недостатки, функционал и внутренние коммуникации производственных подразделений);
¾ Корпоративная социальная ответственность.
Оформление отчета по практике
При использовании в тексте отчета каких-либо материалов или данных из приложений следует делать ссылки на номер соответствующего приложения.
По ходу изложения материалов необходимо указывать ссылки на используемую в процессе изучения теоретического материала литературу (источники статистических данных и т.п.). Если обучающийся ссылается на источник, указанный в списке использованных источников, тогда ссылка оформляется следующим образом:
[53, с. 312],
где 53 – это номер используемого источника, с. 312 – это номер страницы в данном источнике.
Если в процессе написания отчета используется материал периодической печати и других средств массовой информации, ссылки оформляются как сноски со сквозной нумерацией по всему отчету.
Для оформления отчета по практике необходимо использовать шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 15. Верхнее и нижнее поле страницы – 2 см., левое – 2,5 см., правое – 1-1,5 см.
Для оформления таблиц, рисунков, формул и уравнений по ходу изложения материала необходимо воспользоваться рекомендациями, представленными ниже.
Рисунки
Все иллюстрации (фотографии, графики, схемы, чертежи и прочее), включенные в текст, именуются рисунками.
Если рисунки нумеруются последовательно в пределах каждого из разделов отчета, то в номере рисунка ставится сначала номер раздела и через точку номер рисунка (например «Рисунок 1.1», «Рисунок 2.5» и т.д.). Если рисунки нумеруется в пределах всего отчета, то номер части не ставится (например, «Рисунок 1»).
Рисунок должен размещаться после ссылки на него в тексте отчета. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью, отражающей название рисунка, название рисунка должно располагаться посередине страницы. Подпись помещают под рисунком в одну строку с его номером. Например:
Рисунок 2.6 – Динамика значения показателей рентабельности ООО «Техном» за 2009-2010 гг., %
Таблицы
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах каждого раздела отчета (например, «Таблица 1.1», «Таблица 2.5»). Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещают над соответствующей таблицей. Заголовок и номер таблицы помещается над таблицей без отступа от левого края текста, после слова «таблица» и ее порядкового номера ставится тире и пишется заголовок. Например:
Таблица 2.5 – Динамика производства и реализации услуг предприятия за период 20__ - 20__ гг.
Вид услуг | Объем оказания услуг, тыс. ед. | Темп роста объемов оказания услуг, % | Выручка от реализации услуг, тыс. руб. | Темп роста выручки от реализации услуг, % | ||
20__г. | 20__г. | 20__г. | 20__г. | |||
А Б В |
Таблица должна размещаться сразу после ссылки на нее в тексте работы. При переносе таблицы на следующую страницу необходимо пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Эту страницу начинают с надписи «Продолжение табл.» с указанием ее номера. Кроме того, допускается повторение шапки таблицы на следующей странице.
Данные, отражаемые в таблицах, оформляются с использованием шрифта Times New Roman размеромне более № 12, через 1 интервал.
Список использованных источниковоформляется в соответствии с ГОСТ 7.1.- 84.
После списка использованных источников могут быть размещены приложения, представленные в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков и т.д. Как правило, они содержат фактический и справочный материал.
Приложение А
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный университет туризма и сервиса»
ФГБОУ ВО «РГУТИС»
Факультет экономики, управления и права
Кафедра экономики и управления
ОТЧЕТ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
студента направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
База практики ______________________________________________________________
(наименование предприятия с указанием города)
Выполнил студент группы ____________ ___________________________________
(группа) (Ф.И.О.)
Руководитель практики от предприятия ________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
Руководитель практики от кафедры ____________________________________________
(степень, звание, Ф.И.О.)
Москва 201_ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный университет туризма и сервиса»
(ФГБОУ ВО «РГУТИС»)
Факультет экономики, управления и права
Д н е в н и к
учебной практики
студента ____________________________________________________________
Москва 201_
Студент __________________________________________________________
(Ф.И.О.)
____ курса факультета экономики, управления и права направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» направляется на учебную практику на предприятие ________________________________________________________________________________________________________________________________
Период практики
с «_______»______________ 20__ г. по «_______»_____________ 20__ г.
Преподаватель-руководитель практики _________________________________________
___________________________________________________________________________
(уч. степень и звание; фамилия, имя, отчество)
Кафедра «Экономика и управление»
Отметка предприятия
Прибыл на предприятие «____»___________ 20__ г.
Выбыл с предприятия «____»___________ 20__ г.
М.П. _________________ __________ ___________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Основные требования по заполнению дневника
1. Заполнить информационную часть.
2. Получить в организации отметку о прибытии на место практики.
3. Регулярно записывать все реально выполняемые работы.
4. Периодически (во время консультаций) представлять дневник на просмотр преподавателю-руководителю практики.
5. Получить отзывы руководителей практики от предприятия и кафедры.
6. Получить в организации отметку о выбытии с места практики.
Составить отчет по практике в соответствии с индивидуальным заданием.
В установленный кафедрой день предоставить к защите дневник по практике (в форме зачета с оценкой).
Основанием для допуска к защите отчета являются правильно оформленные дневник по практике и отчет.
Программа Учебной практики
основной образовательной программы
высшего образования – программы прикладного бакалавриата направлению подготовки: 38.03.02 Менеджмент
направленность (профиль): Менеджмент в туризме и гостеприимстве
Квалификация: бакалавр
Разработчик:
должность | подпись | ученая степень и звание, ФИО |
доцент кафедры экономики и управления | к.э.н. Панова А.Г. |
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры:
должность | подпись | ученая степень и звание, ФИО |
заведующий кафедрой экономики и управления | д.э.н., проф. Морозова Л.С. |
Программа согласована и одобрена руководителем ООП:
должность | подпись | ученая степень и звание, ФИО |
доцент кафедры экономики и управления | к.э.н. Панова А.Г. |