Подсчет резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности
Для определения резервов роста прибыли за счет резервов увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:
На рассматриваемом предприятии при существующем оборудовании и уровне организации производства максимальный объем производства может достигать значения 2200 тыс. тен. в год.
Таким образом, резерв роста объема реализации продукции составляет:
2200 - 1985,584 = 214,416 тыс. тен.
В отчетном году сумма прибыли, приходящаяся на единицу продукции составила:
2198,470 тыс. тен. / 1985,584 тыс. тен. = 1,107
Резерв роста прибыли составляет:
214,416 * 1,107 = 237,405 тыс. тен.
Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста:
При снижении себестоимости на 0,20 тенге, прибыль увеличится на следующую величину:
0,20*(1985,584 + 214,416) = 440,000 тыс. тен.
Что касается такого фактора, как качество продукции, то в данном случае его рассматривать нецелесообразно, поскольку предприятие оказывает услуги.
Аналогично тому, как был подсчитан резерв увеличения прибыли за счет уменьшения себестоимости можно подсчитать резерв увеличения прибыли за счет увеличения цены.
В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли
Таблица 3.1.-Влияние резервов роста прибыли на ее изменение
Источник резервов | Соответствующее увеличение прибыли, тыс. руб. |
Увеличение объема продаж | 237,405 |
Снижение себестоимости продукции | 440,000 |
Итого | 677,405 |
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продаж являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:
,
где РR – резерв роста рентабельности;
Rв– рентабельность возможная;
Rф– рентабельность фактическая;
РП – резерв роста прибыли от реализации продукции;
VРПвi- возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Свi- возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
Пф – фактическая прибыль от реализации продукции;
Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
Резерв повышения уровня рентабельности составит:
РR = (2198,470 + 1007,405)*100 / (2200*4,393) - (2198,470 / 8722,240) = 32,92 %
Мы видим, что после внедрения описанных выше мероприятий рентабельность производственной деятельности может увеличиться на 32, 92% и составить: 25,20 + 32,92 = 58,12%
Заключение
Итак, постараемся выделить основные задачи финансового анализа применительно к деятельности казахстанских предприятий:
- оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно погасить краткосрочные обязательства;
- оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных вложений;
- оценка эффективности управления имуществом и заёмным капиталом;
- оценка прибыльности от производственной и физической деятельности;
- анализ эффективности использования имущества;
- оценка рискованности деятельности предприятия;
- оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых условий деятельности.
Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).
Финансовое состояние организации, его устойчивость и стабильность зависят от результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение организации. Напротив, в результате спада происходит повышение себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансовых результатов организации.
ТОО «Азимут-СВ» было зарегистрировано Управлением юстиции города Павлодара 12 июля 2007 года (свидетельство регистрации №14802-1945-ТОО). Форма собственности – частная.
Целью ТОО является извлечение дохода от основной деятельности и использование его в интересах учредителей ТОО.
Доходом предприятия признаются валовые, систематические и регулярные поступления экономических выгод, возникающих от следующих операций и событий:
- международные грузовые перевозки;
- предоставление услуг, выполнение работ по договору.
Общая сумма валовой прибыли в ТОО «Азимут-СВ» за 2009 году увеличилась на 50,84%. Наибольшую долю в ее составе занимает прибыль от оказания услуг (83,6%). Удельный вес прочих финансовых результатов составляет всего 16,4%, что несколько больше, чем в 2008 году.
Рост прибыли обусловлен в основном увеличением средне реализационных цен. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12989 тыс. тен. Но поскольку темпы роста цен были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли положительна.
Основные источники резервов увеличения суммы прибыли: увеличение объема реализации, снижение себестоимости, определение новых рынков сбыта, улучшение сервиса и т.д.
Для улучшение финансового состояния ТОО «Азимут-СВ» надо добиться снижения объема затрат, либо увеличения собственных оборотных средств или краткосрочных кредитов.
Список использованной литературы
1. Ковалёв В. В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 512 с.
2. Чуев И. Н., Чечевицина Л. Н. Экономика предприятия. - М.: Изд.–торг. корпорация «Дашков и Кº», 2003. – 416 с.
3. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА, 2002.
4. Экономика фирмы. / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – М.: Юнити, 2003. – 461с.
5. http://www.dmir.ru/journal/riz/
6. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия.// http:/www.aup. ru
7. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.: Учеб. пособие – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2008.
9. Бухгалтерский баланс ТОО «Азимут-СВ» за 2008-2009 гг
10. Отчет о прибылях и убытках ТОО «Азимут-СВ» за 2008-2009 гг
11. Финансовая отчетность ТОО «Азимут-СВ» за 2008 – 2009 гг
12. Дюсембаев К.Ш. «Учет и анализ финансовой отчетности» - 1998г