Изменения в организации. Причины и виды сопротивления изменениям. Поддержка изменений в организации.
причины, вызывающие изменения, могут быть разные; их можно классифицировать на внутренние и внешние. Внешние обусловлены изменениями в законодательстве, рыночной ситуацией., внутренние — недостаточной квалификацией персонала, низкой производительностью труда.
Эффективное управление обязано гарантировать, что ресурсы (людские, финансовые, материальные и т. п.), приведенные в движение, будут использованы лучше, чем об этом можно было думать. Другими словами, то, что сегодня выполняется хорошо, завтра будет сделано еще лучше. Такая гарантия порождается явным стремлением к различного рода изменениям.
Многие организации вынуждены перестраивать структуру и технологию работ, изменять стратегию. Изменения — это всегда риск чего-то. Но не изменяться значит рисковать еще больше.
Любая организация всегда стремится к равновесию.В общем виде целями управления отношению к изменениям являются:Достичь принятия этого изменения; Восстановить групповое равновесие
Основными причинами сопротивления изменениям являются следующие:
Неприятие нового — люди с подозрением относятся к тому, что, как им кажется, негативно повлияет на устоявшееся положение, способы работы или условия занятости. Они боятся
Экономический страх — страх потери денег, угроза гарантированной занятости.
Неудобство — изменения сделают жизнь более трудной.
Неопределенность — могут причинять беспокойство в силу неопределенности их результатов.
Символический страх — небольшие изменения, которые могут повлиять на какой-нибудь ценный символ, например, отдельный офис или зарезервированное место на стоянке
Угроза межличностным отношениям — то, что идет вразрез с привычными социальными отношениями и стандартами группы работников, будет встречать сопротивление.
Угроза статусу или квалификации — изменения воспринимаются как понижающие статус
Страх несоответствия компетентности — озабоченность нехваткой способности справляться с новыми требованиями или приобретением новых умений и навыков.
В литературе встречаются следующие виды сопротивления изменениям:
— логические, рациональные возражения;
— психологические, эмоциональные установки;
— открытое сопротивление;
— скрытое сопротивление;
— немедленное сопротивление;
— отложенное сопротивление;
— индивидуальное сопротивление;
— организационное сопротивление.
Поддержка изменениям
-Настройтесь на окружение. Создайте сеть обратной связи, чтобы слушать и учиться у клиентов.
- Бросайте вызов преобладающему в организации мнению
- Демонстрируйте неотразимое вдохновение.
- Создавайте коалиции.
- Передавайте полномочия рабочей команде.
- Учитесь сохранять
- Назовите героем каждого.
Понятие и методы мотивации персонала.
Мотивация -это процесс побуждения людей к труду, который предусматривает использование мотивов поведения человека для достижения личных целей или целей организации [15, с360] Поведение человека определяется мотивами
Мотив- это внутренняя побудительная сила, которая заставляет человека к совершению определенных действий или вести себя определенным образом
Административные методы
Для них характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. В систему административных методов входят:Организационно-стабилизирующие методы (федеральные законы, указы, уставы, правила, госстандарты и др. Методы организационного воздействия (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование труда), Дисциплинарные методы(страх перед потерей работы, голодом, штрафами).
Экономические методС помощью данной группы методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления, подробно рассмотренного нами в предыдущей главе. Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации 1. Это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо. Среди них выделяют:
методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм регионов и страны в целом);
методы, используемые организацией (экономические нормативы функционирования предприятия, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале).
Социально-психологические методы Социальные методы связаны с социальными отношениями, с моральным и психологическим воздействием. В состав данных методов входят:
-Формирование коллективов, учитывая типы личности и характера работников, создание нормального психологического климата, творческой атмосферы.
-Личный пример руководителя своим подчиненным. Во-первых, это имидж менеджера, который оказывает мотивационное воздействие на сотрудников в плане их самовыражения.
Ориентирующие условия, то есть цели, организации и ее миссия. Каждый сотрудник должен знать эти цели, поскольку, удовлетворяя личные потребности, он одновременно работает, чтобы выполнить цели, стоящие перед организацией в целом.-Участие работников в управлении
Удовлетворение культурных и духовных потребностей - это возможности социального общения сотрудников..
Установление социальных норм поведения и социальное стимулирование развития коллектива. Практически любой человек придерживается каких-либо этических норм поведения. Такие нормы необходимы не только в быту, но и в трудовой деятельности людей.
Установление моральных санкций и поощрений, то есть разумное сочетание позитивных и негативных стимулов. Моральные санкции в виде выговоров и замечаний имеют силу мотивационного воздействия на тех предприятиях, где это выработано многолетней традицией. На коммерческих предприятиях моральные санкции вряд ли имеют силу, тогда как даже такая незаконная форма материальной санкции (штраф за опоздание на работу, которая запрещена Трудовым кодексом РФ) способна принести должный мотивационный эффект.