Обслуживание пассажиров воздушного транспорта

Начиная с 1935г. воздушный транспорт связал вместе жителей всей планеты, сделал возможным отдых на далеких островах, организацию международных мероприятий, на­пример кулинарных фестивалей в Сингапуре, России, Гер­мании и других странах, и открыл новые горизонты миллио­нам людей.

Две международные авиационные организации распола­гаются в Монреале и занимаются координацией авиалиний и безопасностью полетов — Международная организация граж­данской авиации (ICAO) и Международная организация воз­душного транспорта (IATA). ICAO — межправительственная организация, IATA — ассоциация авиакомпаний. Специаль­ные компьютерные системы позволяют авиакомпаниям ре­зервировать места в отелях тех городов, которые они обслу­живают, передавать пожелания по составлению меню для бо­лее качественного обслуживания туристов на борту самолета.

С развитием воздушных перевозок возрастает значение обслуживания питанием пассажиров в аэровокзалах, аэро­портах, на борту самолета. Особая роль здесь отводится организации цехов бортового питания в крупных аэропортах, об­служивающих дальние авиарейсы. В то время как вокзалы и автобусные станции могут располагаться в центре города, аэропорты должны обязательно находиться за пределами го­рода. Сердцем комплекса аэропорта является аэровокзал, в здании которого расположены предприятия общественного питания, мелкорозничная сеть.

Учитывая ограниченность времени у пассажиров авиаци­онного транспорта, все предприятия общественного пита­ния в аэровокзалах, кроме ресторанов, работают по методу самообслуживания, проводится специализация сети, в том числе организуются предприятия быстрого обслуживания по продаже пирожков, булочек, бутербродов, кисломолоч­ной продукции, мучных кондитерских изделий и горячих на­питков, а также бары для реализации прохладительных на­питков, соков, мучных кондитерских изделий.

В ресторанах аэровокзалов в утренние часы предлагают завтраки, в дневное время — обеды. Работают столы заказов. Для улучшения обслуживания пассажиров введена система предварительных заказов с указанием вида обслуживания и стоимости питания.

Во время задержки рейсов рестораны при аэровокзалах и гостиницах аэропортов работают по сокращенному меню. Организуется разносная торговля официантами и продажа продуктов в дорогу.

Улучшению организации обслуживания авиапассажиров способствует расширение сети специализированных предпри­ятий, организация чайных и молочных столов, баров, кафе-мороженого. В залах ожидания устанавливают автоматы для продажи кофе, газированной воды, сигарет, мороженого.

Для обслуживания пассажиров на борту самолета исполь­зуют скомплектованные рационы. На самолетах при рейсах продолжительностью свыше 4 ч пассажирам предоставляет­ся одноразовое горячее питание, а на самолетах, находя­щихся в полете более 6 ч, — двухразовое.

Пассажирам всех рейсов в пути следования предлагают прохладительные напитки. Производство скомплектованных рационов питания осуществляется в специализированных це­хах бортового питания, которые входят в состав ресторана или комплексного предприятия. низации цехов бортового питания в крупных аэропортах, об­служивающих дальние авиарейсы. В то время как вокзалы и автобусные станции могут располагаться в центре города, аэропорты должны обязательно находиться за пределами го­рода. Сердцем комплекса аэропорта является аэровокзал, в здании которого расположены предприятия общественного питания, мелкорозничная сеть.

Учитывая ограниченность времени у пассажиров авиаци­онного транспорта, все предприятия общественного пита­ния в аэровокзалах, кроме ресторанов, работают по методу самообслуживания, проводится специализация сети, в том числе организуются предприятия быстрого обслуживания по продаже пирожков, булочек, бутербродов, кисломолоч­ной продукции, мучных кондитерских изделий и горячих на­питков, а также бары для реализации прохладительных на­питков, соков, мучных кондитерских изделий.

В ресторанах аэровокзалов в утренние часы предлагают завтраки, в дневное время — обеды. Работают столы заказов. Для улучшения обслуживания пассажиров введена система предварительных заказов с указанием вида обслуживания и стоимости питания.

Во время задержки рейсов рестораны при аэровокзалах и гостиницах аэропортов работают по сокращенному меню. Организуется разносная торговля официантами и продажа продуктов в дорогу.

Улучшению организации обслуживания авиапассажиров способствует расширение сети специализированных предпри­ятий, организация чайных и молочных столов, баров, кафе-мороженого. В залах ожидания устанавливают автоматы для продажи кофе, газированной воды, сигарет, мороженого.

Для обслуживания пассажиров на борту самолета исполь­зуют скомплектованные рационы. На самолетах при рейсах продолжительностью свыше 4 ч пассажирам предоставляет­ся одноразовое горячее питание, а на самолетах, находя­щихся в полете более 6 ч, — двухразовое.

Пассажирам всех рейсов в пути следования предлагают прохладительные напитки. Производство скомплектованных рационов питания осуществляется в специализированных це­хах бортового питания, которые входят в состав ресторана или комплексного предприятия.

Бортовое питание приготовляется рестораном и подается пассажирам бортпроводниками самолетов за счет аэропортов в виде рационов: горячий завтрак (ужин), холодный завтрак (ужин), консервированный завтрак (ужин), легкий завтрак (ужин), чай и прохладительные напитки. Приготовление бортового питания производится по Примерному меню ра­ционов питания для пассажиров самолетов российских и ме­ждународных воздушных авиалиний.

На борту самолета расположены салоны для туристов, путешествующих по экономическому, бизнес-классу и пер­вому классу, которым предоставляются различные виды пи­тания и сервисного обслуживания.

Туристам экономического класса в меню включают закус­ку (одинаковую для всех классов); два-три вторых блюда (на выбор); минеральную и фруктовую воду, сок, пиво, бокал вина. Все блюда подают на подносе в одноразовой посуде, используют одноразовые приборы.

Туристам бизнес- и первого классов, кроме прохлади­тельных напитков и бокала вина, предлагают виски, джин, коньяк. Для подачи блюд туристам бизнес-класса использу­ют фарфоровую посуду, приборы из нержавеющей стали, завернутые в полотняную салфетку.

Для туристов первого класса используется предваритель­ная сервировка стола закусочными тарелками и приборами, полотняными салфетками, фарфоровыми солонками и пе­речницами. Вторые блюда предлагают на выбор.

В примерное меню включают состав рационов, выход хо­лодных закусок, горячих блюд и напитков, а также норму отпуска покупных товаров и специй. За 2 ч до вылета само­лета авиакомпания сообщает в цех бортового питания коли­чество пассажиров по классам обслуживания.

Примерное меню обеда для туристов из Японии бизнес- и первого классов.

Закуска

Копченый норвежский лосось

Цыпленок жареный

Суши (блюдо из сырой рыбы)

Японские деликатесы: ассорти из вареных овощей

Горячее блюдо (на выбор)

Филе говядины по-охотничьи с гарниром (на выбор):

картофель жареный

или

зеленый горошек с маслом или

шпинат и морковь с маслом

Котлета по-киевски с гарниром (на выбор):

рис, припущенный с маслом

или

шпинат и морковь с маслом Кайсэндон

морковь, черные грибы

Салат

Булочка

Десерт

Апельсиновый торт

Горячие напитки

Кофе

Чай черный байховый или зеленый

Для организации бортового питания аэропорты предос­тавляют ресторанам на условиях аренды помещения для це­хов бортового питания, оснащенные необходимым оборудо­ванием для механизации процессов приготовления, комплек­тования и отпуска на самолеты рационов бортового питания.

Аэропорты обеспечивают рестораны съемным оборудова­нием, бортовой облегченной посудой, столовыми приборами, контейнерами, инвентарем, т.е. всем необходимым для ком­плектования и доставки на самолеты рационов бортового пи­тания.

Цехи бортового питания состоят из двух отделений: для расфасовки продуктов, укладывания их в контейнеры и для мытья съемного оборудования и бортовой посуды. В фасо­вочное отделение из холодного цеха ресторана поступают закуски, из горячего — бульон и вторые горячие блюда.

Транспортировка рационов питания и оборудования на са­молеты, а также снятие с самолетов и транспортировка в Цехи бортового питания неиспользованных продуктов и ука­занного имущества производятся с помощью автолифтов.

Приготовление и отпуск рационов бортового питания на самолеты производятся по заявкам специальной службы аэ­ропортов. В день вылета служба передает ресторанам зака­зы-требования на отпуск и питание на каждый рейс отдель­но: в начальных аэропортах — за 3 ч до вылета самолета, в промежуточных — за 2 ч.

В заказах-требованиях указывают виды рационов пита­ния, количество пассажиров и экипажа, номера рейсов са­молетов. При отпуске на самолеты одновременно более двух видов рациона заказ передается в начальных аэропортах за 5 ч до вылета самолета, в промежуточных — за 3 ч. Ресто­раны приготовляют, комплектуют и отпускают на самолеты питание в соответствии с заказами службы аэропорта, а съемное оборудование и бортовую посуду — исходя из пол­ной загрузки самолета пассажирами.

Стандартная сервировка подносов посудой производится по схемам, утвержденным Министерством гражданской авиации России, в соответствии с рационом, отпускаемым на данный рейс. Каждый поднос закрывают бумажной сал­феткой, на него ставят в соответствующей посуде блюда, а также продукты, не требующие на борту самолета подог­рева (холодные закуски, кондитерские (песочные пирож­ные) и булочные изделия, хлеб, чай или кофе, сахар, спе­ции в индивидуальной упаковке), и помещают в контейне­ры (по 10 подносов в каждом). Промытые и обсушенные фрукты, порционные куски хлеба предварительно оберты­вают в целлофан.

Столовые приборы (вилка, нож, ложка чайная или ко­фейная), упакованные в целлофановые или полиэтиленовые пакеты, закладывают в коробку и также помещают в кон­тейнеры.

Бутылки с водой закладывают в бутылочные решетки и контейнеры.

Кипяток для приготовления на самолетах чая и кофе за­ливают в электрокипятильники.

Пищу, которая требует разогрева или порционирования (вторые блюда, гарниры), закладывают в специальные со­тейники и помещают в контейнеры.

Каждый контейнер пломбируют, на пломбу навешивают ярлык с указанием вида рациона, количества порций, срока реализации, даты, номера рейса. На ярлыке должны быть штамп ресторана и подпись укладчика.

Пища поступает на борт самолета в контейнерах. Бульо­ны, вторые блюда, гарниры (рис, овощи припущенные) пе­ред подачей пассажирам подогревают, порционируют в соот­ветствующую посуду и ставят на подготовленные подносы. Стюардессы и стюарды предлагают пассажирам напитки, а затем скомплектованные рационы.

Наши рекомендации