Компоненты профессионально-психологического потенциала
Аттестация предполагает констатацию не только достигнутого уровня профессионального развития личности, но также и потенциальных возможностей специалиста. Успешность его работы определяется компетентностью, профессионализмом и личностными качествами. Отсюда следует, что при аттестации необходимо оценивать и точнее диагностировать профессионально-психологический потенциал специалиста.
При конструировании методики диагностики решающее значение имеет методологическая ориентация — теоретическая обоснованность выделения тех или иных качеств, черт личности. Иными словами, чтобы определить методику, нам нужно выяснить вначале, что мы понимаем под профессионально-психологическим потенциалом и его основными компонентами.
Под профессионально-психологическим потенциалом специалиста подразумеваются профессиональная компетентность (когнитивный компонент), способность продуктивно выполнять профессиональные управленческие функции (деятельностный компонент), качества личности, позволяющие эффективно руководить учреждением и взаимодействовать с людьми (личностный компонент). Степень выраженности характеристик этих компонентов определяет потенциал руководителя, если индивидуальные результаты диагностики выше стандартных норм.
Итак, мы имеем три компонента профессионально-психологического потенциала специалиста. Нужны адекватные методики определения их выраженности. В специальной литературе приводятся рекомендации по созданию и адаптации диагностических методик. Основываясь на этих работах, мы подбирали, адаптировали и разрабатывали методику.
Методика оценки компетентности
Первым компонентом профессионального потенциала личности является компетентность. Анализ деятельности специалиста, контент-анализ специальной литературы по управленческой работе помогли нам определить содержание профессионально-психологической компетентности руководителя. Она включает следующие составляющие:
• правовую и экономическую осведомленность;
• социально-психологическую компетентность;
• педагогическую компетентность;
• аутокомпетентность — осведомленность о собственных личностных качествах, обеспечивающих успешность деятельности.
В компетентность входят не только знания, но также и умения их применять при решении профессиональных задач. Оценка степени компетентности специалиста может осуществляться по экзаменационным билетам. Экзамен принимает экспертная комиссия в составе не менее 3 чел. Некоторые специалисты настороженно относятся к такой форме определения их компетентности, считая ее «школярской», унижающей их профессиональное достоинство. Следует также отметить, что экзаменационная оценка в значительной степени субъективна, зависит от компетентности экспертов и их отношения к процедуре экзамена.
Для оценки компетентности руководителя целесообразно использовать одну из форм тестов достижений. Эти тесты применяются для отбора персонала на ответственные должности, требующие хороших профессиональных знаний, а также для определения квалификации специалистов при решении вопросов о перемещении и росте кадров. Отличительная особенность этих тестов — их высокая специфичность, они разрабатываются для оценки конкретных профессиональных знаний, умений и имеют четко ограниченную область применения.
Для решения психодиагностической задачи определения профессиональной компетентности специалиста из наиболее распространенных форм тестов достижений доступными являются письменные и устные тесты.
Одной из форм проведения устного экзамена является диагностика компетентности специалиста по комплексным заданиям, требующим воспроизведения знаний и решения профессионально ориентированных задач. Оценка компетентности специалиста при использовании устных тестов осуществляется экспертами (не менее 3 чел.) по пятибалльной шкале.
Ниже приведены фрагменты тестовых заданий для оценки экономической компетентности руководителя.
Задание 1
1. Перечислите основные источники формирования государственного бюджета.
2. Перечислите организационно-правовые формы предприятий.
3. Назовите основные регуляторы рыночной экономики.
4. Перечислите исходные данные для расчета планового размера средств на оплату труда сотрудников.
5. Перечислите документы, которые необходимо разработать, чтобы ввести контрактную систему в организации.
Задание 2
1. Что такое акционерная организационно-правовая форма предприятия, закрытое, открытое акционерное общество?
2. Назовите основные структуры рыночной экономики.
3. Сформулируйте организационно-экономическую проблему, требующую решения.
4. Перечислите исходные данные для определения общей величины средств, используемых организацией на производственное и социальное развитие.
5. В каком документе и кем организации предоставляется право сдавать в аренду имущество, заниматься коммерческой деятельностью? Письменные тесты достижений представляют собой задания, ситуации, вопросы, предъявляемые на бланках. От аттестуемого требуется выбрать один изнескольких вариантов ответов. Стандартизация этой формы диагностики компетентности максимально снижает субъективность экспертных оценок.