Определение критериев оценки деятельности
Для оценки результативности деятельности специалиста необходимо установить показатели и способы их определения. Очевидно, что для категорий работников разных профессий эти показатели будут различны. В каждом конкретном случае их следует выявить. Но общие подходы, методология определения показателей будут одинаковы.
Например, определим показатели, характеризующие деятельность руководителя профессионального учебного заведения. По каким параметрам оценивалась совсем еще недавно его деятельность? Количественные и качественные показатели набора и выпуска учащихся, их квалификационный разряд, производственно-экономические показатели, материально-техническое оснащение кабинетов и мастерских, процент правонарушений. Уровень выраженности этих показателей зависел от типа профессионального учебного заведения, специальностей, по которым осуществлялась подготовка, базового предприятия, территориального расположения училища и, конечно, от руководителя и инженерно-педагогического коллектива.
Наличие факторов, не зависящих от специалиста, обусловливает необходимость поиска показателей, характеризующих его профессиональную эффективность. Очевидно, нужны показатели, максимально учитывающие социально-профессиональную активность руководителя, его профессионализм, конгруэнтность изменяющимся социально-экономическим условиям, перспективность профессионального роста.
В качестве критериев профессионализации в литературе традиционно рассматриваются качественные и количественные, процессуальные и результативные характеристики активности личности, которые позволяют судить о степени ее соответствия профессии.
В общей совокупности критериев профессионализации выделяют две основные группы: 1) объективные, позволяющие судить о степени соответствия личности требованиям деятельности.
К ним относятся показатели эффективности деятельности: производительность, качество, надежность и др.;
2) субъективные, с помощью которых можно оценить степень соответствия деятельности требованиям личности. Эти критерии относятся к группе самооценочных показателей, связанных с вопросами сознания и самосознания личности, механизмами рефлексии, самооценки и т.д.
Для каждого вида профессиональной деятельности объективные критерии профессионализации приобретают специфическую форму. Поэтому поиск адекватных индикаторов эффективности, качества и надежности — специальная задача психологического анализа профессиональной деятельности и профессионализации в целом.
Анализ специальной литературы по проблеме управленческой деятельности показывает, что существуют различные подходы к ее структурированию. Наиболее распространенным для определения основных компонентов управленческой деятельности является функциональный. Авторы фундаментального труда «Основы менеджмента» обосновывают правомерность выделения следующих функций процесса управления: планирования, организации, мотивации и контроля'. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.
Принятие решения означает выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Именно это и составляет основное содержание деятельности руководителя.
Коммуникация, или профессиональное общение, — это обмен информацией между людьми в процессе совместной деятельности. Эффективное обеспечение коммуникации в учреждении — одно из важных направлений работы руководителя.
Функция планирования заключается в определении целей учреждения и путей их достижения. Это один из способов, с помощью которого руководители интегрируют, объединяют усилия всех членов организации для достижения ее общих целей.
Функция организации заключается в создании структуры учреждения (групп, отделов, объединений и т.д.) и определении тех, кто должен выполнять каждое конкретное задание. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегирует им ряд полномочий, координирует их деятельность по достижению общих целей.
Мотивирующая функция руководителя направлена на то, чтобы члены учреждения выполняли фактическую работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Чтобы эффективно мотивировать своих работников, руководителю нужно знать, каковы их потребности, что побуждает их трудиться, и найти способы удовлетворения этих потребностей.
Функция контроля заключается в получении информации о целях учреждения, которые планировалось достигнуть. Контроль предполагает также измерение того, что было в действительности достигнуто, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Контроль позволяет своевременно вносить коррективы в планирование, организацию и мотивацию управленческой деятельности.
Базовые управленческие функции — планирования, организации, мотивации и контроля — реализуются на административном, финансово-экономическом, социально-психологическом и личностно ориентированном уровнях.
С целью выявления критериев успешности реализации установленных функций управления мы провели контент-анализ литературы по проблемам деятельности и личности руководителя учебного заведения и анализ практической работы директоров профессиональных училищ. На основе обобщения результатов этого исследования нами был разработан проект критериев управленческой деятельности руководителя профессионального учебного заведения.
Всего было выделено 25 показателей. На научно-практическом семинаре руководителей профучилищ Свердловской области была проведена их экспертиза. Участникам семинара было предложено определить свое отношение к каждому показателю: согласие с предложенным вариантом отметить знаком « + », несогласие — знаком « — », сомнение — знаком «?». В экспертизе приняли участие 28 чел., из них 9 директоров профучилищ. Они и составили основную экспертную группу.
Обобщение результатов экспертной оценки позволило нам определить основные критерии оценки успешности деятельности руководителя. В табл. 15 приведены результаты нашего исследования по поиску критериев оценки деятельности руководителя профессионального учебного заведения. Эти критерии стали основой для разработки методики оценки деятельности руководителя.
Таблица 15