Организация финансовой деятельности туристской организации

7.1 Финансирование туристского бизнеса: сущность и формы

После определения суммы, необходимой для начала бизнеса, возникает вопрос, где взять капитал. Так, предпринимателю требу­ется вся сумма с самого начала, поскольку эти средства пойдут на инвестиции, оборотный капитал в первые месяцы работы. Поэтому невозможно начинать свое дело до тех пор, пока не будет необхо­димого капитала.

В зависимости от источника финансирования, под которыми следует понимать источник получения денежных средств, финанси­рование делится на три основные формы: самофинансирование, государственное (бюджетное) финансирование и кредитование (за­емные средства).

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов учредителей туристской организации. Собст­венный капитал — это личные средства, вкладываемые в дело. Если бизнес не состоится, то вкладчик их потеряет.

Собственный капитал является рисковым капиталом, поскольку владелец рискует своими собственными деньгами, вкладывая их в этот бизнес. Хотя это представляет риск лично для предпринимате­ля, для бизнеса менее рискованно, если предприниматель в него вложит свои деньги. Потому что капитал, поступивший из личных средств, будет менее обременительным для бизнеса, чем заемные деньги, так как предпринимателю не придется производить выпла­ты и платить процентную ставку к определенным срокам.

При недостаточности собственных средств туристская организация может либо сократить некоторые свои расходы, либо воспользоваться средствами, мобилизуемыми на финансовом рынке на основе опера­ций с Ценными бумагами, либо прибегнул» к государственному фи­нансированию (если имеется такая возможность) или кредитованию.

Государственное финансирование осуществляется на безвозврат­ной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством такого финансирования правительство целенаправ­ленно осуществляет поддержку туристских организаций в рамках реализации государственной политики в этой области. Государст­венное финансирование может осуществляться, например, в форме грантов, которые представляют собой безвозмездную целенаправ­ленную поддержку.

В случае недостатка собственных средств и отсутствия государ­ственной поддержки туристская организация может прибегнуть к кредитованию. Кредитование — это форма финансового обеспече­ния туристского бизнеса, при котором расходы покрываются за счет ссуды кредитора, предоставляемой на принципах возвратности, платности, срочности. Брать кредит для стартового капитала более рискованно, чем использовать собственный капитал. К определен­ному сроку будет необходимо выплачивать проценты и часть креди­та. Это всегда сложно для нового бизнеса, поэтому к кредитованию лучше обращаться только в том случае, если привлечение прочих источников финансирования невозможно.

Кредитование может иметь разные формы. Одним из основных источников получения кредитов для начала своего дела являются банки, которые всегда готовы рассмотреть заявку на получение кредита для организации предпринимательской деятельности. Кро­ме того, кредитные схемы зачастую действуют в рамках правитель­ственных организаций, в чьи функции входит оказание разнообраз­ной поддержки туристскому бизнесу. Представляется возможным получение международного кредита.

Неправительственные кредитные схемы также являются вариан­том финансирования туристского бизнеса, В любом случае для по­лучения кредита необходимо составить технико-экономическое обоснование, которое позволит кредитору убедиться в экономиче­ской целесообразности коммерческой сделки.

Финансирование туристской деятельности может осуществляться из других источников. Например, можно взять кредит у членов семьи или у друзей. В некоторых ситуациях это может быть хорошей аль­тернативой, но если бизнес не состоится и возникнут трудности с погашением кредита, пострадает дружба. Иногда можно получить частный кредит у тех, кто не является членом семьи или другом. Од­нако такие кредиты часто имеют очень высокую процентную ставку.

На практике все перечисленные формы финансирования бизне­са могут применяться одновременно. Главное чтобы добиться между ними оптимального соотношения, т.е. подобрать такую структуру источников финансирования, при которой будут достигнуты цели и задачи туристского бизнеса.

В финансовом менеджменте под источниками финансирования понимают все источники денежных средств, аккумулируемые турист­ской организацией для формирования необходимых ей активов в целях осуществления всех видов уставной деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различ­ного рода поступлений.

Основным элементом приведенной схемы является собственный капитал. Источниками собственных средств являются: уставный ка­питал (средства от продажи акций и паевые взносы участников); резервы, накопленные туристской организацией; прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожерт­вования, благотворительные взносы и др.).

К основным источникам заемных средств относятся: ссуды бан­ков, заемные средства, средства от продажи облигаций и других ценных бумаг, кредиторская задолженность (неоплаченные счета других предприятий и др.).

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической основе: в случае ликвидации туристской организации ее владельцы имеют право на ту часть иму­щества, которая останется после расчетов с третьими лицами.

Эффективность туристской деятельности является высокой, ес­ли связанные с производством активы оптимальны. В содержании каждой группы активов (необоротных и оборотных) отражены оп­ределенные закономерности их финансирования. Эти закономерно­сти на практике выражаются в общепринятых правилах.

1. За счет собственных средств туристской организации должны быть сформированы все ее необоротные активы и 10—15% обо­ротных активов, остальные же оборотные активы могут быть сфор­мированы за счет привлеченных и заемных средств. В случае изъя­тия у организации всех привлеченных ресурсов в ее распоряжении должны остаться все основные средства и часть оборотных активов для обеспечения бесперебойного функционирования в течение того времени, пока организация не привлечет дополнительные ресурсы для восстановления прежних и наращивания новых оборотов. Оп­тимальным считается соотношение между собственными и заемны­ми средствами 2:1. Иными словами, собственные средства должны превосходить заемные в 2 раза. В этом случае финансовое положе­ние туристской организации считается устойчивым.

2. Необходимые для инвестиций финансовые ресурсы должны находиться в распоряжении туристской организации до тех пор, пока они остаются связанными в результате осуществления этих инвестиций. Иными словами, необходимо добиваться согласован­ности в сроках привлечения и размещения денежных средств.

3. Сумма налогов должна корреспондировать с краткосрочными активами (например, ценными бумагами) соответственно правилу: налоги надо платить в последний день.

7.2 Собственные источники предпринимательства

Основными источниками финансирования туристского бизнеса являются собственные средства.

К собственным источникам финансирования бизнеса относят уставной, добавочный и резервный капиталы, прибыль и формируемые из нее фонды, а также амортизационные отчисления. Уставный капитал формируется в момент организации бизнеса и представляет собой сумму средств, предоставленных соб­ственниками для обеспечения уставной деятельности туристской организации. Содержание категории «уставный капитал» зависит от организационно-правовой формы туристской организации:

• для государственного предприятия эта стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;

• для общества с ограниченной ответственностью — сумма до­лей собственников;

• для акционерного общества — совокупная номинальная стои­мость акций всех типов и др.

При создании туристской организации вкладами в ее уставный ка­питал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в качестве вклада в уставный ка­питал право собственности на них переходит к туристской организа­ции, т.е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким обра­зом, в случае ликвидации туристской организации или выхода участ­ника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в устав­ный капитал. Следовательно, уставный капитал отражает сумму обяза­тельств хозяйствующего субъекта перед инвесторами.

Уставный капитал формируется при первоначальном инвестиро­вании средств. Его стоимость объявляется при регистрации турист­ской организации, а любые корректировки (дополнительная эмис­сия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение до­полнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредитель­ными документами.

Формирование уставного капитала может сопровождаться обра­зованием дополнительного источника средств — эмиссионного до­хода. Этот источник возникает в случае, если в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.

В случае успешного ведения бизнеса финансирование турист­ской организации осуществляется преимущественно за счет прибы­ли. Прибыль показана в балансе организации в явном виде как не­распределенная прибыль, а также в неявном виде — как созданные за счет прибыли фонды и резервы. Так, прибыль — источник фор­мирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков бизнеса, т.е. является страховым по своей природе. Порядок фор­мирования резервного капитала определяется нормативными доку­ментами, регулирующими деятельность туристской организации, а также ее уставными документами.

Вышеназванные источники позволяют туристской организации функционировать с учетом принципа самофинансирования. Этот принцип базируется на полной окупаемости и означает, что турист­ская организация покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников.

Смысл инвестирования средств в турбизнёс состоит в получе­нии чистого дохода, и если выручка превышает себестоимость, то организация получает доход в форме прибыли. Прибыль и аморти­зационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в бизнес, и относятся к собственным финансовым ресур­сам организации, которыми она распоряжается самостоятельно. Оп­тимальное использование амортизационных отчислений и прибыли позволяет туристской организации достигнуть поставленных целей.

Прибыль, остающаяся в распоряжении туристской организации, — это многоцелевой источник финансирования ее потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития турист­ской организации.

Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы туристской органи­зации, используемые на ее развитие. Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовые отноше­ния между туристской организацией и ее сотрудниками.

В современных условиях хозяйствования распределение и ис­пользование амортизационных отчислений и прибыли туристских организаций не всегда сопровождаются созданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд как таковой не форми­руется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды спе­циального назначения оставлено в компетенции организации, но это не меняет сущности распределительных процессов, отражаю­щих использование финансовых ресурсов организации.

Таким образом, роль собственных источников финансирования является определяющей для туристского бизнеса. Именно собст­венные средства дают уверенность в успешном ведении бизнеса, обеспечивают независимость и финансовую устойчивость турист­ской организации.

7.3 Бюджетное финансирование

Кроме собственных средств, в составе источников финансиро­вания туристского бизнеса выделяют средства, приравненные к собственным. Особое место среди таких источников занимает бюд­жетное финансирование.

Бюджетное государственное финансирование это предоставле­ние денежных средств хозяйствующим субъектам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансиро­вание туристского сектора экономики осуществляется в рамках реа­лизации государственной политики в этой области. Все финансо­вые меры правительства направлены на прямое увеличение финан­совых возможностей туристских организаций, имеют стимулирую­щий характер и призваны направить их развитие с учетом общена­циональных интересов. Государство поддерживает туристский биз­нес, как правило, в таких сферах, как нововведения, и опирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов.

Бюджетное финансирование базируется на определенных прин­ципах (например, максимальной эффективности использования государственных ресурсов) и характеризуется специфическими формами предоставления средств, которые в процессе эволюции экономики страны претерпевают существенные изменения.

Государственное финансирование имеет ряд особенностей:

• источником государственного финансирования являются сред­ства федерального бюджета или бюджета субъекта России;

• государственное финансирование туристской деятельности имеет строго целевой характер, закрепленный в актах госу­дарственных органов; расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать как нарушения обяза­тельств со стороны получателя ассигнований, что может слу­жить основанием для применения мер ответственности;

• наиболее часто государственное финансирование туристских организаций осуществляется в рамках обеспечения денеж­ными средствами государственных нужд.

Эти особенности выражаются в методах государственного влия­ния на увеличение финансовых возможностей предпринимательства в туризме. К ним прежде всего относятся: предоставление бюджет­ных средств для оплаты затрат по восстановлению и развитию объ­ектов туристской привлекательности федерального, регионального или муниципального значения; предоставление бюджетных средств в виде дотаций, субсидий, субвенций; предоставление бюджетных средств государственным (казенным) туристским организациям в виде ассигнований; предоставление бюджетных средств в виде кре­дита.

1. Предоставление бюджетных средств для оплаты затрат по восстановлению и развитию объектов туристской привлекательности федерального, регионального или муниципального значения по государ­ственным контрактам. Это осуществляется в рамках реализации целевых федеральных и региональных программ по развитию внут­реннего и въездного туризма в России. Такие программы представ­ляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуще­ствления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области развития туризма в РФ.

Порядок разработки и реализации государственных программ и формы необходимых документов (календарный план выполнения работ по государственному контракту, протокол соглашения о кон­трактной цене/смете по государственному контракту, бюджетные заявки и рекомендации по их заполнению и т.д.) утвержден поста­новлением Правительства РФ «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 26 июня 1995 г. № 584 (в ред. 24.07.2007).

Для выполнения целевых программ заключаются государствен­ные контракты. Государственный контракт представляет собой до­говор, заключенный органом государственной власти от имени Рос­сийской Федерации (субъекта РФ) с туристской организацией в целях обеспечения государственных нужд. Утвержденные целевые программы финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, а также привлекаемых для выпол­нения программ внебюджетных источников: взносов участников реализации программ, целевых отчислений от прибыли организа­ций, заинтересованных в осуществлении программ, средств вне­бюджетных фондов и других поступлений.

Перечень федеральных и региональных целевых программ, при­нимаемых к финансированию из федерального бюджета, представ­ляется Правительством РФ на утверждение в Федеральное Собра­ние в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. Финансирование закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, с учетом реального поступления в бюджет финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Министерством финансов РФ путем перечисления денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назна­чений.

Полученные из бюджета средства должны расходоваться турист­скими организациями строго по целевому назначению. Средства, направленные не по целевому назначению, засчитываются Минфи­ном РФ в счет текущего финансирования и в дальнейшем не ком­пенсируются. Контроль за строго целевым расходованием указан­ных средств осуществляется структурами Федерального казначейства и Минфина РФ.

Отношения между государственным заказчиком и исполнителем (туристской организацией) регулируются договором, в котором предусматривается и порядок финансирования. Так, в договоре подряда на строительство объектов для государственных нужд (на­пример, гостиниц) необходимые финансовые средства определяют­ся в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие объектов. В слу­чаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства уточняется сторонами. При этом государственный заказчик возме­щает подрядчику убытки.

2. Предоставление бюджетных средств в виде дотаций, субсидий, субвенций. Кроме финансирования целевых программ государство осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи и поддержки хозяйствующих субъектов и отраслей, деятельность ко­торых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удов­летворения публичных интересов общества, а с другой — не может осуществляться без притока денежных средств извне. Финансовая помощь и поддержка могут осуществляться путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций.

Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвоз­вратной основе для покрытия текущих расходов. Например, в бюд­жете может быть предусмотрено выделение дотаций субъектам РФ на реконструкцию гостиниц.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридиче­скому лицу на условиях долевого финансирования целевых расхо­дов. Государством, например, субсидируются программы по разви­тию внутреннего и въездного туризма в субъектах РФ.

Субвенции бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу безвозмездно и безвозвратно на осуществление определенных целе­вых расходов.

Субвенционное финансирование представляется наиболее важ­ным для туризма в силу своего инвестиционного характера и осу­ществляется путём выделения инвестиционных субвенций, направ­ленных на финансирование инвестиционной и инновационной дея­тельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизвод­ством. Условием предоставления инвестиционных субвенций из федерального бюджета является недостаточность дохода бюджетов региона для обеспечения денежными средствами инвестиционной и инновационной деятельности, что подтверждается заключением Министерства финансов РФ.

Субвенционное финансирование осуществляется, во-первых, толь­ко в отношении инвестиционных проектов и программ, прошедших экспертизу и получивших одобрение Министерства экономического развития РФ, а во-вторых, в форме долевого участия федерального и регионального бюджетов и не ведет к изменению форм собственно­сти на финансируемые с их помощью объекты.

Порядок предоставления субвенций определен законодательст­вом. Инициатива в их получении должна исходить от самого адре­сата, т.е. органов представительной власти субъекта РФ. Инициати­ва реализуется путем представления запроса, включающего экс­пертное заключение, в Министерство финансов РФ до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году. В срок до 15 сентября Министерство финансов РФ выносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ одобренные в надлежащих комиссиях и комитетах предложения о предоставлении субвенций по конкрет­ным программам. Сводное заключение о предоставлении инвести­ционных субвенций из федерального бюджета выносится в составе федерального бюджета на рассмотрение и утверждение Федерально­го Собрания.

Основанием возникновения конкретного обязательства о пре­доставлении субвенции следует считать федеральный закон о феде­ральном бюджете на соответствующий год, а также договор, заклю­ченный между органом, предоставляющим субвенцию, и ее получа­телем. Орган, предоставляющий субвенции из федерального бюдже­та от имени Российской Федерации, — Министерство финансов РФ. Действия государства при этом следует рассматривать как дея­тельность собственника средств федерального бюджета (государст­венной казны) по распоряжению собственностью в публичных ин­тересах. Получатель денежных средств, а следовательно, и сторона обязательства «к высший орган власти субъекта РФ. Анализируемое правоотношение представляет собой хозяйственно-управленческое обязательство.

В договоре о предоставлении конкретной субвенции должны быть зафиксированы ее назначение, объем, получатель, порядок и условия предоставления. Орган, предоставивший субвенцию, упол­номочен контролировать ее использование. Получатель субвенции обязан отчитаться об ее использовании в течение месяца после ут­верждения отчета об исполнении соответствующего бюджета.

Ответственность за неисполнение условий предоставления и использования субвенций во многом предопределяется целевым характером их выделения. В любом случае субвенция, не использо­ванная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий пре­доставления и использования субвенций их выделение прекращает­ся. Решение о возврате субвенции или досрочном прекращении субвенционного финансирования оформляется решением органа, ее предоставившего. Оно должно быть принято не позднее трех меся­цев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности. Предоставление субвенций из фе­дерального бюджета может быть также прекращено в случае нару­шения органами представительной власти субъектов РФ норм нало­гового и бюджетного законодательства РФ.

3. Предоставление бюджетных средств государственным турист­ским организациям в виде ассигнований. В основном финансирование деятельности казенных предприятий осуществляется за счет дохо­дов от реализации туристских продуктов и услуг. При их недоста­точности предприятию выделяются средства из федерального бюд­жета на реализацию плана развития предприятия, содержание объ­ектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от вы­полнения плана-заказа.

Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению. Ми­нистерства экономического развития РФ и Министерства финансов РФ. Выделение предприятию бюджетных средств осуществляется только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений об их расходовании и общих, результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период.

Не использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюд­жет. Предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований.

4. Кредитование. Порядок осуществления государственного кре­дитования туристской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.

Государственным и муниципальным предприятиям могут пре­доставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответст­вующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кре­дит, а также предоставить информацию и отчет о его использова­нии в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соот­ветствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюд­жетных кредитов.

Туристской организации, не являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит пре­доставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь вы­сокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита яв­ляется проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Уполномоченные органы имеют право на проверку полу­чателя и целевого использования бюджетного кредита в любое время его действия. Кредит может бьггь предоставлен только тем юридиче­ским лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление опера­ций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно, в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Независимо от формы государственного финансирования турист­ская организация несет ответственность за нарушения, связанные с предоставлением (на возвратной и безвозвратной основе) и исполь­зованием государственных денежных средств. Пределы и меры от­ветственности регламентируются нормами Бюджетного кодекса РФ. Мерами ответственности являются предупреждение* наложение штрафов, взыскание пени и процентов за пользование бюджетными средствами, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств.

7.4 Кредитование

В случае недостаточности собственных средств туристская орга­низация может восполнить финансовые потребности посредством кредитования на условиях платности, срочности и возвратности. В современных условиях туристская организация может воспользо­ваться всеми формами кредитования: банковским, коммерческим, государственным, международным.

На практике туристские организации наиболее часто прибегают к банковскому кредитованию — это форма отношений, объектом которых является процесс передачи в ссуду денежных средств. Бан­ковские кредиты предоставляется специализированными кредитно- финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществ­ление подобных операций от Центрального банка РФ. Заемщик - хозяйствующие субъекты, инструментом экономических отношений является кредитный договор.

Банковское кредитование туристских организаций осуществля­ется при строгом соблюдении принципов кредитования. Последние представляют собой основу, главный элемент системы кредитова­ния, поскольку отражают сущность и содержание кредита, а также требования объективных экономических законов, в том числе и в области кредитных отношений.

К принципам кредитования относятся:

• возвратность — обязательность возврата суммы, предостав­ленной в долог;

• срочность — кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок (это необходимая форма достижения возвратности кредита);

• дифференцированность — коммерческие банки не должны од­нозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим кли­ентам: дифференциация кредитования, как правило, осущест­вляется на основе показателей кредитоспособности, под ко­торой понимается финансовое состояние туристской органи­зации, дающее уверенность в способности и готовности ее возвратить кредит в обусловленный договором срок;

• обеспеченность — наличие у заемщика юридически оформ­ленных обязательств, гарантирующих своевременный воз­врат кредита: залогового обязательства на кредитные мате­риальные ценности, договора гарантии, договора поручи­тельства, договора страхования ответственности непогашен­ного кредита;

• платность — организация-заемщик должна внести банку определенную плату за временное заимствование у него де­нежных средств; реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента.

Изложенные принципы банковского кредитования позволяют соблюсти интересы субъектов кредитной сделки, и положены в ос­нову технологии кредитования хозяйствующих субъектов. Пример­ная схема кредитования туристских организаций включает восемь этапов.

Этап 1. Выявление необходимости привлечения средств на усло­виях платности, срочности и возвратности для достижения бизнес-задач и построения модели кредита. Рассмотрим наиболее целесооб­разные для конкретной ситуации варианты кредитования при по­строении модели банковского кредита.

Первый выбор туристской организации — срок кредитова­ния. В зависимости от предполагаемого срока погашения турист­ская организация может выбрать онкольный, краткосрочный, сред­несрочный или долгосрочный кредиты. Онкольные ссуды (до востре­бования) подлежат возврату в фиксированный срок после поступ­ления официального уведомления от кредитора. Заранее дата по­ступления такого уведомления не устанавливается. В настоящее время они практически не используются не только в России, но и в большинстве других стран, так как требуют относительно стабиль­ных условий на рынке ссудных капиталов и в экономике в целом. Такой кредит может быть выбран в случае полной уверенности по­ступления достаточной для его погашения денежной суммы на рас­четный счет туристской организации в течение пяти банковских дней.

На восполнение временного недостатка собственных оборотных средств заемщику предоставляются краткосрочные кредиты со сред­ним сроком погашения один—шесть месяцев. Среднесрочные креди­ты предоставляются на срок до одного года (в отечественных усло­виях — до трех—шести месяцев) на цели как производственного, так и чисто коммерческого характера. Долгосрочные кредиты ис­пользуются, как правило, в инвестиционных целях. Как и средне­срочные ссуды, они обслуживают движение основных средств, от­личаясь большими объемами передаваемых кредитных ресурсов. В туристском секторе экономики они применяются преимущест­венно при кредитовании реконструкции или нового строительства гостиниц, а также в случае технического перевооружения транс­портных организаций. Средний срок их погашения обычно состав­ляет от трех до пяти лет, но может достигать 25 лет и более, особен­но при получении финансовых гарантий со стороны государства.

Второй выбор туристской организации — способ погашения кредита во многом определяется сроком кредитования. Здесь может быть два варианта: погашение единовременным взносом (плате­жом) со стороны заемщика — традиционная форма возврата крат­косрочных ссуд, весьма функциональная с позиции юридического оформления, так как не требует использования механизма исчисле­ния дифференцированного процента; погашение в рассрочку в тече­ние всего срока действия кредитного договора — также достаточно распространенная форма. Конкретные условия (порядок) возврата определяются договором, в том числе в части антиинфляционной защиты интересов кредитора. Такие кредиты используются при долгосрочных и среднесрочных кредитах.

Третий выбор туристской организации способ взимания ссудного процента — также определяется сроком кредитования. Тра­диционная для рыночной экономики форма оплаты краткосрочных кредитов, имеющая наиболее функциональный с позиции простоты расчета характер, — кредиты, процент по которым выплачивается в момент общего погашения. Кредиты, процент по которым выплачи­вается равномерными взносами заемщика в течение всего срока дей­ствия кредитного договора, — традиционная форма оплаты средне- и долгосрочных ссуд, имеющая достаточно дифференцированный характер в зависимости от договоренности сторон. Кредиты, про­цент по которым удерживается банком в момент непосредственной выдачи их заемщику, являются абсолютно нехарактерной формой кредитования, которая используется, как правило, из-за нестабиль­ности экономической ситуации в стране.

Четвертый выбор туристской организации — возможность обеспечения кредита. По обеспечению кредиты делятся на обеспе­ченные (залоговые и гарантированные) и необеспеченные (бланковые, доверительные).

Обеспечением кредита может быть любое имущество, принадле­жащее заемщику на правах собственности, чаще всего недвижимость или ценные бумаги. При нарушении заемщиком своих обязательств это имущество переходит в собственность банка, который в процессе его реализации возмещает понесенные убытки. Размер выдаваемого кредита, как правило, меньше среднерыночной стоимости предло­женного обеспечения и определяется соглашением сторон.

Кредиты под финансовые гарантии третьих лиц, реальным вы­ражением которых служит юридически оформленное обязательство со стороны гаранта возместить фактически нанесенный банку ущерб при нарушении непосредственным заемщиком условий кре­дитного договора, весьма характерны для стран с развитой рыноч­ной экономикой. Финансовым гарантом могут быть юридические лица, пользующиеся достаточным доверием со стороны кредитора, а также органы государственной власти разного уровня.

Доверительные кредиты, единственной формой обеспечения возврата которых является непосредственно кредитный договор, в ограниченном объеме применяются некоторыми банками в процес­се кредитования постоянных клиентов, пользующихся их постоян­ным доверием. При среднесрочном и долгосрочном кредитовании эти кредиты используются лишь в порядке исключения с обязатель­ным страхованием выданного кредита, обычно за счет заемщика.

Пятый выбор туристской организации — метод кредитова­ния, под которым следует понимать способы выдачи и погашения кредита. Существует два базовых метода кредитования.

Первым методом вопрос предоставления ссуды решается каждый раз отдельно, в индивидуальном порядке, и ссуда выдается на опре­деленную целевую потребность. Он применяется при предоставле­нии ссуд на конкретные сроки (срочные ссуды).

Вторым методом ссуды предоставляются в пределах оговорен­ного и установленного банком для заемщика лимита кредитования, который используется им по потребности путем оплаты предостав­ленных ему платежных документов в течение определенного перио­да. Такая форма предоставления кредита называется открытием кредитной линии. Открытая кредитная линия позволяет заемщику оплатить за счет кредита любые расчетно-денежные документы, предусмотренные

Наши рекомендации