Организация финансовой деятельности туристской организации
7.1 Финансирование туристского бизнеса: сущность и формы
После определения суммы, необходимой для начала бизнеса, возникает вопрос, где взять капитал. Так, предпринимателю требуется вся сумма с самого начала, поскольку эти средства пойдут на инвестиции, оборотный капитал в первые месяцы работы. Поэтому невозможно начинать свое дело до тех пор, пока не будет необходимого капитала.
В зависимости от источника финансирования, под которыми следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на три основные формы: самофинансирование, государственное (бюджетное) финансирование и кредитование (заемные средства).
Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов учредителей туристской организации. Собственный капитал — это личные средства, вкладываемые в дело. Если бизнес не состоится, то вкладчик их потеряет.
Собственный капитал является рисковым капиталом, поскольку владелец рискует своими собственными деньгами, вкладывая их в этот бизнес. Хотя это представляет риск лично для предпринимателя, для бизнеса менее рискованно, если предприниматель в него вложит свои деньги. Потому что капитал, поступивший из личных средств, будет менее обременительным для бизнеса, чем заемные деньги, так как предпринимателю не придется производить выплаты и платить процентную ставку к определенным срокам.
При недостаточности собственных средств туристская организация может либо сократить некоторые свои расходы, либо воспользоваться средствами, мобилизуемыми на финансовом рынке на основе операций с Ценными бумагами, либо прибегнул» к государственному финансированию (если имеется такая возможность) или кредитованию.
Государственное финансирование осуществляется на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством такого финансирования правительство целенаправленно осуществляет поддержку туристских организаций в рамках реализации государственной политики в этой области. Государственное финансирование может осуществляться, например, в форме грантов, которые представляют собой безвозмездную целенаправленную поддержку.
В случае недостатка собственных средств и отсутствия государственной поддержки туристская организация может прибегнуть к кредитованию. Кредитование — это форма финансового обеспечения туристского бизнеса, при котором расходы покрываются за счет ссуды кредитора, предоставляемой на принципах возвратности, платности, срочности. Брать кредит для стартового капитала более рискованно, чем использовать собственный капитал. К определенному сроку будет необходимо выплачивать проценты и часть кредита. Это всегда сложно для нового бизнеса, поэтому к кредитованию лучше обращаться только в том случае, если привлечение прочих источников финансирования невозможно.
Кредитование может иметь разные формы. Одним из основных источников получения кредитов для начала своего дела являются банки, которые всегда готовы рассмотреть заявку на получение кредита для организации предпринимательской деятельности. Кроме того, кредитные схемы зачастую действуют в рамках правительственных организаций, в чьи функции входит оказание разнообразной поддержки туристскому бизнесу. Представляется возможным получение международного кредита.
Неправительственные кредитные схемы также являются вариантом финансирования туристского бизнеса, В любом случае для получения кредита необходимо составить технико-экономическое обоснование, которое позволит кредитору убедиться в экономической целесообразности коммерческой сделки.
Финансирование туристской деятельности может осуществляться из других источников. Например, можно взять кредит у членов семьи или у друзей. В некоторых ситуациях это может быть хорошей альтернативой, но если бизнес не состоится и возникнут трудности с погашением кредита, пострадает дружба. Иногда можно получить частный кредит у тех, кто не является членом семьи или другом. Однако такие кредиты часто имеют очень высокую процентную ставку.
На практике все перечисленные формы финансирования бизнеса могут применяться одновременно. Главное чтобы добиться между ними оптимального соотношения, т.е. подобрать такую структуру источников финансирования, при которой будут достигнуты цели и задачи туристского бизнеса.
В финансовом менеджменте под источниками финансирования понимают все источники денежных средств, аккумулируемые туристской организацией для формирования необходимых ей активов в целях осуществления всех видов уставной деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного рода поступлений.
Основным элементом приведенной схемы является собственный капитал. Источниками собственных средств являются: уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников); резервы, накопленные туристской организацией; прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).
К основным источникам заемных средств относятся: ссуды банков, заемные средства, средства от продажи облигаций и других ценных бумаг, кредиторская задолженность (неоплаченные счета других предприятий и др.).
Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической основе: в случае ликвидации туристской организации ее владельцы имеют право на ту часть имущества, которая останется после расчетов с третьими лицами.
Эффективность туристской деятельности является высокой, если связанные с производством активы оптимальны. В содержании каждой группы активов (необоротных и оборотных) отражены определенные закономерности их финансирования. Эти закономерности на практике выражаются в общепринятых правилах.
1. За счет собственных средств туристской организации должны быть сформированы все ее необоротные активы и 10—15% оборотных активов, остальные же оборотные активы могут быть сформированы за счет привлеченных и заемных средств. В случае изъятия у организации всех привлеченных ресурсов в ее распоряжении должны остаться все основные средства и часть оборотных активов для обеспечения бесперебойного функционирования в течение того времени, пока организация не привлечет дополнительные ресурсы для восстановления прежних и наращивания новых оборотов. Оптимальным считается соотношение между собственными и заемными средствами 2:1. Иными словами, собственные средства должны превосходить заемные в 2 раза. В этом случае финансовое положение туристской организации считается устойчивым.
2. Необходимые для инвестиций финансовые ресурсы должны находиться в распоряжении туристской организации до тех пор, пока они остаются связанными в результате осуществления этих инвестиций. Иными словами, необходимо добиваться согласованности в сроках привлечения и размещения денежных средств.
3. Сумма налогов должна корреспондировать с краткосрочными активами (например, ценными бумагами) соответственно правилу: налоги надо платить в последний день.
7.2 Собственные источники предпринимательства
Основными источниками финансирования туристского бизнеса являются собственные средства.
К собственным источникам финансирования бизнеса относят уставной, добавочный и резервный капиталы, прибыль и формируемые из нее фонды, а также амортизационные отчисления. Уставный капитал формируется в момент организации бизнеса и представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности туристской организации. Содержание категории «уставный капитал» зависит от организационно-правовой формы туристской организации:
• для государственного предприятия эта стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;
• для общества с ограниченной ответственностью — сумма долей собственников;
• для акционерного общества — совокупная номинальная стоимость акций всех типов и др.
При создании туристской организации вкладами в ее уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в качестве вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к туристской организации, т.е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации туристской организации или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Следовательно, уставный капитал отражает сумму обязательств хозяйствующего субъекта перед инвесторами.
Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его стоимость объявляется при регистрации туристской организации, а любые корректировки (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.
Формирование уставного капитала может сопровождаться образованием дополнительного источника средств — эмиссионного дохода. Этот источник возникает в случае, если в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.
В случае успешного ведения бизнеса финансирование туристской организации осуществляется преимущественно за счет прибыли. Прибыль показана в балансе организации в явном виде как нераспределенная прибыль, а также в неявном виде — как созданные за счет прибыли фонды и резервы. Так, прибыль — источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков бизнеса, т.е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность туристской организации, а также ее уставными документами.
Вышеназванные источники позволяют туристской организации функционировать с учетом принципа самофинансирования. Этот принцип базируется на полной окупаемости и означает, что туристская организация покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников.
Смысл инвестирования средств в турбизнёс состоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себестоимость, то организация получает доход в форме прибыли. Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в бизнес, и относятся к собственным финансовым ресурсам организации, которыми она распоряжается самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли позволяет туристской организации достигнуть поставленных целей.
Прибыль, остающаяся в распоряжении туристской организации, — это многоцелевой источник финансирования ее потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития туристской организации.
Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы туристской организации, используемые на ее развитие. Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношения между туристской организацией и ее сотрудниками.
В современных условиях хозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений и прибыли туристских организаций не всегда сопровождаются созданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции организации, но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающих использование финансовых ресурсов организации.
Таким образом, роль собственных источников финансирования является определяющей для туристского бизнеса. Именно собственные средства дают уверенность в успешном ведении бизнеса, обеспечивают независимость и финансовую устойчивость туристской организации.
7.3 Бюджетное финансирование
Кроме собственных средств, в составе источников финансирования туристского бизнеса выделяют средства, приравненные к собственным. Особое место среди таких источников занимает бюджетное финансирование.
Бюджетное государственное финансирование это предоставление денежных средств хозяйствующим субъектам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование туристского сектора экономики осуществляется в рамках реализации государственной политики в этой области. Все финансовые меры правительства направлены на прямое увеличение финансовых возможностей туристских организаций, имеют стимулирующий характер и призваны направить их развитие с учетом общенациональных интересов. Государство поддерживает туристский бизнес, как правило, в таких сферах, как нововведения, и опирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов.
Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах (например, максимальной эффективности использования государственных ресурсов) и характеризуется специфическими формами предоставления средств, которые в процессе эволюции экономики страны претерпевают существенные изменения.
Государственное финансирование имеет ряд особенностей:
• источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта России;
• государственное финансирование туристской деятельности имеет строго целевой характер, закрепленный в актах государственных органов; расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать как нарушения обязательств со стороны получателя ассигнований, что может служить основанием для применения мер ответственности;
• наиболее часто государственное финансирование туристских организаций осуществляется в рамках обеспечения денежными средствами государственных нужд.
Эти особенности выражаются в методах государственного влияния на увеличение финансовых возможностей предпринимательства в туризме. К ним прежде всего относятся: предоставление бюджетных средств для оплаты затрат по восстановлению и развитию объектов туристской привлекательности федерального, регионального или муниципального значения; предоставление бюджетных средств в виде дотаций, субсидий, субвенций; предоставление бюджетных средств государственным (казенным) туристским организациям в виде ассигнований; предоставление бюджетных средств в виде кредита.
1. Предоставление бюджетных средств для оплаты затрат по восстановлению и развитию объектов туристской привлекательности федерального, регионального или муниципального значения по государственным контрактам. Это осуществляется в рамках реализации целевых федеральных и региональных программ по развитию внутреннего и въездного туризма в России. Такие программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области развития туризма в РФ.
Порядок разработки и реализации государственных программ и формы необходимых документов (календарный план выполнения работ по государственному контракту, протокол соглашения о контрактной цене/смете по государственному контракту, бюджетные заявки и рекомендации по их заполнению и т.д.) утвержден постановлением Правительства РФ «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 26 июня 1995 г. № 584 (в ред. 24.07.2007).
Для выполнения целевых программ заключаются государственные контракты. Государственный контракт представляет собой договор, заключенный органом государственной власти от имени Российской Федерации (субъекта РФ) с туристской организацией в целях обеспечения государственных нужд. Утвержденные целевые программы финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, а также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников: взносов участников реализации программ, целевых отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений.
Перечень федеральных и региональных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. Финансирование закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, с учетом реального поступления в бюджет финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Министерством финансов РФ путем перечисления денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений.
Полученные из бюджета средства должны расходоваться туристскими организациями строго по целевому назначению. Средства, направленные не по целевому назначению, засчитываются Минфином РФ в счет текущего финансирования и в дальнейшем не компенсируются. Контроль за строго целевым расходованием указанных средств осуществляется структурами Федерального казначейства и Минфина РФ.
Отношения между государственным заказчиком и исполнителем (туристской организацией) регулируются договором, в котором предусматривается и порядок финансирования. Так, в договоре подряда на строительство объектов для государственных нужд (например, гостиниц) необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие объектов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства уточняется сторонами. При этом государственный заказчик возмещает подрядчику убытки.
2. Предоставление бюджетных средств в виде дотаций, субсидий, субвенций. Кроме финансирования целевых программ государство осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи и поддержки хозяйствующих субъектов и отраслей, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения публичных интересов общества, а с другой — не может осуществляться без притока денежных средств извне. Финансовая помощь и поддержка могут осуществляться путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций.
Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Например, в бюджете может быть предусмотрено выделение дотаций субъектам РФ на реконструкцию гостиниц.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Государством, например, субсидируются программы по развитию внутреннего и въездного туризма в субъектах РФ.
Субвенции бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу безвозмездно и безвозвратно на осуществление определенных целевых расходов.
Субвенционное финансирование представляется наиболее важным для туризма в силу своего инвестиционного характера и осуществляется путём выделения инвестиционных субвенций, направленных на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством. Условием предоставления инвестиционных субвенций из федерального бюджета является недостаточность дохода бюджетов региона для обеспечения денежными средствами инвестиционной и инновационной деятельности, что подтверждается заключением Министерства финансов РФ.
Субвенционное финансирование осуществляется, во-первых, только в отношении инвестиционных проектов и программ, прошедших экспертизу и получивших одобрение Министерства экономического развития РФ, а во-вторых, в форме долевого участия федерального и регионального бюджетов и не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты.
Порядок предоставления субвенций определен законодательством. Инициатива в их получении должна исходить от самого адресата, т.е. органов представительной власти субъекта РФ. Инициатива реализуется путем представления запроса, включающего экспертное заключение, в Министерство финансов РФ до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году. В срок до 15 сентября Министерство финансов РФ выносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ одобренные в надлежащих комиссиях и комитетах предложения о предоставлении субвенций по конкретным программам. Сводное заключение о предоставлении инвестиционных субвенций из федерального бюджета выносится в составе федерального бюджета на рассмотрение и утверждение Федерального Собрания.
Основанием возникновения конкретного обязательства о предоставлении субвенции следует считать федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, а также договор, заключенный между органом, предоставляющим субвенцию, и ее получателем. Орган, предоставляющий субвенции из федерального бюджета от имени Российской Федерации, — Министерство финансов РФ. Действия государства при этом следует рассматривать как деятельность собственника средств федерального бюджета (государственной казны) по распоряжению собственностью в публичных интересах. Получатель денежных средств, а следовательно, и сторона обязательства «к высший орган власти субъекта РФ. Анализируемое правоотношение представляет собой хозяйственно-управленческое обязательство.
В договоре о предоставлении конкретной субвенции должны быть зафиксированы ее назначение, объем, получатель, порядок и условия предоставления. Орган, предоставивший субвенцию, уполномочен контролировать ее использование. Получатель субвенции обязан отчитаться об ее использовании в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета.
Ответственность за неисполнение условий предоставления и использования субвенций во многом предопределяется целевым характером их выделения. В любом случае субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Решение о возврате субвенции или досрочном прекращении субвенционного финансирования оформляется решением органа, ее предоставившего. Оно должно быть принято не позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности. Предоставление субвенций из федерального бюджета может быть также прекращено в случае нарушения органами представительной власти субъектов РФ норм налогового и бюджетного законодательства РФ.
3. Предоставление бюджетных средств государственным туристским организациям в виде ассигнований. В основном финансирование деятельности казенных предприятий осуществляется за счет доходов от реализации туристских продуктов и услуг. При их недостаточности предприятию выделяются средства из федерального бюджета на реализацию плана развития предприятия, содержание объектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.
Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению. Министерства экономического развития РФ и Министерства финансов РФ. Выделение предприятию бюджетных средств осуществляется только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений об их расходовании и общих, результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период.
Не использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований.
4. Кредитование. Порядок осуществления государственного кредитования туристской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.
Государственным и муниципальным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.
Туристской организации, не являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя и целевого использования бюджетного кредита в любое время его действия. Кредит может бьггь предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно, в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Независимо от формы государственного финансирования туристская организация несет ответственность за нарушения, связанные с предоставлением (на возвратной и безвозвратной основе) и использованием государственных денежных средств. Пределы и меры ответственности регламентируются нормами Бюджетного кодекса РФ. Мерами ответственности являются предупреждение* наложение штрафов, взыскание пени и процентов за пользование бюджетными средствами, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств.
7.4 Кредитование
В случае недостаточности собственных средств туристская организация может восполнить финансовые потребности посредством кредитования на условиях платности, срочности и возвратности. В современных условиях туристская организация может воспользоваться всеми формами кредитования: банковским, коммерческим, государственным, международным.
На практике туристские организации наиболее часто прибегают к банковскому кредитованию — это форма отношений, объектом которых является процесс передачи в ссуду денежных средств. Банковские кредиты предоставляется специализированными кредитно- финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от Центрального банка РФ. Заемщик - хозяйствующие субъекты, инструментом экономических отношений является кредитный договор.
Банковское кредитование туристских организаций осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования. Последние представляют собой основу, главный элемент системы кредитования, поскольку отражают сущность и содержание кредита, а также требования объективных экономических законов, в том числе и в области кредитных отношений.
К принципам кредитования относятся:
• возвратность — обязательность возврата суммы, предоставленной в долог;
• срочность — кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок (это необходимая форма достижения возвратности кредита);
• дифференцированность — коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам: дифференциация кредитования, как правило, осуществляется на основе показателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое состояние туристской организации, дающее уверенность в способности и готовности ее возвратить кредит в обусловленный договором срок;
• обеспеченность — наличие у заемщика юридически оформленных обязательств, гарантирующих своевременный возврат кредита: залогового обязательства на кредитные материальные ценности, договора гарантии, договора поручительства, договора страхования ответственности непогашенного кредита;
• платность — организация-заемщик должна внести банку определенную плату за временное заимствование у него денежных средств; реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента.
Изложенные принципы банковского кредитования позволяют соблюсти интересы субъектов кредитной сделки, и положены в основу технологии кредитования хозяйствующих субъектов. Примерная схема кредитования туристских организаций включает восемь этапов.
Этап 1. Выявление необходимости привлечения средств на условиях платности, срочности и возвратности для достижения бизнес-задач и построения модели кредита. Рассмотрим наиболее целесообразные для конкретной ситуации варианты кредитования при построении модели банковского кредита.
Первый выбор туристской организации — срок кредитования. В зависимости от предполагаемого срока погашения туристская организация может выбрать онкольный, краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный кредиты. Онкольные ссуды (до востребования) подлежат возврату в фиксированный срок после поступления официального уведомления от кредитора. Заранее дата поступления такого уведомления не устанавливается. В настоящее время они практически не используются не только в России, но и в большинстве других стран, так как требуют относительно стабильных условий на рынке ссудных капиталов и в экономике в целом. Такой кредит может быть выбран в случае полной уверенности поступления достаточной для его погашения денежной суммы на расчетный счет туристской организации в течение пяти банковских дней.
На восполнение временного недостатка собственных оборотных средств заемщику предоставляются краткосрочные кредиты со средним сроком погашения один—шесть месяцев. Среднесрочные кредиты предоставляются на срок до одного года (в отечественных условиях — до трех—шести месяцев) на цели как производственного, так и чисто коммерческого характера. Долгосрочные кредиты используются, как правило, в инвестиционных целях. Как и среднесрочные ссуды, они обслуживают движение основных средств, отличаясь большими объемами передаваемых кредитных ресурсов. В туристском секторе экономики они применяются преимущественно при кредитовании реконструкции или нового строительства гостиниц, а также в случае технического перевооружения транспортных организаций. Средний срок их погашения обычно составляет от трех до пяти лет, но может достигать 25 лет и более, особенно при получении финансовых гарантий со стороны государства.
Второй выбор туристской организации — способ погашения кредита во многом определяется сроком кредитования. Здесь может быть два варианта: погашение единовременным взносом (платежом) со стороны заемщика — традиционная форма возврата краткосрочных ссуд, весьма функциональная с позиции юридического оформления, так как не требует использования механизма исчисления дифференцированного процента; погашение в рассрочку в течение всего срока действия кредитного договора — также достаточно распространенная форма. Конкретные условия (порядок) возврата определяются договором, в том числе в части антиинфляционной защиты интересов кредитора. Такие кредиты используются при долгосрочных и среднесрочных кредитах.
Третий выбор туристской организации способ взимания ссудного процента — также определяется сроком кредитования. Традиционная для рыночной экономики форма оплаты краткосрочных кредитов, имеющая наиболее функциональный с позиции простоты расчета характер, — кредиты, процент по которым выплачивается в момент общего погашения. Кредиты, процент по которым выплачивается равномерными взносами заемщика в течение всего срока действия кредитного договора, — традиционная форма оплаты средне- и долгосрочных ссуд, имеющая достаточно дифференцированный характер в зависимости от договоренности сторон. Кредиты, процент по которым удерживается банком в момент непосредственной выдачи их заемщику, являются абсолютно нехарактерной формой кредитования, которая используется, как правило, из-за нестабильности экономической ситуации в стране.
Четвертый выбор туристской организации — возможность обеспечения кредита. По обеспечению кредиты делятся на обеспеченные (залоговые и гарантированные) и необеспеченные (бланковые, доверительные).
Обеспечением кредита может быть любое имущество, принадлежащее заемщику на правах собственности, чаще всего недвижимость или ценные бумаги. При нарушении заемщиком своих обязательств это имущество переходит в собственность банка, который в процессе его реализации возмещает понесенные убытки. Размер выдаваемого кредита, как правило, меньше среднерыночной стоимости предложенного обеспечения и определяется соглашением сторон.
Кредиты под финансовые гарантии третьих лиц, реальным выражением которых служит юридически оформленное обязательство со стороны гаранта возместить фактически нанесенный банку ущерб при нарушении непосредственным заемщиком условий кредитного договора, весьма характерны для стран с развитой рыночной экономикой. Финансовым гарантом могут быть юридические лица, пользующиеся достаточным доверием со стороны кредитора, а также органы государственной власти разного уровня.
Доверительные кредиты, единственной формой обеспечения возврата которых является непосредственно кредитный договор, в ограниченном объеме применяются некоторыми банками в процессе кредитования постоянных клиентов, пользующихся их постоянным доверием. При среднесрочном и долгосрочном кредитовании эти кредиты используются лишь в порядке исключения с обязательным страхованием выданного кредита, обычно за счет заемщика.
Пятый выбор туристской организации — метод кредитования, под которым следует понимать способы выдачи и погашения кредита. Существует два базовых метода кредитования.
Первым методом вопрос предоставления ссуды решается каждый раз отдельно, в индивидуальном порядке, и ссуда выдается на определенную целевую потребность. Он применяется при предоставлении ссуд на конкретные сроки (срочные ссуды).
Вторым методом ссуды предоставляются в пределах оговоренного и установленного банком для заемщика лимита кредитования, который используется им по потребности путем оплаты предоставленных ему платежных документов в течение определенного периода. Такая форма предоставления кредита называется открытием кредитной линии. Открытая кредитная линия позволяет заемщику оплатить за счет кредита любые расчетно-денежные документы, предусмотренные