Рыночное равновесие на туристском рынке
Рыночная экономика тяготеет к равновесию, т.е. сбалансированности конкурентных сил – спроса и предложения. Это состояние достигается благодаря ценовому механизму. Рыночная цена выравнивает количество товаров и услуг, которое потребители желают приобрести, с тем количеством, которое производители стремятся продать. В рыночной экономике при избыточном предложении цена снижается, а при наличии неудовлетворенного спроса повышается до тех пор, пока потребление не сравняется с производством. Равновесие цены и количества товара (услуги) складывается на каждом из множества рынков отдельно взятых товаров и видов услуг. В совокупности эти частные равновесия определяют сбалансированность всей экономики.
На практике установление рыночного равновесия представляет собой значительно более сложный процесс. На подавляющей части рынков монополистические образования ограничивают свободу торговли, государство осуществляет регулирование экономики, а производители и покупатели не имеют полной информации о ценах. К тому же, внешние условия меняются очень быстро, разрушая сложившиеся балансы и вынуждая рынки двигаться к новому равновесию. В постоянно меняющихся рыночных условиях не может быть раз и навсегда заданного равновесия.
На рынке туризма равновесное состояние определить ещетруднее. К уже известным обстоятельствам, осложняющим работу, добавляются две специфические проблемы:
- первая связана с несовпадением районов происхождения туристского спроса и потребления туристского продукта;
- вторая вытекает из разного восприятия туристского продукта производителями и потребителями.
Туристы и работники индустрии туризма по-разному воспринимают туристский продукт, поэтому равновесие, очевидно, следует рассматривать с этих предпосылок. Большинство туристов, деловых или отправляющихся на отдых, рассматривают его как нечто целое и неделимое, выступающее в виде поездки. Для них поездка ассоциируется с одной покупкой, что позволяет говорить о единой величине спроса.
Для представителей индустрии туризма, наоборот, не существует общего туристского продукта. Они склонны расчленять его на составные элементы – перевозка, размещение, развлечения и т.д. – и отождествлять с конкретным видом туристских услуг, реализуемых данным поставщиком на рынке. Исключение составляет туроператорский сектор. Туроператоры, так же как другие поставщики, рассматривают туристский продукт через призму оказываемых ими услуг. Но в отличие от остальных, они не предоставляют какой-то один вид туристских услуг, а занимаются организацией путешествий, т.е. комплектацией пакетов услуг. В представлении туроператоров, как и туристов, туристский продукт отождествляется с поездкой.
В рыночной экономике, направляемой платежеспособным спросом, сложившееся противоречие может быть разрешено, если разложить спрос по составным частям туристского продукта, определив его величину для каждого сектора индустрии туризма. Так, например, выделенные таким образом спрос на перевозку, спрос на размещение, на развлечения и пр. являются производными от совокупного туристского спроса. При соединении производного спроса с предложением складывается частное равновесие на соответствующем сегменте туристского рынка. Однако предложение и спрос не всегда уравновешены. Дисбаланс, возникающий в одном из сегментов, может передаваться в другие секторы, охватывая туристский рынок целиком. Например, нехватка мест в гостиницах на курорте, вероятно, повлечет за собой уменьшение спроса на услуги авиаперевозчика, работающего на данном направлении. Обратное тоже верно. По этой причине многие поставщики, в частности авиакомпании, диверсифицируют свою деятельность. Они проникают в смежные секторы, такие как размещение, формируя интегрированное предложение.
Модель спроса-предложения служит концентрированным выражением простого и надежного механизма сбалансированности экономики, в том числе туристского рынка. Любое изменение рыночных сил автоматически включает систему поиска равновесных цен, выравнивающих производство и потребление (рис. 3).
Рис. 3. Равновесие на туристском рынке:
Р – цена туристского продукта; Q – количество туристского продукта
Кривые туристского спроса и предложения на этот раз помещены в одну систему координат. Форма кривой туристского спроса свидетельствует о негибкости цен, характерной для рынка несовершенной конкуренции, в данном случае вытекающей из неоднородности туристского продукта и наличия монополистических поставщиков туристских услуг.
Кривая туристского предложения (S) показывает, что с повышением цены объем выносимого на рынок туристского продукта увеличивается, но до определенного предела, соответствующего полной загрузке производственных мощностей. В нашем примере она достигается при предложении [0Q1], когда кривая устремляется вертикально вверх.
Кривые туристского спроса и предложения пересекаются в точке равновесия (Е). При цене Р0 предлагаемое и запрашиваемое количество туристского продукта (Q0) одинаково. В этой точке нет ни дефицита, ни избыточного предложения, а значит, отсутствует давление на цену в сторону ее увеличения или снижения. Равновесная цена Р0 устанавливается при предложении [0Q0], несколько меньшем, чем при работе на полную мощность. Процент загрузки составляет0Q0/0Q1× 100 %. Если бы кривые спроса и предложения имели достаточно длинные прямые горизонтальные отрезки на уровне P0, возможно, вместо единственного равновесного количества туристского продукта Q0 появился бы целый ряд значений показателя, удовлетворяющих условиям равновесия.
На рисунке 3 найти точку равновесия нетрудно. В реальной жизни, однако, поиск затруднителен, т.к. рыночные условия меняются очень быстро, вынуждая продавцов и покупателей корректировать свои планы. К числу внешних факторов, под влиянием которых смещается точка равновесия, относятся неценовые детерминанты спроса и предложения.
Лекция 3