Общая характеристика и структура туризма
Экономический рост приводит к углублению специализации производства, появлению новых отраслей, созданию межотраслевых комплексов в целях повышения эффективности деятельности отдельных производств, входящих в состав комплексов. Экономический спад, напротив, способствует объединению усилий и созданию кластеров внутри отраслей.
Отраслевая структуризация экономики является показателем уровня развития страны и применяется в международной практике. Группировка организаций по отраслям экономики позволяет установить межотраслевые связи и оптимальность пропорций в развитии хозяйства страны. Взаимосвязь между элементами хозяйственного комплекса страны и их удельный вес в общем составе называют экономической структурой.
Соотношение отраслей в экономике страны отражает общественное разделение труда и пропорции общественного воспроизводства. Эти пропорции во многом определяют уровень эффективности хозяйства страны. Структура экономики отражается в структуре валового внутреннего продукта. Анализ экономики страны проводится на основе показателей валового внутреннего продукта, подсчитанных по отраслям.
Структура народного хозяйства непостоянна: одни отрасли и виды производств отличаются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы роста.
На протяжении столетий экономика России характеризовалась высоким удельным весом отраслей промышленности при относительно низком удельном весе сектора высокотехнических и наукоемких производств, что не соответствовало структуре экономики высокоразвитых государств мира. Однако в настоящее время наблюдается переход от утяжеленной базовыми отраслями экономики к хозяйственной структуре, ориентированной на удовлетворение потребностей населения.
Структурные изменения в экономике регулируются государством осуществлением структурной политики — составной части макроэкономической политики, обеспечивающей сбалансированность национального хозяйства, что является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.
Существенное воздействие туризма на экономику России предопределяет необходимость детального изучения его специфики. Этот межотраслевой комплекс имеет ряд особенностей.
1. Многофункциональность. Туризм выполняет одновременно экономические, социальные, политические и другие функции. Как экономическая категория туризм оказывает существенное влияние на экономику страны и подвергается обратному воздействию. Его социальная функция проявляется в реализации одного из прав Конституции РФ — права на отдых. Политическая функция туризма заключается в том, чтобы способствовать установлению дружеских контактов с другими странами.
2. Специфика технологий производства и реализации туристских продуктов и услуг. Деятельность в сфере туризма является особым видом торгово-посреднической операции, в рамках которой туроператор как субъект предпринимательской деятельности формирует в единый пакет услуги (размещение, питание и др.), большинство из которых для него покупные. Реализацией услуг, сформированных туроператором, в большинстве случаев занимается турагент.
3. Туристский продукт как результат специфической деятельности. Согласно российскому законодательству туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Особенность турпродукта заключается в его неосязаемости для потребителя, это продукт «скоропортящийся», его нельзя накапливать и хранить, он должен быть реализован непосредственно после создания.
4. Специфика «невидимого» экспорта. Туризму свойственна эта специфика, так как это важный сегмент внешней торговли, в котором проводятся экспортно-импортные операции с услугами. В отличие от других отраслей хозяйства, продукция которых транспортируется к потребителю, туризм вызывает миграции людей к местам сосредоточения рекреационных (предназначенных для отдыха, восстановления сил) ресурсов, потребление которых происходит в определенном месте.
5. Мультипликативность. Существенная особенность туризма — его огромное влияние на развитие других отраслей хозяйства РФ: транспорта, торговли, связи, бытового обслуживания, сельского хозяйства и т.д.
6. Рисковый вид деятельности. Деятельность в сфере туризма зависит от экономической, политической и социальной стабильности в стране, наличия развитых структуры и инфраструктуры туризма, высокоаттрактивных (привлекательных) и доступных туристских ресурсов, сезонности и многих других факторов, определяющих высокий уровень рисков и сложность прогнозирования результатов деятельности в туристской отрасли.
7. Наличие специфической инфраструктуры. Туризм имеет специфическую инфраструктуру — комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, а также предприятий, обеспечивающих беспрепятственный доступ туристов к туристским ресурсам.
8. Индикатор благосостояния населения. Эта особенность выражается в том, что туризм бурно развивается при платежеспособном спросе.
9. Гуманитарная миссия. Туризм обеспечивает отдых и оздоровление населения, формируя общественную мораль и добрый порядок (последние категории содержатся в зарубежных нормативных правовых актах по туризму), является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоровлению, средством коммуникаций, взаимопонимания между людьми, средством развития интеллекта и международных отношений.
10. Вовлечение в деятельность специфических ресурсов. Основной компонент функционирования туристской отрасли — туристские ресурсы, поэтому данная сфера крайне заинтересована в их сохранности и, как ни одна другая, в регулировании их использования.
Туризм как специфический межотраслевой комплекс состоит из следующих основных отраслей: туроперейтинга, гостиничного хозяйства, транспорта, питания, досуга, страхования и визового обслуживания туристов.
Туроперейтинг — совокупность туроператоров (производителей туристских продуктов) и турагентов.
Организация размещения туристов — гостиницы и иные средства размещения, действующие в пределах туристского рынка, создающие и реализующие услуги размещения, а также предоставляющие дополнительных услуги и товары.
Транспортное обеспечение туризма действующие в пределах туристского рынка транспортные компании (авиакомпании, автотранспортные, железнодорожные, судоходные компании), обеспечивающие перевозку туристов.
1. Туристские прибытия. Объем въездного туристского потока равен произведению числа посетителей — средней продолжительности (дней) пребывания одного туриста в стране. Число туродней (Д) определяется по формуле
Д = Ч*Дтср,
где, Ч — численность туристов;
Д* — среднее число дней, проведенных в стране одним туристом.
Сравнение туристских потоков нашей страны, по данным Росстата и ЮНВТО, позволяет установить значительную разницу в численности туристов: по данным российской статистики, в 2008 г. Россию посетили 2,52 млн человек, а по данным ЮНВТО — в десять раз больше (23,676 млн человек). Разброс в значениях показателей въезда вызван различиями в сборе и обработке статистической информации: ЮНВТО учитывает всех посетителей, а Росстат только граждан, въезжающих в нашу страну по туристской визе. Поэтому многие эксперты, определяя состояние въездного туризма в РФ с учетом названных отличий в методиках Росстата и ЮНВТО, отмечают, что наша страна фактически занимает в международных туристских рейтингах место более низкое, чем считает ЮНВТО, — 30-е или даже 45-е.
С такой постановкой вопроса можно было бы согласиться, однако ЮНВТО ведет аналогичные расчеты по всем странам, а не только по России, следовательно, отклонения в показателях будут как по России, так и по другим странам. Поэтому показатели ЮНВТО представляются достаточно достоверными, но даже в этом случае наша страна занимает лишь 10-е место в рейтинге стран по туристским прибытиям. Это означает, что роль Российской Федерации в системе международного туризма по-прежнему второстепенна.
2. Доля туристских прибытий в РФ в мировом объеме. По данным ЮНВТО, на долю РФ в совокупных международных прибытиях в 2008 г. приходится 3,2% (11-е место), т.е. в несколько раз меньше, чем на долю стран — лидеров по туристским прибытиям. С учетом масштабов страны и численности населения современная позиция РФ на мировом туристском рынке могла бы быть гораздо более весомой. Российские эксперты также говорят о незначительной роли нашей страны в мировых туристских прибытиях.
3. Темпы роста прибытий туристов в РФ. Здесь можно наблюдать следующее противоречие. По данным ЮНВТО, темпы роста прибытий иностранных туристов в Россию медленно растут, а по данным Росстата, наблюдается падение даже туристских потоков в абсолютном выражении и о темпах роста говорить просто не приходится. Однозначно признать достоверность данных ЮНВТО или Росстата в данном случае достаточно сложно.
Возможно, причина противоречивости зарубежных и российских тенденций вновь заключается в различиях учета. Потому что как минимум странно, что по мере признания приоритета въездного туризма в России и его развития на основе меркантилистской теории, означающей проведение государственной политики, направленной на поощрение экспорта и приток валюты в страну, наблюдается даже не стагнация, а сокращение въездного туристского потока в страну.
Казалось бы, экономическая ситуация в России меняется к лучшему, инвестиции в туризм растут, туристская инфраструктура непрерывно совершенствуется, а туристов, желающих посетить нашу страну, все меньше. В любом случае второстепенная роль России по рассматриваемому критерию также очевидна. Определение роли и места нашей страны в системе международного туризма по 4—7-му критериям также подтверждает обозначенные выше тенденции и второстепенную роль России на мировом рынке туристских услуг.
4. Объем поступлений от туризма в России в 2008 г., по данным ЮНВТО, составил более 10 млрд долл. (11-е место в мире), по мнению российских экспертов — 1000 млрд руб., что в любом случае на порядок меньше, чем доходы от туризма в странах — лидерах международного туризма.
5. Доля поступлений от российского туризма в мировом объеме в 2008 г., по данным ЮНВТО, составила примерно 1,9%, по сведениям российских экспертов, еще ниже — около 1,6%, что также гораздо Меньше удельного веса стран-лидеров в мировых туристских доходах.
6. По темпам роста поступлений от туризма и расходам иностранных туристов Россия также традиционно не лидирует.
7-8. Оценки доли стоимости туризма в ВВП России и темпов роста доли стоимости туризма в ВВП РФ также далеки от желаемых. По разным оценкам, удельный вес поступлений от туризма в ВВП России в 2008 г. составил 1—6%, что означает незначительную роль туризма в экономике нашей страны. Если учесть, что большинство стран — лидеров по туристским прибытиям имеют ВВП на порядок выше, чем РФ, то влияние туризма на экономику Россией будет еще меньше, поэтому говорить о том, что туризм в нашей стране — бюджетообразующая отрасль, скорее всего, рано. По темпам роста удельного веса поступлений от туризма в ВВП страны в 2008 г. Россия, как й ранее, не является лидером.
Следующие три критерия тесно коррелируют между собой и в то же время неоднозначно характеризуют роль России на международном рынке туристских услуг.
9. По оценкам Росстата, выездной турпоток нашей страны (десятый критерий) в 2008 г. составил 10,95 млн человек, что на порядок меньше выездных турпотоков стран — лидеров по поставкам Туристов за рубеж. Сопоставление турпотоков Германии, США, Японии и России опровергает многочисленные заявления в прессе о том, что Россия является одним из мировых лидеров по поставке туристов за рубеж. Совершенно очевидно, что традиционное отрицательное сальдо платежного баланса нашей страны по статье «Туристские услуги, поездки» означает недостаточную мотивацию производства национальных туристских продуктов, а не тот факт, что в России высокий уровень туристской подвижности населения.
10. В то же время темпы роста выезда туристов из РФ в 2008 г. составили 21% — это очень высокий показатель, означающий, что численность россиян, выезжающих на отдых за рубеж, интенсивно растет, вопреки государственной поддержке въездного туризма. Сравнение темпов роста выездных турпотоков ряда стран и России позволяет с большой долей уверенности говорить о значимой позиции нашей страны на международном рынке туристских услуг по этому показателю.
11. Расходы российских туристов за рубежом — один из немногих показателей, по которому Россия, по мнению многих зарубежных экспертов, входит в десятку стран — лидеров международного туризма. Суммарные туристские расходы (Р) в стране определяются по формуле
Р = Д-Рср,
где, Рср — средние расходы одного туриста в сутки.
По данным ЮНВТО, в 2008 г. расходы российских туристов за рубежом составили около 20 млрд долл. (9-е место в мире). В Министерстве туризма Мальорки посчитали, что россияне тратят на отдыхе в 7 раз больше денег, чем туристы из других стран. Таким образом, экономическая выгода сторонних государств от выезда россиян за рубеж очевидна, хотя в денежном выражении по всем странам расходы россиян за рубежом не столь значительны, как совокупные расходы других стран.
В то же время экономическая выгода России от выездного туризма также очевидна и может быть определена положительными эмоциями туристов, опытом и знаниями, которые они приобретают в других странах и которые могут впоследствии использовать во благо своей стране. Кроме того, выездной туризм так же, как и любой другой вид коммерческой деятельности, пополняет государственный бюджет, создает рабочие места и приносит другие выгоды стране. Главное — соблюдать закон распределения турпотоков международный туризм/внутренний туризм (1/4), которое отражает объективную закономерность, имеющую материальное выражение:
Туристский поток прямо пропорционален численности населенного пункта и обратно пропорционален квадрату расстояния от места отдыха, т.е. чем ближе место отдыха, тем больше в нем отдыхающих.
12. По данным Росстата, внутренний турпоток нашей страны имеет устойчивую тенденцию к росту и в 2008 г. составил 32 млн человек. Однако сравнение внутренних туристских потоков нашей страны и лидеров международного туристского рынка (США, Франции и др.) явно не в пользу России, поэтому рейтинг РФ на международном рынке туристских услуг по этому показателю сегодня также невысокий.
13. Темпы роста внутреннего турпотока России, по мнению большинства российских экспертов, падают. Однако если, по официальным данным Росстата, темпы роста внутреннего туризма в нашей стране в 2008 г. составили 10% (достаточно высокий показатель), то рейтинги «БАНКО» говорят о снижении интереса россиян к отдыху в России, а в рейтингах «ФОРОС» Россия вообще отсутствует как туристское направление. Поэтому однозначно трактовать этот показатель не представляется возможным.
14-15. Конкурентоспособность и популярность нашей страны на международном рынке туристских услуг выглядят удручающе, и в данном случае комментарии просто излишни.
Итак, учитывая изложенное, можно сделать вывод о второстепенности роли, которая отводится сегодня России на мировом рынке туристских услуг. По оценкам зарубежных и отечественных экспертов, наша страна не является лидером по показателям развития въездного, внутреннего и выездного туризма. Даже самые оптимистические расчеты свидетельствуют о значительном отставании Пуристской отрасли в России от показателей мировых лидеров туристской индустрии.
В то же время прогнозные оценки, выставляемые международными туристскими организациями нашей стране, достаточно оптимистичны. По оценкам WTTC, к 2014 г. Россия выйдет на 2-е место в мире по объемам инвестиций в туристский сектор экономики с суммой вложений, превышающей 2,1 трлн руб. Позитивные оценки WTTC распространяются и на сферу занятости: по мнению зарубежных ученых, в ближайшей перспективе наша страна может рассчитывать на 7-е место в мире по численности занятых в туристской отрасли.
По прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. Россия войдет в десятку стран лидеров туристской отрасли, будет занимать 5-е место по популярности у туристов среди европейских стран, уступая лишь Франции, Испании, Великобритании и Италии, и значительно опережать по этому показателю США.
Участники ЮНВТО убеждены в том, что нашей стране удастся занять достойное место в почетной десятке лидеров международного туризма по ряду причин. Во-первых, современный туристский рынок России развивается динамично, несмотря на многочисленные природные и политические катаклизмы. Во-вторых, интенсивно развивается инфраструктура российского туризма: отечественные и иностранные инвесторы вкладывают значительные средства в строительство туристских объектов на территории России. В-третьих, туристский потенциал российского рынка велик и все более успешно реализуется. В последнее время активизировалась реклама России на внешнем рынке, развиваются современные технологии интернет-продаж, расширяется ассортимент отечественных туристских продуктов и услуг.
Позитивные прогнозы зарубежных экспертов внушают оптимизм и позволяют надеяться, что при должной поддержке туризм в России способен развиваться и положительно воздействовать на экономику нашей страны. Наметившиеся позитивные тенденции и закономерности развития туризма в стране во многом соответствуют международным принципам развития туристской деятельности, поддаются объяснению с позиций экономических законов, а значит, можно предположить, что выставляемые российскому туризму прогнозы обладают высоким уровнем достоверности и шансы России приобрести статус туристской державы достаточно высоки.
В то же время представляется очевидным, что оптимистичные прогнозы ЮНВТО могут состояться лишь при реализации эффективной туристской политики в нашей стране. Как известно, туристская политика большинства стран, в том числе России, базируется на решении двух основных проблем: объемов финансирования и списков мероприятий, которые необходимо профинансировать.
Ограниченность финансирования туристской отрасли в России — одна из самых популярных тем, обсуждаемых в СМИ на протяжении последних пятнадцати лет. Это один из немногих вопросов, где мнения представителей власти, бизнеса и науки совпадают. Однако и здесь есть нюансы. В частности, необходимо различать бюджетные и частные источники инвестирования туризма.
Общеизвестно, что туризм — ресурсоемкая сфера и ее устойчивое развитие наблюдается в странах, признающих турбизнес приоритетной отраслью национального хозяйства и выделяющих солидные средства на продвижение национальных туристских продуктов. Сравнение государственных расходов на развитие туризма в странах — лидерах международного рынка туристских услуг и в России дает представление о масштабах финансовой поддержки туристской отрасли в нашей стране.
В федеральном бюджете России в 2008 г. на развитие туризма суммарно выделено 821,44 млн руб. Однако в масштабах международного туризма сумма бюджетного финансирования туристской отрасли даже в 2008 г. представляется незначительной. Расходы на реализацию программ развития туризма в ряде стран превосходят общие расходы на финансирование туризма в России в десятки раз.
При политике ограниченного финансирования туризма ждать существенных результатов и лидерских позиций на мировом рынке России не приходится. Правило «чем больше государственная поддержка, тем выше отдача и уровень развития туризма в стране» справедливо для всех стран, в том числе для РФ.
В то же время в 2008 г. объем инвестиций в туризм в России составил более 30 млрд долл. (10-е место в мире). И, несмотря на то, что эта сумма в 10 раз меньше, чем инвестиции в туризм США (лидера мирового туристского рынка по этому показателю), позитивная динамика инвестиционной активности в туристской отрасли (по данным ЮНВТО, около 10% в год), наблюдаемая в течение последних десяти лет в России, позволяет надеяться, что в ближайшей
В любом случае достаточность бюджетного и частного финансирования туризма в России можно обсуждать лишь с позиции отдачи от развития туризма. Второстепенная роль России на мировом рынке туристских услуг вынуждает усомниться в эффективности реализуемой туристской стратегии. Вместе с тем в России наметилась тенденция снижения туристского потока за рубеж в пользу внутреннего и въездного туризма. Однако закреплению такой тенденции препятствует недостаточно высокий уровень развития индустрии и инфраструктуры внутреннего туризма, что достаточно часто является результатом низкого качества предоставления туристских услуг при неадекватных ценах. Удельный вес претензий и исков в туристской отрасли по причине неудовлетворительного качества предоставленных услуг остается высоким.
Названные проблемы в совокупности с постоянно изменяющейся экономической и политической ситуацией в мире и в стране, экологическими и другими проблемами сдерживают развитие национального туризма и, как следствие, снижают позитивное влияние туризма на экономику России.
1.3 Туризм в современной национальной экономике
Туризм — это межотраслевой комплекс национального хозяйства, удовлетворяющий потребности специфической категории потребителей (туристов) и состоящий из организаций отраслей как производственной, так и непроизводственной сферы.
Анализ структуры экономики России на основе ВВП по отраслям и других показателей позволяет определить роль и место туризма в национальной экономике.
На современном этапе роль туризма в экономике России незначительна. По экспертным оценкам, доля туризма в российском ВВП в 2008 г. составила 1,2%, с учетом сопутствующих отраслей — 6,9%, тогда как во многих странах доля туризма в ВВП превышает 15%, а в некоторых достигает 50%. Вместе с тем до наступления кризиса туризм являлся одной из самых молодых и динамично развивающихся отраслей экономики России. В 2008 г. общий объем оказанных туристских услуг в нашей стране вырос на 32,8% и составил 67,6 млрд руб., услуг гостиничного бизнеса — более чем на 17% (104,4 млрд руб.), число туристов, путешествующих по России, увеличилось на 16 млн.
Конечно, кризис не мог не повлиять на состояние туристской отрасли, которая в течение десяти лет успешно развивалась, показывая высокие результаты. По результатам 2009 г. в отрасли ожидается спад на 2%: совокупное снижение спроса на отдельные туристские продукты и услуги достигает 30%, из-за кризиса закрылись более 10% отечественных турфирм, уволены до 15% специалистов. Однако в кризисной ситуации есть и положительные моменты: она может стать стимулом для развития национальной туристской отрасли. Так, рецессия, сопровождающаяся падением курса национальных валют, повышает интерес к продуктам и услугам внутреннего туризма. Этот фактор необходимо использовать для переориентации массовых турпотоков с международного» на внутренний туризм.
Влияние туризма на национальную экономику. Туризм влияет на национальную экономику посредством реализации пяти экономических функций:
• производственной;
• содействия занятости населения;
• создания дохода;
• сглаживания неравенства в развитии российских регионов;
• нивелирования платежного баланса страны.
Функции туризма позволяют оценить степень его влияния на экономику страны по получаемому экономическому эффекту. Выразим эффект каждой функции экономическим показателем и проведем расчет частных экономических эффектов.
Производственная функция. Туристские организации создают туристские продукты и услуги и таким образом содействуют формированию ВВП, т.е. выполняют производственную функцию.
Функция содействия занятости населения. Туристские продукты и услуги имеют вид нематериальных товаров, что и определяет высокую трудоемкость туристской отрасли. Рост численности занятых здесь может быть приостановлен только в результате внедрения технических разработок, но в любом случае технические средства не могут заменить личное общение. Поэтому туризм способствует занятости населения. Прямой эффект выражается в получении населением рабочих мест непосредственно в туристских организациях, одновременно создается эффект занятости в смежных отраслях экономики.
Функция создания дохода. Экономическая деятельность в сфере туризма вносит вклад в формирование национального дохода посредством налоговых поступлений. Удельный вес доходов от туризма в общей сумме поступлений от экспорта составляет основу государственного бюджета некоторых стран (в Испании — 60, Австрии — 40%). В России, как отмечалось ранее, налоговые поступления от туризма незначительны.
Функция сглаживания неравенства в развитии российских регионов. Она проявляется в том, что туризм способствует экономическому развитию регионов со слаборазвитой промышленностью, имеющих первозданный ландшафт и окружающую среду полного равновесия. Развитие туризма в удаленных малонаселенных и индустриально слабо развитых регионах частично нейтрализует такие негативные последствия, как отток населения в городские агломерации, разрушение традиционного уклада жизни сельского населения. Проблема низкого уровня жизни населения таких районов решается с помощью привлечения туристов, что обеспечивает приток денежных средств, увеличивает процент занятого населения, развивает инфраструктуру туризма и сервисные службы (дороги, бытовые услуги, кафе, рестораны, парки развлечений). Многие интересные в природном отношении регионы России способны обеспечить себе темпы экономического роста, превосходящие среднестатистические показатели, преимущественно на основе развития сферы туризма.
Функция нивелирования платежного баланса. Туризм влияет на платежный баланс страны. Сопоставление въездного и выездного потоков, т.е. противопоставление расходов местных туристов, выезжающих за границу, с доходами, полученными от потребления товаров и услуг иностранными туристами, позволяет определить положительное или отрицательное сальдо по статье «туризм». Традиционно баланс России по статье «туризм» является отрицательным, тогда как многие другие страны за счет туризма выравнивают макроэкономические показатели.
В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики страны эффективность на отдельном участке оценивается с позиций общего эффекта. Поэтому сумма частных эффектов будет характеризовать степень влияния туризма на экономику России.
Влияние экономики на туризм. Экономические факторы также оказывают воздействие на туризм.
Основными факторами, положительно влияющими на туризм, являются:
• размер реального дохода — при увеличении реального дохода потребители получают в свое распоряжение больше денег, а если денег оказывается больше, чем это необходимо для финансирования жизнеобеспечения людей, увеличивается спрос на продукцию и услуги туризма;
• распределение дохода ,*тг чем равномернее распределяется доход в обществе, тем больше граждан смогут позволить себе путешествие;
• стабильность валюты Щ если курс доллара высокий, то это не позволяет купить много долларов, и наоборот; при такой ситуации с валютой отдых и поездка российского гражданина в США будут стоить дорого, а поездка американца в Россию станет очень выгодной; колебания обменного курса приводят к тому, что разница цен на одни и те же услуги становится весьма значительной;
• выгодность конъюнктуры, которая выражается в экономическом росте макроэкономических показателей, способствующем развитию всех отраслей экономики, и усиливается в случае государственной поддержки.
Среди базовых факторов, отрицательно воздействующих на туризм, можно назвать:
• экономические и структурные кризисы, которые вызывают спад во всех отраслях национального хозяйства, — эволюция экономики и туризма подтверждает это;
• рост безработицы и снижение заработной платы, которые Приводят к снижению платежеспособности населения; в таких условиях денежные средства тратятся на приобретение товаров первой необходимости, а отдых становится недостижимой роскошью;
• падение курса национальной валюты, приводящее к снижению покупательной способности рубля и, как следствие, к снижению спроса на туры;
невыгодная для туризма конъюнктура, которая проявляется преимущественно в государственной политике, известно, что правовая и финансовая поддержка приоритетных отраслей экономики — Это мощный стимул их развития.
Следует отметить, что взаимное влияние названных экономических категорий позволяет вывести уравнение обмена для определения оптимального уровня взаимного влияния показателей друг на Друга:
Эсов (влияние экономики) = Эсов (влияние туризма).
Уравнение обмена представляется крайне важным, для принятия обоснованных государственных решений в данном секторе экономики в целях избежания взаимного негативного влияния. Так, наряду с позитивными последствиями развития туризма в отдаленных и структурно слабых регионах не следует забывать о негативном воздействии этого межотраслевого комплекса. В конкурентной борьбе за землю, трудовые ресурсы и капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники дохода населения этих регионов. Одновременно нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма, формируется равнодушный, урбанизированный стиль жизни ж монокультура туризма сама подрывает основы своего существования.
Проблема конфликта между необходимостью развития туризма как стимула к существованию отдельных малоразвитых регионов и опасностью насаждения монокультуры решаема путем создания и реализации комплексных государственных программ регионального
Национальный экономический комплекс РФ сформировался эволюционно и в настоящий момент имеет развитую структуру, в составе которой представлен специфический межотраслевой комплекс - туризм, обеспечивающий туристов всем необходимым в путешествии. На современном этапе роль этого комплекса в экономике России незначительна. Но, по оценкам специалистов, его вклад может быть более существенным.
Туризму как межотраслевому комплексу свойственен ряд особенностей, определяющих его экономическую природу: многофункциональность, специфичность технологии и продукта, сезонный характер и др.
Современное состояние туризма — это результат его эволюционных преобразований в соответствии с этапами (циклами) развития экономики России. Состояние туризма характеризуется показателями, образующими единую систему и позволяющими определить роль и место страны в международной системе туристских продуктов и услуг.
Стабилизация макроэкономических показателей, рост доходов населения, развитие транспорта, средств коммуникации и информационных технологий предопределяют развитие туризма. Экономический кризис оказывает существенное негативное влияние на состояние туризма. Синхронность эволюционных изменений в экономике и туризме позволяет сделать вывод о взаимном влиянии названных экономических категорий. Баланс таких взаимоотношений крайне важен для России на современном этапе хозяйствования.
Лекция 2