Монополию перехвачена инициатива.
Предложи оценить, что лучше: один ум или несколько. "Да-
вайте послушаем и других."
Ситуация 5.
Низкая критичность и конформизм в принятии
Всего, что предлагается тобой.
1. Спроси: "Есть ли недостатки в этих предложениях?"
2. Введи специально роль "черного оппонента".
3. Спроси: "Какие негативные последствия возможны?"
или: "Можно ли опровергнуть данные предложения?"
Ситуация 6.
Один из участников совещания применяет приемы
"психологической войны"
(выпады, угрозы и обвинения).
1. Раскрой его тактику, ибо он может и не понимать, что
ведет "бой" и агрессивен.
2. Нарисуй возможные последствия, предупреди, но не уг-
рожай.
3. Не давай оценок его поведения, а лишь описывай его
тактику, отражай, как зеркало.
4. Свои чувства передавай от себя лично: "После ваших на-
падок у меня поднялось давление, и я очень плохо себя
чувствую."
5. Предложи применять его тактику по очереди: "Сначала
вы нападаете, потом я".
6. Постарайся говорить спокойным тоном и быть в уверен-
ной позе.
7. Дай выговориться "агрессору".
8. Нейтрализуй его поведение положительными эмоциями:
"В ярости вы еще красивее (для женщины)" или: "Вы ум-
ный и уравновешенный человек, и, вероятно, есть серь-
езные причины для того, чтобы вы пошли в бой".
9. Переключи его внимание на совет или помощь тебе: 'То,
что вы говорите, очень важно. Вы, вероятно, видите то,
что от нас скрыто. И будет более понятно, если вы спо-
койно объясните, что вам не нравится".
10. Признай свои ошибки, если таковые обнаружатся.
Ситуация 7.
Совещание превращается в разговор на другие темы,
Начались какие-то анекдоты и байки,
Не относящиеся к проблеме.
Все высказывания, уводящие в сторону и не относящиеся к
этапу или теме, останавливай вопросом: 'То, что вы говорите,
относится к нашему разговору (теме) или этапу принятой стра-
тегии?" или: "Поскольку это заслуживает специального разгово-
ра ("Заслуживает"!), а я дорожу вашим и своим временем, то
давайте сначала закончим разговор о..."
Ситуация 8.
Делается попытка опровергнуть то,
О чем говорится на совещании.
1. Не принимай опровержения без доказательств. Потребуй
ясных контраргументов.
2. Нет смысла спорить и опровергать, лучше признавать его
доводы, но дать другой поворот, оттенив негативную
сторону его утверждения, тезиса (прием "Да, но ...").
3. Примени прием "Сократовского диалога": задавай вопро-
сы, на которые ты рассчитываешь получить ответ "да".
4. He раздражайся, не реагируй на мелкие уколы и не оп-
равдывайся.
Ситуация 8.
Делается попытка опровергнуть то,
О чем говорится на совещании.
1. Не принимай опровержения без доказательств. Потребуй
ясных контраргументов.
2. Нет смысла спорить и опровергать, лучше признавать его
доводы, но дать другой поворот, оттенив негативную
сторону его утверждения, тезиса (прием "Да, но ...").
3. Примени прием "Сократовского диалога": задавай вопро-
сы, на которые ты рассчитываешь получить ответ "да".
4. He раздражайся, не реагируй на мелкие уколы и не оп-
равдывайся.
6. Представление о проблеме осталось неясным.
7. Дискуссия шла хаотично.
8. Конфликты, возникшие на совещании, не ослаблены.
9. Разные позиции участников не согласованы.
10. Время и энергия людей были неправильно распределены
между этапами аналитическим (поиск причин и винов-
ных) и конструктивным (поиск путей решения).
11. Принято решение, которое кажется лучшим, хотя и сию-
минутным. Риск его реализации не спрогнозирован.
ТВОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ ДЕНЕГ
Многие руководители считают: а) каждая проблема тре-
бует обдумывания и анализа, б) решение многих проблем лучше
отложить до более удобного времени и в) все это улучшает
качество того, что нужно сделать. Но это все является ми-
фом.
ПОПРОБУЙ СТАТЬ "СИСТЕМЩИКОМ"
5% всех проблем не заслуживают какого-либо решения и не
нуждаются в этом. 80% требуют немедленных решений и дейст-
вий. И только 15% проблем, встающих перед тобой, требуют
индивидуального или группового обдумывания, совещаний,
специальных методов выработки решений и контроля над их
реализацией.
ТРИ ВХОДНЫЕ ДВЕРИ
ПРАВИЛА СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
К ПРОБЛЕМЕ
1. Выдели различные аспекты проблемы: технологические,
экономические, организационные, социально-
психологические, правовые...
2. Ответь на шесть вопросов:
Кто...должен принять решение?
Что... в сущности за проблема?
Где... она может быть решена (место, условия)?
Когда... (сроки, время, продолжительность)?
Как... (способы, методы, приемы, технология)?