Монополию перехвачена инициатива.

Предложи оценить, что лучше: один ум или несколько. "Да-

вайте послушаем и других."

Ситуация 5.

Низкая критичность и конформизм в принятии

Всего, что предлагается тобой.

1. Спроси: "Есть ли недостатки в этих предложениях?"

2. Введи специально роль "черного оппонента".

3. Спроси: "Какие негативные последствия возможны?"

или: "Можно ли опровергнуть данные предложения?"

Ситуация 6.

Один из участников совещания применяет приемы

"психологической войны"

(выпады, угрозы и обвинения).

1. Раскрой его тактику, ибо он может и не понимать, что

ведет "бой" и агрессивен.

2. Нарисуй возможные последствия, предупреди, но не уг-

рожай.

3. Не давай оценок его поведения, а лишь описывай его

тактику, отражай, как зеркало.

4. Свои чувства передавай от себя лично: "После ваших на-

падок у меня поднялось давление, и я очень плохо себя

чувствую."

5. Предложи применять его тактику по очереди: "Сначала

вы нападаете, потом я".

6. Постарайся говорить спокойным тоном и быть в уверен-

ной позе.

7. Дай выговориться "агрессору".

8. Нейтрализуй его поведение положительными эмоциями:

"В ярости вы еще красивее (для женщины)" или: "Вы ум-

ный и уравновешенный человек, и, вероятно, есть серь-

езные причины для того, чтобы вы пошли в бой".

9. Переключи его внимание на совет или помощь тебе: 'То,

что вы говорите, очень важно. Вы, вероятно, видите то,

что от нас скрыто. И будет более понятно, если вы спо-

койно объясните, что вам не нравится".

10. Признай свои ошибки, если таковые обнаружатся.

Ситуация 7.

Совещание превращается в разговор на другие темы,

Начались какие-то анекдоты и байки,

Не относящиеся к проблеме.

Все высказывания, уводящие в сторону и не относящиеся к

этапу или теме, останавливай вопросом: 'То, что вы говорите,

относится к нашему разговору (теме) или этапу принятой стра-

тегии?" или: "Поскольку это заслуживает специального разгово-

ра ("Заслуживает"!), а я дорожу вашим и своим временем, то

давайте сначала закончим разговор о..."

Ситуация 8.

Делается попытка опровергнуть то,

О чем говорится на совещании.

1. Не принимай опровержения без доказательств. Потребуй

ясных контраргументов.

2. Нет смысла спорить и опровергать, лучше признавать его

доводы, но дать другой поворот, оттенив негативную

сторону его утверждения, тезиса (прием "Да, но ...").

3. Примени прием "Сократовского диалога": задавай вопро-

сы, на которые ты рассчитываешь получить ответ "да".

4. He раздражайся, не реагируй на мелкие уколы и не оп-

равдывайся.

Ситуация 8.

Делается попытка опровергнуть то,

О чем говорится на совещании.

1. Не принимай опровержения без доказательств. Потребуй

ясных контраргументов.

2. Нет смысла спорить и опровергать, лучше признавать его

доводы, но дать другой поворот, оттенив негативную

сторону его утверждения, тезиса (прием "Да, но ...").

3. Примени прием "Сократовского диалога": задавай вопро-

сы, на которые ты рассчитываешь получить ответ "да".

4. He раздражайся, не реагируй на мелкие уколы и не оп-

равдывайся.

6. Представление о проблеме осталось неясным.

7. Дискуссия шла хаотично.

8. Конфликты, возникшие на совещании, не ослаблены.

9. Разные позиции участников не согласованы.

10. Время и энергия людей были неправильно распределены

между этапами аналитическим (поиск причин и винов-

ных) и конструктивным (поиск путей решения).

11. Принято решение, которое кажется лучшим, хотя и сию-

минутным. Риск его реализации не спрогнозирован.

ТВОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

Многие руководители считают: а) каждая проблема тре-

бует обдумывания и анализа, б) решение многих проблем лучше

отложить до более удобного времени и в) все это улучшает

качество того, что нужно сделать. Но это все является ми-

фом.

ПОПРОБУЙ СТАТЬ "СИСТЕМЩИКОМ"

5% всех проблем не заслуживают какого-либо решения и не

нуждаются в этом. 80% требуют немедленных решений и дейст-

вий. И только 15% проблем, встающих перед тобой, требуют

индивидуального или группового обдумывания, совещаний,

специальных методов выработки решений и контроля над их

реализацией.

ТРИ ВХОДНЫЕ ДВЕРИ

ПРАВИЛА СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

К ПРОБЛЕМЕ

1. Выдели различные аспекты проблемы: технологические,

экономические, организационные, социально-

психологические, правовые...

2. Ответь на шесть вопросов:

Кто...должен принять решение?

Что... в сущности за проблема?

Где... она может быть решена (место, условия)?

Когда... (сроки, время, продолжительность)?

Как... (способы, методы, приемы, технология)?

Наши рекомендации