Руководитель и подчиненный -
У барьера взаимотребовательности
Руководитель вправе требовать от своего
подчиненного, чтобы он:
анализировал факторы, оказывающие влияние на выполне-
ние задания;
старался свести к минимуму возможные посторонние нега-
тивные влияния;
сам выбирал направление своих действий при выполнении
задания.
Подчиненный может потребовать от своего
начальника, чтобы он:
дал готовое решение;
бывал регулярно на его рабочем месте;
проводил не реже одного раза в неделю совещание с ним и
его коллегами;
объяснял порядок работ по их важности и очередности.
Диагноз: СИНДРОМ «КТО ВИНОВАТ?»
Искать причины того, что случилось, нужно. И они могут
быть разными. Во-первых, некомпетентность твоих людей,
отсутствие способностей у них, нежелание что-то делать.
Во-вторых, обстоятельства: мало материальных и финансо-
вых ресурсов, ненадежная система управления, всякие случай-
ности...
Запомни - на 86% виновны обстоятельства
По статистике, 86% всех отклонений от нормальной
работы происходят по вине обстоятельств и только 14%
относится к людям. Хотя, конечно, за любым обстоятель-
ством, кроме стихийных бедствий, тоже можно найти лю-
дей.
Казалось бы, нужно искать причины там, где они чаще
всего и лежат. Но, увы, наше мышление направлено преж-
де всего на поиск виновных.
Рецепты
* Зафиксируй провал дела, как только обнаружил.
* Предложи тому, кто ищет виновных и жаждет расправы»
с ними, переключиться на обстоятельства: «Была ли воз-
можность выполнить задание? Было ли достаточно для
этого времени, средств, материалов, людей, информа-
ции? Какие были трудности и преграды?»
* 3. Если же причина провала лежит все-таки в людях, то
кто может разделить с ними ответственность за невы-
полнение? «Тому ли человеку было выдано задание?
Располагает ли он необходимыми умениями и знаниями?
Действенны были стимулы? Была ли определена мера и
форма его ответственности?»
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ПООЩРЕНИЯ
Поощрение должно быть: 1) конкретным; 2) непо втори-
Мым; 3) безотлагательным; 4) искренним; 5) 31 исполнение
поручения, задания, работы, за действие или поступок.
Окружающие люди незаменимы
Конечно, такие поощрения стимулируют людей к тому,
чтобы быть и дальше «на уровне»: «Я приятно поражен
тем, как вы выражаете свои мысли на бумаге... Это пре-
красно — иметь рядом кого-нибудь, на кого можно поло-
житься в трудную минуту».
Но человек хочет, чтобы его вклад во взаимоотноше-
ния с тобой был неповторимым. Он хочет быть выделен-
ным из всех остальных. Любой человек и в самом деле
неповторим. И это желание — голос природы, сделавшей
его единственным и уникальным среди себе подобных.
Тезис «Незаменимых нет» — анахронизм. Именно это-
го, конкретного человека никто не заменит. И вклад каждо-
го человека в твою жизнь, в твои дела или твою фирму
уникален и неповторим. Вот из этого и надо исходить, по-
ощряя людей.
СЕМЬ ПРАВИЛ
ДЛЯ НАКАЗАНИЯ ПОДЧИНЕННЫХ
* 1. Реакция на нежелательное поведение работника долж-
на быть немедленной: дотронулся до горячей
плиты, обжегся — и сразу отдернул руку.
* 2. Наказание в первый раз надо сделать таким, чтобы
вторично не пришлось его применять. Как у горячей
плиты: второй раз кто же прикоснется! Общепринятое
постепенное нарастание «дозы» наказания неверно.
3. Наказывать следует за что-то одно (у горячей плиты
обжигаешь одну точку руки). У нас наказывают за все
сразу и всего человека, а не его конкретное поведение.
* 4. Неважно, кто дотрагивается до горячей плиты, резуль-
тат всегда один
аков. Наши руководители иногда наказы-
вают за конкретное поведение одного конкретного чело-
века, а не всех участвовавших.
* 5. Боль обожженного места можно смягчить. Мы же ув-
лекаемся наказанием того поведения, которое нам не
3. Наказывать следует за что-то одно (у горячей плиты
обжигаешь одну точку руки). У нас наказывают за все
сразу и всего человека, а не его конкретное поведение.
* 4. Неважно, кто дотрагивается до горячей плиты, резуль-
тат всегда одинаков. Наши руководители иногда наказы-
вают за конкретное поведение одного конкретного чело-
века, а не всех участвовавших.
* 5. Боль обожженного места можно смягчить. Мы же ув-
лекаемся наказанием того поведения, которое нам не
И никогда не забивай, что для наказания не требуется ни
Милосердия, ни понимания, ни размышления, ни таланта, ни
любви - ничего. «Высечь» человека способен любой <идиот> в