Каково положение старых мужчин и женщин, больного, беременной и кормящей грудью в месяц рамадан?
Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Кто не в состоянии поститься в рамадан из-за старого возраста, как старый мужчина и старая женщина, или кому невыносимо тяжело держать пост, тому дозволенно разговение и является обязательным накормить за каждый пропущенный день одного бедняка (мусульманина). И он должен кормить беднякаполовиной саъ из пшеницы, или фиников, или риса или из прочего того, чем он кормит свою семью. Подобное положение также касается и больного человека, который не в состоянии держать пост, илине надеется на выздоровлениеи которомуневыносимо тяжело поститься. Ибо Всевышний Аллах сказал:«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей»(аль-Бакара,286).
Также Всевышний Аллах сказал:«Не сделал для вас никакого затруднения в религии»(аль-Хадж,87).
Также Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка»(аль-Бакъара,184).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Была ниспослана дозволенность в отношении старого мужчины и старой женщины. Они, которые не в состоянии соблюсти пост из числа старых мужчин и женщин, разговляются и кормят за каждый пропущенный день одного бедняка» («Ируа аль-Галиль» 912).
Положение больного, который не в состоянии соблюдать пост,илине надеется на выздоровлениеи которомуневыносимо тяжело поститься, подобно положению старого человека, неспособного поститься.
Что касается беременной женщины, которая опасается вреда за себя или за свой плод по причине поста, и кормящей грудью, которая опасается вреда за себя или за своего ребенка, то они должны возместить пропущенные дни поста, подобно положению больного, надеющегося на выздоровление, если разговляется.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!».
Источник: Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\160.
Высший совет ученых Саудовской Аравии был спрошен относительно того, если беременная и кормящая грудью опасаются за себя или за ребенка в месяце рамадан и по причине этого они разговляются, то что на них возлагается? Они разговляются, потом кормят за каждый пропущенный день одного бедняка и возмещают пост? Или разговляются, потом возмещают пропущенные дни поста, не кормя бедняков? Или же разговляются, потом кормят за каждый пропущенный день одного бедняка, не возмещая пост? Какое правильное мнение из этих трех мнений?
Высший совет ученых ответил следующим образом: «Если беременная опасается за себя или за свой плод по причине поста в рамадане, то она разговляется и на ней возмещение пропущенных дней поста и все. Ее положение подобно положению больного, который не в состоянии поститься или который опасается вреда за себя по причине соблюдения поста. Всевышний Аллах сказал:«А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»(аль-Бакара, 185).
Точно также и кормящая женщина, если она опасается за себя, когда будет кормить ребенка грудью во время соблюдения поста в рамадане, или боится за своего ребенка, если она будет поститься и не кормить грудью младенца, то она в таком случае разговляется и на ней возмещение пропущенных дней поста и все.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
Источник: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\220.
Шейх аль-Бассам сказал: «Ученые разошлись во мнениях относительно кормящих грудью и беременных. Если они опасаются за свой плод или же за своего грудного ребенка, по причине чего и разговляются, то лежит ли на них обязанность принесения искупления или нет? Имам аш-Шафи’и и Ахмад придерживались того мнения, что на них лежит обязанность принесения искупления, ибо Ибн ‘Аббас относительно аята:«А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка»сказал: «Для старика и старухи, которые неспособны соблюдать пост, установлено разговляться и кормить за каждый пропущенный день одного бедняка, а также для беременной и кормящей грудью, если они опасаются». Абу Дауд сказал: «То есть, опасаются за детей». Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого предания от Ибн Аббаса.
Ханафиты и Маликиты придерживаются того, что кормящие грудью и беременные обязаны возместить пост, не кормя бедняков. Это мнение аль-Хасана, ‘Ата , ан-Наха’и, аз-Зухри, аль-Ауза’и и Суфьяна ас-Саури.
Нет ничего, что указывало бы на обязанность (искупления). Основа - это освободиться от своего долга (обязанности перед Аллахом). Однако достоверно было передано от Ибн ‘Аббаса и Ибн‘Умара относительно беременных и кормящих грудью, что если ониопасаются за себя или за своего ребенка, то они могут разговеться и накормить за каждый пропущенный день одного бедняка, исходя из того, что они входят в категорию людей, о которых говорится в кораническом аяте («А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка»). И неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил суждению Ибн ‘Аббаса и Ибн‘Умара.
Ибн Кайим сказал: «Вынесли решение Ибн ‘Аббас и другие, что кормление бедняков заменяет соблюдение поста».
Шейх Такъид-Дин сказал: «Кормящая грудью и беременная разговляются, возмещают и кормят за каждый пропущенный день одного бедняка… И на этом мазхабе большинство ученых. Они сказали: «Постановление кормления остается в отношении тех, кто не способен поститься». Имам ат-Тирмизи сказал: «Ученые на том, что кормящая и беременная разговляются, возмещают и кормят за каждый пропущенный день одного бедняка»».
Источник: «Шарх Булугъ аль-Марам» 2\227-228.
Высший совет ученых Саудовской Аравии также был спрошен относительно того, что некая женщина, достигшая преклонного возраста, которая прикованная к постели и не в состоянии подняться даже для того, чтобы исправить свою (большую и малую нужду), соблюдает ли она намазы и посты в рамадане?
Совет ученых Саудовской Аравии ответил: «Если ее положение такое, как было упомянуто, и она разумна, которая правильно может совершить намазы, то для нее обязательным является соблюдение пяти предписанных молитв согласно своей возможности, даже если посредством знака (головы), исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей»(ат-Тагабун,16). Также из Его слов:«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей»(аль-Бакара,286). Также это согласно словам Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям):«Если я повелеваю вам что-либо, то совершайте это по мере своих возможностей».Также согласно словам его, которые он сказал ’Имрану ибн Хусайну (да будет доволен им Аллах):«Совершай молитву стоя, но если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то лежа на боку». Передал этот хадис имам аль-Бухари. Имам ан-Насаи, с достоверной цепочкой передачи, добавил к этому:«А если не сможешь, то совершай молитву лежа во всю длину». Если она в состоянии соблюдать пост в рамадане, то постится. Но если для нее является тяжелым соблюдение поста, то она кормит за каждые пропущенные дни одного бедняка, не возмещая эти дни…
Что касается того, если она не соображает, то нет на ней ни намаза, ни поста.
Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
Источник: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\165.
Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Тот, кто болен, совершает намаз согласно своему положению и по мере своей возможности.Молится стоя, но если не сможет, то сидя, а если не сможет и этого, то совершает намаз лежа на боку, делая знак головой, если сможет. Если не сможет даже сделать знак глазами, тогда как он еще соображает, то намеревается в сердце своем на то или иное действие намаза и произносит поминание языком. Например, говорит: «Аллаху Акбар». Затем читает суру «фатиха и одну суру». Затем произносит: «Аллаху Акбар», намереваясь в сердце своем на то, что он стоит в положении руку’ (поясного поклона). После чего произносит: «Сами’ал-Лаhу лиман-хамидаh», намереваясь в сердце своем на то, что он поднялся из положения руку’. Затем точно также он делает в положении суджуд (земного поклона) и в остальных намазах. Намеревается на то или иное действие намаза, которое не в состоянии совершить. Намеревается в своем сердце и не запаздывает с намазом от его установленного времени». Источник: «Китабуль-'ильм», стр. 56.