Должны ли все мусульмане во всех уголках мира начинать поститься и завершать его по причине того, что некое государство увидело новолуние?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ученые разошлись во мнениях относительно того, что если увидят новолуние в какой-либо мусульманской стране, то обязывает ли это всех мусульман, живущих во всех уголках мира, поступать согласно с этойзрительной фиксацией луны?
Некоторые ученые сказали, что они обязаны поступать в соответствии с этойзрительной фиксацией луны. И приводили они в качестве довода обобщенные слова Всевышнего Аллаха:"Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься"(аль-Бакара,185).
А также слова Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям):"Когда увидите новолуние, то начинайте поститься". И они сказали, что это обращение является обобщенным для всех мусульман. И общеизвестно, что здесь не подразумевается, что каждый мусульманин сам лично должен увидеть эту луну, поскольку подобное невозможно, а здесь имеется в виду то, что если ее увидит тот, по причине видения которого устанавливается наступление нового месяца. И это является обобщенным для всего мира.
Другие же ученые сказали,что если отличается выход новолуния, то для каждой местности свое видение. Но если же не отличается, то, воистину, является обязательным для тех, кто не увидел новолуние, последовать той местности, которая соответствует с ними в выходе новолуния, если они зрительно зафиксировали луну. А в качестве доказательства они привели те же доводы, что и первая группа ученых….
Также они сказали, что ежемесячное исчисление подобно ежедневному исчислению. Как в странах отличается ежедневное время относительно поста и разговения, точно также обязательно отличается ежемесячное время относительно наступления рамадана и завершения его. И общеизвестно, что различие ежедневного времени имеет свое воздействие, и никто не оспаривает это. Те, кто проживают на востоке, начинают с утра держать пост прежде тех, кто живет на западе, так же, как и разговляются прежде них. Если мы утверждаем, что отличается ежедневное исчисление, то совершенно точно также отличается ежемесячное исчисление.
Невозможно, чтобы кто-нибудь сказал, что слова Всевышнего Аллаха: "Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи"(аль-Бакара 187), также слова Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям):"Если наступит ночь отсюда (и он указал на восток), а день уйдет сюда (и он указал на запад) и наступитночь (которая наступает с закатом солнца), то постящийся приступает к разговению", - являются обобщенными для всех мусульман, живущих во всех уголках мира!
[Прим. переводчика: Т.е. шейх хочет заострить наше внимание на том, что в каждой местности различается наступление рассвета и ночи, которая наступает с закатом солнца, так как Аллах повелел есть и пить до наступления рассвета. И это не означает, что если в какой-нибудь стране наступил рассвет, то значит, все мусульмане во всем мире должны прекратить есть и пить. Нет, ибо во всем мире наступление рассвета различается].
И точно также мы говорим относительно обобщенных слов Всевышнего Аллаха:"Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься"(аль-Бакара,185). И относительно слов Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям):"Когда увидите новолуние, то начинайте поститься, и когда увидите его, то прекращайте".
И это мнение, как вы заметили, является сильным согласно текстам Корана и Сунны, а также в соответствии с правильным пониманием и верной аналогии. А именно сравнение ежемесячного исчисления с ежедневным исчислением.
Некоторые же ученые сказали,что этот вопрос возвращается к правителю. Когда правитель объявит о наступлении рамадана и его завершении, тогда какон опирается на шариатское постановление в этом вопросе,то поступают в соответствии с этим, дабы люди не разногласили и не разделялись, находясь под одним правителем. И в качестве довода они приводили следующий обобщенный хадис:"Поститесь тогда, когда начинают поститься все, и прекращайте поститься, когда прекращают все" (Абу Дауд,2344, ат-Тирмизи 697, Ибн Маджах, 1660 и др.).
А также есть и другие мнения, о которых упоминали ученые, передавая разногласие в этом вопросе».
Источник: "Китаб ад-Даъуа (5) 2\152-156.