Основные типы консультационных

Организаций

Причина наличия многих типов консультационных организаций заключается в разнообразии клиентов и рынков, оказываемых техни-кских услуг, применяемых доходов и участвующих личностей [5]

Крупные многофункциональные консультационные фирмы. Фирма в которой работает несколько сотен профессионалов, может счи-

таться крупной. Большинство таких фирм — многофункциональ­ные, имеющие филиалы в 20 и более странах. Их размеры позво­ляют иметь дело с самыми различными клиентами и наисложней­шими проблемами; их иногда называют «фирмы по управленческо­му консультированию с полным набором услуг». Они предпочитают обслуживать крупных клиентов и стараются демонстрировать осо­бые умения, которые отличают их от других фирм, например обла­дание особым опытом в определенной отрасли или наличие отде­лов, специализирующихся по отраслям.

Службы консультации руководства крупных бухгалтерских фирм. Такие службы, образованные как подразделения крупных бухгал­терских фирм, очень похожи на крупные многофункциональные консультационные фирмы по размеру, уровню и широте специаль­ных знаний. Их подчиненное положение дает преимущества в от­ношении как специальных знаний, так и получения заказов, неко­торые из них подчеркивают, что хотят выполнять не любые зада-] ния, а лишь те, «которые можно ожидать от профессиональной бух галтерской фирмы, пользующейся высокой репутацией».

Малые и средние консультационные фирмы. Эта группа охватываем различные организации, в которых работает от нескольких консуль тантов до 50—100. Чаще всего они занимаются: общим управленче-ским консультированием мелких и средних фирм ограниченной] географической области; специальным управленческим консульти-рованием в одной или нескольких технических областях, таких, как] корпоративная стратегия, управление кадрами, оценка сложности!] работы, системы управления производственным процессом, марке-тинг, управление сбытом, управление офисом и т.д.; строго специа-лизированнои деятельностью в одной или нескольких отраслям промышленности или сферы услуг, например в городском транс-порте, текстильной промышленности, печатном деле, страховании. 1

Организации, оказывающие специальные технические услуги. Ряд организаций, обычно созданных специалистами в области матема тики, электронно-вычислительной техники, исследования операции и эконометрики, предлагают специальные стратегические услуги в] таких областях, как моделирование, стратегические исследования прогнозирование потребительского спроса, анализ и проектирова-ние систем, автоматизация заводов и офисов и др.

Консультативные подразделения в управленческом учреждении. Чтобы развить местные службы по управленческому консультирова нию, связать преподавателей и инструкторов по проблемам управ ления с практическим миром, ряд институтов и центров по изучении проблем управления и повышения эффективности создали консуль тативные службы в частных и государственных организациях.

Одиночные консультанты. Несмотря на конкуренцию и агрес-сивный маркетинг со стороны более крупных организаций, интерес

к работе с независимыми консультантами сохраняется. Это могут быть универсалы, которые подчеркивают свой широкий опыт в об­ласти управления, решения проблем и бихевиоризма, или. специа­листы, работающие в узкой технической области. Их сила — высо­ко индивидуализированный и гибкий подход, который сложнее применять более крупной консультационной фирме. Большинство из них консультируют мелкие предприятия, но даже крупные орга­низации иногда обращаются к одиночным консультантам по поводу небольших заданий в определенной функциональной области или по конкретному предмету.

Консультирующий профессорско-преподавательский состав. В то время как одиночный консультант зарабатывает себе на жизнь кон-

|

сулътированием, имеются профессора — специалисты в области управ­ления, лекторы, инструкторы и научные работники, основное заня­тие которых не консультирование, но они им занимаются, причем (довольно регулярно. Они могут браться за выполнение длительных проектов и освобождаться для этого от основной работы на не­сколько месяцев или прямо на месте давать советы по управлению, которые важны, но не требуют много времени. Нетрадиционные источники услуг по консультированию. В послед­ние годы появилась новая группа лиц, оказывающих услуги по управ­ленческому консультированию. Эта группа весьма неоднородна, но обладает одной общей характеристикой: консультирование не явля­ется ее первоначальной и основной функцией, а рассматривается как выгодное дополнение к другим продуктам и услугам. В эту груп­пу в числе прочих входят:

• поставщики и продавцы компьютеров и средств связи;

• фирмы, поставляющие программное обеспечение;

• коммерческие и инвестиционные банки, маклеры, страховые
и другие компании в финансовом секторе;

• поставщики оборудования и проектов «под ключ» в области
энергетики, транспорта, водоснабжения, орошения и других
коммунальных служб;

• многие иные организации, которые превратили свои внутрен­
ние группы по управленческим услугам во внешние
консультативные службы.

По мере развития общества и ускорения темпов научно-техни­ческой революции в менеджменте роль управленческого консульти-рования становится все более существенной, и оно прочно входит в структуры экономических моделей развитых государств — США, ФРГ, Великобритании, Швеции, Франции. Опыт работы консуль-пштов различных стран свидетельствует о наличии единых концеп-гуальных основ управленческого консультирования. Однако специ­фика менеджмента каждой страны вносит в теорию и практику УК

правленческое консультирование



нечто свое, особенное, характерное для конкретной управленческой культуры. Так, консультанты из Франции придают особо важное значение методам воздействия на работников предприятия, поискам эффективного стиля общения с заказчиком и являются сторонника-ми долгосрочного консультирования. Определенные особенности присущи УК европейских и азиатских стран.

Для консультационных организаций США, также характерно многообразие форм:

1) крупные международные фирмы с множеством отделений по стране, консультирующие управляющих частных и правительствен­ных учреждений, в том числе за рубежом, по широкому кругу во­просов («Буз Аллен Энд Гамильтон», «Мак Кинзл» и др.);

2) бухгалтерские фирмы (типа «Артур Андерсон») с отделениями по управленческому консультированию, специализирующиеся на раз­личных количественных методах управления с использованием ЭВМ;

3) функционально-ориентированные фирмы (по организации оп­латы труда, разработке систем стимулирования труда и т.д.);

4) организации, действующие в пределах какой-либо отрасли (сфера услуг, пищевая промышленность);

5) фирмы, работающие по контракту с правительственными и общественными организациями (в составе много бывших государ­ственных чиновников);

6) «фабрики мысли» типа Стенфордского института «РЭНД кор-3 порейшн» и др. (предлагают новые подходы к решению различных проблем и обладают высочайшей квалификацией);

7) региональные и местные фирмы, исчисляемые сотнями (ра­ботают с постоянной клиентурой, у работников большой практиче­ский опыт и возраст);

8) фирмы, состоящие из одного консультанта, который работает, например, в одном из университетов (в 70—80-х гг. более 50% про-; фессоров занимались консультированием);

9) аудиторские фирмы, которые кроме периодических независи­мых бухгалтерских ревизий оказывают консультационные услуги BJ области бухучета, менеджмента, налогообложения, маркетинга и др.; ]

10) «инкубаторы новых фирм», занимающиеся «выращиванием*
предпринимателей (таковыми становятся центры развития бизнеса
и предприятий, региональные технологические и инновационные
центры при университетах, крупные корпорации и т.п.), консульти­
рование сопровождает весь «инкубационный» период.

Если многообразие форм управленческого консультирования I США избрать в качестве эталона, то в странах Восточной Европь наиболее неразвитыми будут такие организационные формы, ка! бухгалтерские фирмы (2), фирмы, работающие по контракту с npal вительственными и общественными организациями (5), «фабрики мыс-

ли» (6), «инкубаторы новых фирм» (10), аудиторские фирмы (9). Это означает, что существуют «консультационные ниши», заполнить ко­торые необходимо в процессе формирования нового хозяйственно­го механизма и совершенствования инфраструктуры управленческо­го консультирования.

В нашей стране истоки управленческого консультирования, как мы уже говорили, берут начало в концепции научной организации труда (НОТ) 20—30-х гг., когда Институт техники управления при Наркомате РКИ занимался консультационной деятельностью. За­тем такого рода деятельность как специфическая и самостоятельная была упразднена, а ее возрождение началось в 60-е гг. В качестве консультантов тогда выступали специалисты ряда экономических, академических институтов и вузов страны.

В нашей стране хорошо известна лаборатория управленческого консультирования Института экономики и организации промыш­ленного производства СОРАН г. Новосибирска (руководит ею док­тор экономических наук В.Ф. Комаров). Само появление такой ла­боратории в академическом институте как реакция на преодоление трудностей освоения научных разработок ИЭ и ОПП СО АН СССР и народном хозяйстве свидетельствовало о нетрадиционном подходе к поиску новых форм реализации инноваций, позволяющих опера­тивно переходить от теоретизирования к практической апробации. Лаборатория не только практиковала, но и проводила большой объ­ем научных изысканий по проблемам менеджмента, совершенство­вания хозяйственного механизма, координировала работу различ­ных консультационных организаций страны.

В годы реформ почти во всех крупных городах России появи­лось множество консультационных организаций. Опыт управленче­ского консультирования в этих фирмах нарабатывается, однако уже достаточно актуален вопрос о консолидации консультантов, коорди­нации их деятельности и управлении процессом УК, которое полу­чает все большее развитие в стране.

Таким образом, исторический опыт развития управленческого консультирования как за рубежом, так и в России представляет со­бой, во-первых, исходную эмпирическую основу, включающую со­лидный и разнообразный материал по УК, а во-вторых, исходную теоретическую основу в виде понятийного аппарата, отражающего основные аспекты исследуемого объекта.

В настоящее время УК в России находится на такой стадии, ко­гда отрабатывается логика теории, т.е. набор правил в рамках этой теорий. Управленческому консультированию предстоит преодолеть сложившееся отставание — главным образом путем высокой само­организации, взаимодействия и интеграции с УК зарубежных стран и практического вклада в создание теории управленческого кон­сультирования.

Перечислим характерные признаки деятельности по УК, отли­чающие его от договорной деятельности, широко распространенной ранее в России:

• выбор модели, системы управления клиентской организации;

• приглашение консультанта или группы консультантов, вла­деющих специальными средствами эффективного освоения инноваций;

• наличие инновационной триады «новация — УК — нововве­дение»;

• производство интеллектуального товара и манипулирование им;

• активное взаимодействие и соучастие консультанта и клиента на всех этапах УК;

• активное участие в УК первого руководителя клиентной ор­ганизации;

• коллективный поиск решений тупиковых задач;

• широкое использование СМД-методологии (системомыследея-тельностной);

• обязательное проведение глубокой диагностики и широкого | обучения клиентной организации;

• использование всего арсенала активных методов обучения; (деловая игра, ролевые тренинга и др.);

• многовариантность вырабатываемых решений и их оптими-j зация;

• необходимость принимать во внимание эмоционально-психо- j логическую среду в процессе УК.

Опыт отечественного и зарубежного УК, личный опыт авторов свидетельствуют о том, что на практике жизнеспособны формы дея~\ телъности, порожденные самой жизнью, и формы деятельности, адап-1 тированные к практике с помощью специальных технологий. Различие] и многообразие УК исторически вызвано сложностью и многообра-» зием видов управленческой деятельности, и поэтому на основе этой* типологии следует конструировать механизмы реализации нововве­дений, учитывая специфику клиентской организации и ориентацию; потоков управленческих воздействий.

Специфика УК состоит в том, что оно делает предметом управ-! ления управленческую инновацию как часть единого процесса, в; которой происходит взаимодействие встречных потоков управленН ческих воздействий. Особенности управленческих воздействий обоих] субъектов управления состоят в следующем:

• воздействие со стороны консультантов на объект управлен1 осуществляется только через пространство УК;

• поскольку основной вид УК — это консультирование процесн са, то воздействие на блоки «стратегия», «тактика», «мотивам ция» клиента осуществляется опосредованно, т.е. через работ--

ников самой же организации или службой внутренних коп сультантов;

• противодействующие потоки управленческих воздействий, вы явленные в процессе консультирования, анализируются, и на этой основе определяются направления совместного движения;

• управленческие воздействия на каждый из трех блоков объек­та управления осуществляются с учетом специфики объектов и этапа УК;

• потоки управленческих воздействий взаимодействуют друг с дру­гом, и это взаимодействие через обратные связи оказывает взаим­ное влияние на «стратегию», «тактику», «мотивацию» субъектов.

Таким образом, необходимость разработки оргтехнологий УК, учитывающих все многообразие типологии и других аспектов дея­тельности консультанта и клиентной организации, — чрезвычайно актуальная задача, требующая научной разработки и практической апробации.

Наши рекомендации