Оценка интенсивности конкуренции

Интенсивность конкуренции – важнейшая характеристика уровня активности конкурентной среды.

Степень конкуренции различна на разных рынках и зависит от:

- количества продавцов и покупателей;

- наличия и доступности достоверной информации;

- возможности легкого доступа на рынок для других предприятий;

- степени однородности товара.

Согласно теории американского экономиста, профессора Гарвардского университета М. Портера конкуренция, в том числе и на мировом рынке – это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянное обновление технологии. Он выделил пять сил конкуренции, которые создают конкурентный климат и определяют уровень прибыли в отрасли.

Это:

1) проникновение новых конкурентов;

2) угроза появления на рынке товаров-субститутов (товаров- заменителей), произведенных по иной технологии;

3) возможности покупателей;

4) возможности поставщиков;

5) соперничество между компаниями, уже укрепившимися на рынке.

Угроза появления новых конкурентов выражается в снижении общего уровня прибыльности отрасли, потому что новые предприятия входят в отрасль с дополнительными производственными мощностями, что вызывает рост предложения и уменьшение цен. Существуют определенные препятствия для проникновения на рынок новых конкурентов. Но тем не менее угроза проникновения новых конкурентов высока. Например, поставщики импортной сельскохозяйственной продукции стремятся отвоевать доли рынка у отечественных предприятий аграрного сектора, что ужесточает конкуренцию.

Появление товаров-субститутов ограничивает возможности получения прибыли в отрасли, устанавливая потолок цен, которые могут запросить предприятия за свою продукцию. Но благодаря тому, что альтернативы зерну, как натуральному продукту нет, мы считаем, что угрозу появления товаров-заменителей можно не принимать во внимание.

Крупные покупатели или поставщики, в процессе торговли, могут навязывать предприятиям отрасли невыгодные сделки, что вызывает снижение прибыли. В сельском хозяйстве покупатели продукции (в основном мощные перерабатывающие предприятия, например, элеваторы), как и поставщики техники или удобрений (крупные машиностроительные и химические предприятия), сильнее сельскохозяйственных предприятий. Такое неравенство сил приводит к тому, что цены на потребляемую в аграрном секторе промышленную продукцию растут быстрее чем цены на сельскохозяйственную продукцию, а это снова сокращение прибыли.

Компания может сама определить свои сильные и слабые стороны, анализируя силы, которые влияют на конкуренцию в данной отрасли, и причины, лежащие в их основе. При обострении конкуренции предприятиям отрасли приходится увеличивать затраты на рекламу и маркетинг, вкладывать крупные суммы в обновление производственных мощностей.

Названные элементы конкурентной среды действуют совместно и меняют уровень интенсивности конкуренции. Среди факторов, определяющих интенсивность конкуренции действующих на рынке компаний М. Портер, в первую очередь, отмечает «большое число конкурентов или примерное равенство их сил.

Г.Л. Азоев, в оценке взаимодействия факторов конкурентной среды, также рассматривает характер распределения рыночных долей между конкурентами. Второй фактор – это темпы роста рынка; и третий – рентабельность рынка.

По мнению ученых, занимающихся этой проблемой «наибольшая конкурентная активность наблюдается при примерном равенстве долей». Потому что в этом случае часто совпадают стратегии предприятий и это приводит при «равномощности предприятий» к конфликтному состоянию рынка, а интенсивность конкуренции повышается. На конкурентном рынке производитель продукции стремится к получению наибольшей прибыли. Поэтому, прежде всего, предприятие старается увеличить свою долю в общем объеме продаж. Доля предприятия в общем объеме согласно экономической теории, зависит от:

- числа конкурентов;

- соотношения спроса и предложения;

- конкурентоспособности предприятий;

- конкурентоспособности продукции.

С помощью "изменения степени сходства рыночных долей конкурентов" через коэффициент вариации определяется интенсивность конкуренции, под влиянием первого фактора из перечисленных выше трех.

ИД= 1 – Б(Д) / Дср, (1)

i = 1, … , n

где ИД– интенсивность конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, измеренная на основе оценки степени сходства долей конкурентов;

Б(Д ) /Дср– коэффициент вариации рыночных долей (Дi) конкурентов;

Б(Д) – среднеквадратическое отклонение Дi;

Дср– среднее арифметическое значение Дi;

n – количество предприятий на рассматриваемом товарном рынке.

Развитие спроса и предложения во времени может быть выражено в темпах роста объема продаж. При измерении интенсивности конкуренции это необходимо учесть. "Высокие темпы, например, на быстро развивающихся рынках, обеспечиваемые растущим спросом и предложением товаров, отодвигают на задний план многие проблемы, в том числе и конкуренции. Происходит это, главным образом, из-за того, что увеличение рыночных долей предприятий происходит не за счет конкурентов, а за счет увеличения количества потребителей или объемов (кратности) покупок уже существующим потребителям. В этой ситуации интенсивность конкуренции падает".

Основываясь на практике бизнеса, распределяются значения показателя интенсивности конкуренции, учитывающего темпы роста объемов продаж на рассматриваемом рынке (ИТР) в диапазоне от 70% до 140%.

ИТР= 1 – (Тр– 70) / (140 – 70), (2)

где Тр– годовой темп роста объема продаж на рассматриваемом товарном рынке без учета инфляционной составляющей, %.

По мнению Л.Г. Азоева, рынок с высокой рентабельностью (Рр) характеризуется превышением спроса над предложением. "Чем выше рентабельность, тем меньше давление конкурентной среды и, следовательно, ниже интенсивность конкуренции и, наоборот". Данный вывод может быть обобщен в виде формулы:

Ир= 1 – П / Ф = 1 – Рр, (3)

где Ир– показатель интенсивности конкуренции, учитывающий уровень рентабельности рынка.

П – совокупная прибыль;

Ор– общий объем продаж.

Уровень рентабельности, при котором становится возможным расширенное воспроизводство, по мнению многих экономистов, в среднем равен 15-20%. Тогда формула примет вид:

1) Ир= (1-Рр) + (20 / 100 – Рр), (4)

или

2) Ир= (1-Рр) х (1 + (20 / 100 –Рр)), (5)

Практика конкуренции показывает, что большинство изменений конкурентной среды находит отражение "в динамике рыночных долей конкурентов, темпах роста и рентабельности рынка", поэтому "для удобства проведения сравнительного анализа интенсивности конкуренции на различных рынках (сегментах рынка) и оценки их привлекательности (с точки зрения конкурентной активности) представляется полезным оперирование обобщенной характеристикой интенсивности конкуренции.

оценка интенсивности конкуренции - student2.ru (6)

где Ик– обобщенный показатель интенсивности, 0 ≤ Ик≤ 1".

Для определения интенсивности конкуренции мы предлагаем учесть также влияние качества продукции. Если продукция будет примерно одинакового качества, интенсивность конкуренции возрастет, так как потребителю все равно у кого ее приобретать. Чем сильнее различия в качестве продукции, тем ниже интенсивность конкуренции, так как продукция высокого качества, являясь более конкурентоспособной, будет реализовываться в первую очередь. Предприятия, имеющие продукцию с низким качеством, понесут потери, а интенсивность конкуренции в целом снизится.

Влияние качества на интенсивность конкуренции определим используя известный коэффициент вариации.

, (7)

где Q интегр.– произведение коэффициента зачета /Q1/ и коэффициента, выражающего отношение зерна в весе после доработки к зерну в первоначально оприходованной массе (Q2);

Qср– среднее качество зерна по совокупности сельскохозяйственных предприятий;

n – число предприятий.

Теперь обобщающий коэффициент интенсивности конкуренции можно рассчитать по формуле:

оценка интенсивности конкуренции - student2.ru , (8)

Обобщенный показатель интенсивности конкуренции изменяется в пределах от 0 до 1. Необходимо отметить, что представленные факторы не исчерпывают все возможные направления влияния конкурентной среды на интенсивность конкуренции.

В итоге, основное значение конкуренции, с различным уровнем интенсивности, в активной ориентации предприятий на повышение конкурентоспособности своей продукции, вызывающей функционирование и развитие рыночной экономики.

Наши рекомендации