Закономерности мировоззренческого сдвига

А теперь посмотрим, какие закономерности МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА позволяет показать данный пример. Для этого разберем его, глядя на схему (1).

Сам МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СДВИГ происходит под действием ПОТРЕБНОСТИ, под действием необходимости совершать какое-то ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОЕ ДЕЙСТВИЕ. В нашем примере – это потребность в счете.

Верхняя ломаная линия, ее высота, обозначает степень сложности и трудности, величину затрат, необходимый уровень абстрактно-логического мышления и т.д. для удовлетворения ПОТРЕБНОСТИ, для выполнения ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОГО ДЕЙСТВИЯ, связанного со счетом.

Линия имеет ряд характерных участков.

ПЕРВЫЙ.

На этом участке, на этом этапе развития, общественная ПОТРЕБНОСТЬ удовлетворяется. Каким-то особым тормозом удовлетворению потребности сама система еще не стала. В нашем примере с римскими цифрами, пусть хоть и через 15 лет, но отобранные ученики приобретали способность к счету, и таких обучившихся хватало на все ПОТРЕБНОСТИ тогдашнего общества в счете. То есть, они успевали просчитать все, что было нужно для общества того времени.

ВТОРОЙ участок.

Трудности для общества нарастают. Постепенно приходит осознание (часто интуитивное), что все тормозит старая система удовлетворения потребности. Конечно же, такое понимание возникает у наиболее подготовленных к его восприятию людей. У остальной же части общества в это время может возникнуть глухое раздражение, недовольство. В самом обществе на этом фоне начинает формироваться "инстинкт поиска".

ТРЕТИЙ участок.

Появляются предложения по удовлетворению старой ПОТРЕБНОСТИ новыми способами. В это время обычно быстро множатся новые ПОНЯТИЯ и ПРАВИЛА и также быстро умирают, давая жизнь новым, которые, в свою очередь, уступают место еще более новым и совершенным. Обратите внимание, что третий участок имеет вид почти вертикальной линии, так стремительно на этом этапе идет развитие и внедрение новой системы, ее совершенствование прямо по ходу внедрения.

Самый нижний конец этой линии мы отметим тонкой вертикальной линией и назовем ее ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА. Потому что в этой точке, в основном, прекращается рождение и смерть новых ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ. Какие-то самые удачные остаются жить, удовлетворяя старую ПОТРЕБНОСТЬ на принципиально новом уровне. Из них и складывается новая система ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ, а значит, и ДЕЙСТВИЙ по удовлетворению потребности.

ЧЕТВЕРТЫЙ участок.

За ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА начинается четвертый участок, где уже сложилась новая система, в которой, благодаря новой системе ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ, трудное стало простым, сложное – доступным. Попробуй, овладей римской системой исчисления! Кто будет кормить и одевать тебя, пока ты учишься? А вот арабской системой можно овладеть даже как бы "между делом" вечерами, в перерывах работы и т.д.

За ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА в обязательном порядке приживаются новые обитатели ТОНКОГО МИРА, в виде новых ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ, которые связываются между собой в единое полезное целое. В нашем примере это новые ЦИФРЫ 1,2,...9,0 и новые очень простые ПРАВИЛА арифметических действий.

Кроме простоты и доступности, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СДВИГ дает принципиально новые возможности. Новая простота позволяет решать такие задачи, которые невозможно было решать раньше. Например, с введением той же системы арабских цифр, сильнейшим образом двинулась вперед теория чисел. Следом начали интенсивно развиваться и другие области человеческой деятельности, связанные с вычислениями, например, астрономия, а значит и навигация. Это дало толчок торговле и связанному с ней развитию промышленности. Число пришло на помощь к строителям и ремесленникам, к политикам и простолюдинам. Это происходит по той причине, что новые ПОНЯТИЯ и ПРАВИЛА для освоения требуют меньшего количества ступеней обобщения, потому и доступны большему количеству людей, а освободившиеся верхние ступени мозг может использовать для новых, более мощных абстрактно-логических построений, опираясь на новые ПОНЯТИЯ и ПРАВИЛА.

За ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА резко падает влияние старых авторитетов и догм. Отсюда еще одно СЛЕДСТВИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА – это борьба старых и новых идей. Непростая вещь! Нужно помнить, что как у старых, так и у новых идей и ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ, есть свои носители, живые люди. И эти конкретные живые люди, владеющие мастерством применения идей на практике, в жизни, естественно, выигрывают или проигрывают в зависимости от того, на каких (здесь можно даже сказать на чьих) идеях начинает базироваться деятельность всего общества.

В случае МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА все общество в целом обязательно выигрывает, но те, кто имел особое положение и даже привилегии при старой системе ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ, при новой, как правило, в чем-то проигрывают, или морально, или материально, или даже так и так вместе. Например, чтобы знать, что 2х2=4, а 25х25=625, никакой авторитет не нужен. А ведь вполне возможно, что во времена господства римской системы исчисления, это было трудностью. И лучшие, добавим, честные вычислители и авторитет имели высокий, и гонорары тоже.

Ведь большинство населения не владело искусством вычислений и вынуждено были обращаться со своими задачами к профессиональным вычислителям. Население также не могло проверить, точны или нет их расчеты, оставалось только верить или не верить авторитетам. А ведь с точностью вычислений были связаны очень жизненные вещи, например, величины налоговых выплат, процентных платежей по займам у ростовщика... И, конечно, можно предположить, что авторитет вычислителей был высоким.

А теперь войдите в их положение, когда новая, доступная буквально всем система арабских цифр начала свое шествие.

Само собой разумеется, что старые авторитеты не сдают своих позиций без сопротивления! Но в конечном итоге в такой борьбе побеждают новые идеи. И происходит это не потому, что "старые" авторитеты "понимают" и обращаются в "новую веру". На такое способны, видимо, лишь очень немногие. Часто даже гении в таких условиях пасуют и защищают устаревшие ПОНЯТИЯ и ПРАВИЛА.

Новая система побеждает тем, что в силу выгод и удобств, своей простоты и наглядности, меньших требований к уровням обобщения и уровню абстрактно-логического мышления становится доступной всем. Люди в силу этих причин овладевают ею в обход авторитетов, не прибегая к их помощи, и вопрос об авторитетах отпадает сам собой.

Строго говоря, все решает практика. В такой борьбе (ее полностью не избежать!) новая система, лежащая за ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА, проверяется, уточняется и закрепляется в общественном сознании. Навсегда? Нет, конечно! Та же потребность в счете, что вызвала к жизни арабскую систему исчисления, создала и двоичную, благодаря которой мы имеем ЭВМ. А в процессе их совершенствования возникли и другие системы. Процесс бесконечен. Важно, чтобы были условия для его продолжения.

НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА

Для закрепления самого понятия МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА, для развития умения его различать, рассмотрим еще несколько примеров.

1. На изучение квадратных уравнений, свойств их корней в школьной программе отводится несколько часов и что-то около двух недель в учебном процессе. А теперь, уважаемый читатель, попробуйте вспомнить теорему Виетта, которая касается свойств квадратных уравнений! Трудно вспомнить?! Что сделаешь! Так и должно быть. Мы же их изучали "по-старому".

А вот советский учитель из-под Полтавы Шаталов в области обучения совершил МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СДВИГ, то есть он ввел новые ПОНЯТИЯ и новые ПРАВИЛА обучения, которые составили единое целое. И какое полезное! Почти по всем предметам время обучения с использованием метода Шаталова сокращается иногда в 10-20 и более раз! Те же самые квадратные уравнения, от упоминания о которых у многих, наверняка, свело в тоске губы, Шаталов дает своим ученикам за 15 ... минут! Всего 15 минут! Это вместо двух недель! Дает, да так дает, что на всю жизнь!

2. Другой пример. Пьет и спивается человек. Себе не рад. Готов, что угодно отдать, лечь под нож, лишь бы только стать трезвым, освободиться от власти дурмана. Проходят годы, рушится и утекает сквозь пальцы сама жизнь, усилия родных и врачей уходят, словно в песок. А вот занятия по системе Г.А.Шичко за 10 дней (при условии хотя бы слабого желания) освобождают человека от табачно-алкогольной зависимости. Помогает метод освободиться и от других вредных привычек. Всего десять дней, точнее десять занятий по три часа каждое. Да, правильно, и здесь не обходится без мировоззренческого сдвига. На занятиях люди осознанно постигают новые ПОНЯТИЯ и ПРАВИЛА, постигая образующуюся при этом, единую, полезную систему трезвой жизни.

3. Еще пример. Имеется проблема изготовления точных и очень чистых штоков и цилиндров для различных гидравлических приводов. Имеется и зарубежное решение ее – станок стоимостью около миллиона долларов, для установки которого требуется отдельное здание, постоянная температура и прочее. Проблема попадает в руки советских инженеров и изобретателей. И они ее решают, создав устройство ценой всего лишь в 625 рублей (в ценах 1982 года). На ВДНХ это устройство возили в обыкновенном чемоданчике типа "дипломат", а установить его можно на любой токарный станок! Естественно, что и здесь не обошлось без МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА – были выработаны новые ПОНЯТИЯ и новые ПРАВИЛА, и появилось великолепное техническое решение.

Говорят, чтобы что-то хорошо спрятать, нужно это "что-то" положить на самое видное обыденное место. Шутка имеет реальную основу. Многое из того, то имеется в избытке, мы не замечаем. Так мы не замечаем воздух, которым дышим, здоровье, пока имеем..., бывает, настоящих друзей не видим...

Явление МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА чрезвычайно распространено в окружающем нас мире, и может быть, именно это, в сочетании с малыми навыками АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, мешает нам его видеть и извлекать из этого пользу. Новые теории, открытия, изобретения всегда содержат МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СДВИГ. Вот как, например, описывает проявление МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА В.Карцев в книге "Приключения великих уравнений", в связи с работами Герца. Правда, самого понятия МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СДВИГ он не применяет.

4. «Трудно сейчас представить себе бурю, вызванную открытиями Герца. Для физиков они, прежде всего, означали полный триумф "Уравнений Максвелла" (триумф новой ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ, прим. авт.) и крах всех других электродинамических теорий.

Все неисчислимое бумажное многопудье курсов электродинамики Неймана, Вебера, Гельмгольца и множества других авторов нашло себе вечную гавань в пыльных архивах науки, уступив место нескольким строкам максвелловых уравнений.

Открытия Герца привлекли к себе внимание самых широких слоев общества – ведь суть вновь открытых "волн Герца", "лучей Герца" была довольно легко доступна для понимания. Многие сразу же предложили создать новую систему связи – без столбов, проводов и кабелей».

Но обратите внимание на интересный момент, о котором мы уже упоминали, связанный с явлением МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА. Его творцы часто сами не понимают значения своих работ. Герц, например, так ответил одному из энтузиастов внедрения его открытий для целей беспроводной связи (цитируется по книге Карцева).

"Электрические колебания в трансформаторах и телефонах слишком медленные... Если бы вы были в состоянии построить вогнутые зеркала размером с материк, то вы могли бы поставить намеченные опыты, но практически сделать ничего нельзя: с обычными зеркалами вы не обнаружите ни малейшего действия. По крайне мере, я так думаю". Более того, Герц даже предлагал и настаивал на прекращении дальнейших исследований радиоволн вообще, как бесполезных.

Но как показывает жизнь, уж если процесс МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА "пошел", то остановить его трудно. Прошло всего несколько лет, и была изобретена радиосвязь.

После таких описаний будем считать, что существование такого явления как МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СДВИГ нами признано, понято, и мы перейдем теперь к более глубокому его изучению в более узких областях, близких к теме нашего повествования.

Наши рекомендации