Тема: Основы теории принятия управленческих решений
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: Основы теории принятия управленческих решений
Тема практической работы: Разработка «дерева целей» предприятия.
Цель практической работы:
Научиться правильно формулировать цели предприятия, строить «дерево целей» предприятия.
При выполнении практической работы нужно:
Знать:
- характеристику и классификацию целей;
- схему ранжирования целей;
- назначение «дерева целей».
Уметь:
- формулировать цель фирмы в конкретной ситуации;
- строить «дерево целей» фирмы.
Методические указания
Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные.
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что:
• цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;
• цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
Иерархия целей играет очень важную роль, так как она устанавливает «связность» организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение целей организации в целом.
Содержание задания
Этап I
Цели фирмы
Ситуация 1
Предприятие «А» производит и реализует через коммерческие киоски дешевые значки с различными модными надписями. Одновременно предприятие готовится к выпуску дорогих сувениров (чеканки, бронзовых статуэток): закупает сырье, оборудование, обучает кадры.
Анализ целей. Положение данного предприятия определяется двумя факторами:
1) требуются средства для финансирования нового дорогостоящего оборудования по производству сувениров;
2) существующий источник финансирования (выручка от продажи значков) нестабилен, так как, по предположению производителей, мода на данный вид товара краткосрочна. Следовательно, предприятию «А» необходимо «выжать» из значков все, что можно, пока не прошла мода. Основной ориентир — краткосрочная цель.
Задание:Сформулируйте цель предприятия в этой ситуации.
Ситуация 2
Предприятие «Б» начинает производить новый лак для пола под названием «Осинка». Этот лак более долговечен, чем имеющийся на рынке. Известно, что конкуренты через месяц выбросят на рынок аналогичные по качеству лаки «Березка» и «Дубок».
Анализ целей. Предприятие «Б» будет заинтересовано в быстром насыщении рынка и в росте сбыта для занятия доминирующего положения на рынке долговечных лаков для пола. Доминирующее положение -основа для контроля рынка в дальнейшем и получения стабильного дохода. Следовательно, предприятие в своей деятельности будет ориентироваться на долгосрочные цели, ради которых поступится частью текущей прибыли.
Задание:Сформулируйте цель предприятия в этой ситуации.
Ситуация 3
Предприятие «С» является маленькой частной авторемонтной станцией, организованной тремя компаньонами. Владельцы фирмы пытаются продать огромный шикарный «Кадиллак», на сборку и отделку которого затрачены последние средства фирмы. Однако, экономическая ситуация на автомобильном рынке такова, что успехом у покупателей пользуются маленькие и дешевые машины. События происходят во время одного из самых разрушительных экономических кризисов конца 20-х годов XX века.
Анализ целей. Положение предприятия «С» крайне тяжелое: 1) неблагоприятная общеэкономическая обстановка (кризис); 2) все денежные средства вложены в производство.
Задание: Сформулируйте главную цель фирмы в описываемой ситуации. Предложите возможные пути ее достижения.
Ситуация 4
Предприятие «Д» издает газеты. Цены на бумагу и красители к началу очередной подписной кампании выросли в 2—3 раза. Если значительно повысить цену на газеты, то подписчики или переключатся на другие издания, или сократят подписку на любые газеты вообще.
Анализ цели. Предприятие «Д» находится в тяжелом положении.
Лучший выход — добиться, чтобы повышение оптовых цен на сырье как можно меньше отразилось на потребителях.
Задание:Сформулируйте цель в данной ситуации.
Этап II
Построение «дерева целей»
Задание1
ОАО «Кубарус-молоко» производит выпуск молочных продуктов, сливочного масла, мороженого, сыров, творога и др. Реализация продукции осуществляется магазинами города, имеется сеть фирменных магазинов, часть продукции реализуется в прилегающих районах.
Задание2
Швейное предприятие- ОАО «Шатл» осуществляет пошив швейных изделий (халатов, рабочей спецодежды и др.). Реализуется продукция торговыми точками города и прилегающих районов.
Задание 3
Косметический салон «Клеопатра» оказывает следующие услуги населению:
-мужская и женская стрижка волос;
-маникюр и педикюр;
-массаж лица и др.
В штате салона работают высококлассные специалисты: парикмахеры, массажисты. Салон работает ежедневно с 8 до 20 ч.
Необходимо:
Изобразить модель предприятия в виде “дерева целей”:
- Сформулировать общую цель предприятия.
- Показать ключевые цели предприятия.
- Показать подцели (2-3) по каждой из ключевых целей.
Контрольные вопросы
1.Дайте определение понятиям: «общие цели», «промежуточные цели», «подцели».
2.В чем разница между общими и специфическими целями?
3 Для чего осуществляется ранжирование целей?
4 По какой схеме строится «дерево целей»?
Состав отчета:
1. Выполнение заданий
2. Ответы на контрольные вопросы
Рекомендуемая литература:
Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Задание
1. Изучите правила подготовки делового совещания.
2. Разработайте согласно правилам план мероприятий по подготовке и проведению делового совещания.
Правила подготовки делового совещания:
1.Определить тему проведения совещания.
2.Обосновать актуальность, целесообразность выбранной темы.
3.Определить повестку дня: разработать круг вопросов, освещение которых позволит раскрыть данную тему, назначить выступающих по каждому вопросу.
4.Определить качественный и количественный состав участников совещания.
5.Назначить день и время проведения.
6.Выбрать место проведения совещания.
7.Описать деятельность по подготовке участников совещания:
· кто проводит консультирование по каждому вопросу (экономист, инженер, научный консультант, представитель администрации, заместитель директора по определенному вопросу, начальник подразделения, отдела и т.д.);
· где получить информацию по каждому вопросу (отдел кадров, служба маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия, ОТК и др.);
· информирование о проведении, повестка дня.
8.Определить продолжительность совещания, регламент.
9.Просчитатьвозможные итоги совещания:
· спрогнозировать выводы, сформулировать возможные решения, к которым придут участники совещания;
· определить тех,кто и в какие сроки должен выполнить определенный объем работ;
· определить формы подведения итогов совещания.
10.Составить проект информирования об итогах совещания (приказ, информация на сайте, информация в СМИ и др.)
11.Определить круг лиц, осуществляющих контроль за выполнением принятого решения.
План подготовки делового совещания (рекомендации):
1.Тема совещания.
2. Актуальность, целесообразность выбранной темы.
3.Повестка дня.
4.Состав участников совещания.
5.Назначить день и время проведения.
6.Выбрать место проведения совещания.
7.Описать деятельность по подготовке участников совещания:
· кто проводит консультирование по каждому вопросу (экономист, инженер, научный консультант, представитель администрации, заместитель директора по определенному вопросу, начальник подразделения, отдела и т.д.);
· где получить информацию по каждому вопросу (отдел кадров, служба маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия, ОТК и др.);
· информирование о проведении, повестка дня.
9.Определить продолжительность совещания, регламент.
10.Просчитатьвозможные итоги совещания:
· спрогнозировать выводы, сформулировать возможные решения, к которым придут участники совещания;
· определить тех,кто и в какие сроки должен выполнить определенный объем работ;
· определить формы подведения итогов совещания.
11.Составить проект информирования об итогах совещания (приказ, информация на сайте, информация в СМИ и др.)
12.Определить круг лиц, осуществляющих контроль за выполнением принятого решения.
План мероприятий по подготовке и проведению делового совещания:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования к отчету
Отчет о работе должен содержать:
- название темы и цель работы;
- выполненные задания
Рекомендуемая литература:
Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Потребности А.Маслоу
Самовыражение Уважение Социальные | -Вторичные |
Безопасности и защищенности Физиологические | -Первичные |
*Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом.
*Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры.
*После того, как потребность удовлетворенна, ее мотивирующие воздействия прекращаются.
Методы удовлетворения потребностей высших уровней:
Социальные потребности
-давать сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться;
-создавать на рабочих местах дух единой команды;
-проводить с подчиненными периодические совещания;
-создавать условия для социальной активности членов организации
Потребности в уважении
-предлагать подчиненным более содержательную работу;
-обеспечить им положительную обратную связь с достигнутыми результатами;
-высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты;
-продвижение по служебной лестнице;
-обеспечить обучение и подготовку;
Потребность в самовыражении
-обеспечить подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал;
-давать подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи;
-поощрять и развивать творческие способности;
Теория Мак Клелланда
Три потребности, мотивирующие человека - это потребности власти , успеха и принадлежности.
1.потребность власти - желание человека оказывать воздействие или влияние на других людей, одним из направлений реализации этой потребности может быть деление полномочий, т.е. право распределять ресурсы (материальные, финансовые и трудовые)
2.потребность успеха - может быть удовлетворена путем успешного выполнения работы или отдельного ее этапа.
3.потребность принадлежности или причастности - стремление людей к социальному общению, оказание взаимной помощи, налаживание дружеских отношений.
Теория Герцберга
1.Потребности делятся на гигиенические (политика администрации фирмы, условия работы, заработная плата и др.) и мотивации – самым непосредственным образом, связанная с характером выполняемой работы (успех, продвижение по служебной лестнице, признание и одобрение результатов и др.)
2.Принципиальное отличие первой категории заключается в том, что наличие или отсутствие гигиенических факторов не могут соответствующим образом мотивировать человека. В то же время наличие факторов второй группы вызывает людей удовлетворение от работы и повышает степень мотивации. Именно на такие факторы должен в первую очередь обращать внимание менеджер при работе с персоналом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
Проективная методика
Примеры проективных вопросов:
ü Что может побудить человека уволиться?
ü В каких ситуациях оправдана ложь?
ü Что стимулирует людей работать наиболее эффективно?
ü Почему одни люди добиваются успеха, а другие терпят неудачу в жизни?
ü Опишите самый типичный конфликт в коллективе. В чем его причины?
Правила проведения проективного интервью:
• Вопрос должен быть направлен на оценку других людей, что делает человека более раскованным
• Вопросы задаются в быстром темпе и отвечающего просят дать первый ответ, пришедший в голову.
• Форма вопроса должна быть открытой (т.е. вопрос начинается с вопросительного слова и предполагает развернутый ответ или объяснение)
• Вопросы не должны задаваться подряд тематическими блоками, что не дает кандидату понять принцип проведения интервью и «подстроиться»
• Желательно наличие смысловой связи вопросов с контекстом, чтобы не привлекать к ним особого внимания кандидата
Параметры метапрограмм
Метапрограммы –способы мышления человека, на основании которых строится его поведение
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
Общие положения.
Аттестация- процедура определения квалификации, уровня знаний, практических и деловых навыков, понимания сотрудником своих целей, задач и функций, а также определение степени эффективности их выполнения
Этапы подготовки и проведения аттестации
1. Определение целей и ожидаемых результатов аттестации
2. Разработка технологии аттестации (ЛНА)
3. Проведение разъяснительной работы с сотрудниками компании
4. Издание приказа, утверждение графика и ознакомление сотрудников
5. Проведение инструктажа для членов аттестационной комиссии
6. Проведение аттестации, составление протокола
7. Анализ результатов и ознакомление с ними сотрудников
8.Принятие решение по результатам аттестации, издание приказа
Группы показателей используемых при оценке результативности труда:
Перечень показателей оценки результатов труда по некоторым должностям руководителей и специалистов
Должности | Перечень показателей оценки результатов труда |
Руководитель организации | § Прибыль § Рост прибыли § Рентабельность производства § Показатели оборачиваемости капитала § Доля на рынке § Конкурентоспособность продукции |
Линейные руководители (начальники производств, цехов, мастера) | § Выполнение плановых заданий по объему и номенклатуре § Динамика объема производства § Динамика производительности труда § Снижение издержек производства § Количество рекламаций и их динамика § Показатели качества выпускаемой продукции § Величина и потери от простоев § Коэффициент текучести кадров |
Руководитель службы управления персоналом | § Производительность труда и ее динамика § Снижение нормативной трудоемкости производимой продукции § Удельный вес технически обоснованных норм § Уровень заработной платы на единицу продукции и его динамика § Коэффициент текучести кадров и его динамика § Количество вакантных мест § Количество претендентов на одно вакантное место § Показатели по обучению и повышению квалификации персонала § Затраты на персонал в издержках производства (удельный вес и динамика) |
Менеджер по персоналу | § Количество вакантных мест в организации § Количество претендентов на одно вакантное место § Коэффициент текучести по категориям персонала и подразделениям |
Общие положения.
1.1.Цели аттестации
1.2.Задачи аттестации
1.3.Очередность проведения аттестации
СОГЛАСОВАНО
________________________ ________________ ______________________
Должность подпись Ф.И.О.
________________________ ________________ ______________________
Должность подпись Ф.И.О.
С Положением об оценке/аттестации ознакомлен
(Оригинал Положения хранится у работодателя)
(Подпись работников об ознакомлении с Положением - на дополнительном листе или в специальном журнале)
________________________ ________________ ______________________
Должность подпись Ф.И.О.
________________________ ________________ ______________________
Должность подпись Ф.И.О.
2.Порядок выполнения:
2.1. Ознакомиться с методическими указаниями по выполнению практической работы.
2.2.ЗаполнитьМатрицу результативности
Индивидуальный план сотрудника
Сотрудник Должность
Руководитель Подразделение
Цели, задачи | Вес, % | Единицы измерения | Плановые показатели | Фактические показатели | Взвешенная оценка выполнения плана |
Итого: |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10
Требования к отчету
Отчет о работе должен содержать:
- название темы и цель работы;
- выполненные задания
Рекомендуемая литература:
Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент»
[1] См. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ от 01.02.2005 №110
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: Основы теории принятия управленческих решений
Тема практической работы: Разработка «дерева целей» предприятия.
Цель практической работы:
Научиться правильно формулировать цели предприятия, строить «дерево целей» предприятия.
При выполнении практической работы нужно:
Знать:
- характеристику и классификацию целей;
- схему ранжирования целей;
- назначение «дерева целей».
Уметь:
- формулировать цель фирмы в конкретной ситуации;
- строить «дерево целей» фирмы.
Методические указания
Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные.
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что:
• цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;
• цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
Иерархия целей играет очень важную роль, так как она устанавливает «связность» организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение целей организации в целом.
Содержание задания
Этап I
Цели фирмы
Ситуация 1
Предприятие «А» производит и реализует через коммерческие киоски дешевые значки с различными модными надписями. Одновременно предприятие готовится к выпуску дорогих сувениров (чеканки, бронзовых статуэток): закупает сырье, оборудование, обучает кадры.
Анализ целей. Положение данного предприятия определяется двумя факторами:
1) требуются средства для финансирования нового дорогостоящего оборудования по производству сувениров;
2) существующий источник финансирования (выручка от продажи значков) нестабилен, так как, по предположению производителей, мода на данный вид товара краткосрочна. Следовательно, предприятию «А» необходимо «выжать» из значков все, что можно, пока не прошла мода. Основной ориентир — краткосрочная цель.
Задание:Сформулируйте цель предприятия в этой ситуации.
Ситуация 2
Предприятие «Б» начинает производить новый лак для пола под названием «Осинка». Этот лак более долговечен, чем имеющийся на рынке. Известно, что конкуренты через месяц выбросят на рынок аналогичные по качеству лаки «Березка» и «Дубок».
Анализ целей. Предприятие «Б» будет заинтересовано в быстром насыщении рынка и в росте сбыта для занятия доминирующего положения на рынке долговечных лаков для пола. Доминирующее положение -основа для контроля рынка в дальнейшем и получения стабильного дохода. Следовательно, предприятие в своей деятельности будет ориентироваться на долгосрочные цели, ради которых поступится частью текущей прибыли.
Задание:Сформулируйте цель предприятия в этой ситуации.
Ситуация 3
Предприятие «С» является маленькой частной авторемонтной станцией, организованной тремя компаньонами. Владельцы фирмы пытаются продать огромный шикарный «Кадиллак», на сборку и отделку которого затрачены последние средства фирмы. Однако, экономическая ситуация на автомобильном рынке такова, что успехом у покупателей пользуются маленькие и дешевые машины. События происходят во время одного из самых разрушительных экономических кризисов конца 20-х годов XX века.
Анализ целей. Положение предприятия «С» крайне тяжелое: 1) неблагоприятная общеэкономическая обстановка (кризис); 2) все денежные средства вложены в производство.
Задание: Сформулируйте главную цель фирмы в описываемой ситуации. Предложите возможные пути ее достижения.
Ситуация 4
Предприятие «Д» издает газеты. Цены на бумагу и красители к началу очередной подписной кампании выросли в 2—3 раза. Если значительно повысить цену на газеты, то подписчики или переключатся на другие издания, или сократят подписку на любые газеты вообще.
Анализ цели. Предприятие «Д» находится в тяжелом положении.
Лучший выход — добиться, чтобы повышение оптовых цен на сырье как можно меньше отразилось на потребителях.
Задание:Сформулируйте цель в данной ситуации.
Этап II
Построение «дерева целей»
Задание1
ОАО «Кубарус-молоко» производит выпуск молочных продуктов, сливочного масла, мороженого, сыров, творога и др. Реализация продукции осуществляется магазинами города, имеется сеть фирменных магазинов, часть продукции реализуется в прилегающих районах.
Задание2
Швейное предприятие- ОАО «Шатл» осуществляет пошив швейных изделий (халатов, рабочей спецодежды и др.). Реализуется продукция торговыми точками города и прилегающих районов.
Задание 3
Косметический салон «Клеопатра» оказывает следующие услуги населению:
-мужская и женская стрижка волос;
-маникюр и педикюр;
-массаж лица и др.
В штате салона работают высококлассные специалисты: парикмахеры, массажисты. Салон работает ежедневно с 8 до 20 ч.
Необходимо:
Изобразить модель предприятия в виде “дерева целей”:
- Сформулировать общую цель предприятия.
- Показать ключевые цели предприятия.
- Показать подцели (2-3) по каждой из ключевых целей.
Контрольные вопросы
1.Дайте определение понятиям: «общие цели», «промежуточные цели», «подцели».
2.В чем разница между общими и специфическими целями?
3 Для чего осуществляется ранжирование целей?
4 По какой схеме строится «дерево целей»?
Состав отчета:
1. Выполнение заданий
2. Ответы на контрольные вопросы
Рекомендуемая литература:
Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4