Законодательство о приватизации. Общая характеристика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.12.2001 N 178-ФЗ (РЕД. ОТ 07.12.2011 С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВСТУПИВШИМИ В СИЛУ С 01.01.2013) "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА"

Законодательство о приватизации представляет собой раздел хозяйственного законодательства, в состав которого входят акты Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований (ст. 4 Закона о приватизации) В этой области действует многоуровневое правовое регулирование. Основные нормативные акты — это акты федерального уровня, т. е. законодательство о приватизации состоит из Закона о приватизации и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Причем нормы о приватизации, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Закону о приватизации.

Вопросы приватизации — сфера совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Закон о приватизации (ст. 4) не включает в состав законодательства о приватизации правовые акты муниципальных образований. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством о приватизации (п. 3 ст. 4 Закона).

Законодательство о приватизации формируется и по другим критериям (по отраслям экономики, группам предприятий, регионам, конкретным объектам). Например, региональные особенности приватизации государственного имущества в Москве и Московской области получили закрепление в указах и распоряжениях Президента РФ.

Приватизация в России осуществлялась и осуществляется до сих ио следующей схеме: сначала предприятия приватизируются, а затем ввиду отсутствия инвесторов и соответственно инвестиций попадают в список неплатежеспособных. На стадии приватизации санация и реструктурирование промышленных предприятий, как правило, не применяются. Средства, полученные от приватизации объектов, поступают в бюджет и не направляются конкретно на развитие приватизированных предприятий.

На наш взгляд, вопросы санации и реструктурирования предприятий (включая и те, которые уже приватизированы) должны получить закрепление в специальном законе. Санация — это не только судебная процедура, применяемая к несостоятельному должнику в соответствии с Законом о несостоятельности. Она представляет собой и государственную финансовую поддержку предприятий, которые нуждаются в санации.

20. Правовое положение Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Росимущество является уполномоченным органом исполнительной власти в Российской Федерации, главная задача которого состоит в осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти); - осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства

Среди проблем, возникших в Российской Федерации на данный момент, немаловажную роль играют организационно - правовые вопросы эффективного и рационального управления в постоянно меняющихся социально - экономических условиях собственностью, а так же и государственной собственностью.

Росимущество осуществляет свою деятельность на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008г. № 432 "О Федеральном агентстве по управлению Федеральным имуществом", и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти". Как следует из Постановления, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти. В первую очередь, орган исполнительной власти - это наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории. Является государственным учреждением, обладающим относительной самостоятельностью, а так же структурной организацией. Так же является частью системы органом исполнительной власти Российской Федерации

Определяя специфику административно-правового статуса органа исполнительной власти, ученые выделяют ряд характеризующих его признаков:

- орган исполнительной власти является государственным учреждением;

- орган исполнительной власти является самостоятельным структурным образованием государственного аппарата;

- орган исполнительной власти всегда действует от имени государства в рамках, закрепленной за ним компетенции в целях решения задач, стоящих перед государством;

- орган исполнительной власти это орган, осуществляющий функции исполнительной власти, наделенный полномочиями государственно-властного характера.

Обобщив перечисленные признаки, можно сказать, что орган исполнительной власти – это государственное учреждение, являющееся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата, представляющий собой организованный коллектив людей, действующий в рамках закрепленной за ним компетенции от имени государства и в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом, и осуществляющий функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектов, и наделенный для этого полномочиями государственно-властного характера.

Наши рекомендации