Среда косвенного воздействия, ее состав и влияние на деятельность предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса
Разработка стратегии деятельности любой организации -коммерческой, общественной, муниципальной - начинается с анализа внешней среды. От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии.
Внешняя среда - это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений
Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на функционирование фирмы, но тем не менее сказываются на ее результатах. Эти факторы можно подразделить на государственно-политические, экономические, социально- демографические, международные, научно-технологические и правовые.
1. Государственно-политические факторы. Фактор политической стабильности играет весьма существенную роль как для зарубежных, так и для отечественных фирм. Фактор государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственная поддержка, с одной стороны, может стимулировать деятельность фирмы (субсидии, налоговые льготы, кредиты, юридические услуги), с другой - действия государства могут быть ограничивающими, запрещающими (обеспечение производственной безопасность, качество товаров и др.).
2. Экономические факторы. Число экономических факторов, оказывающих влияние на деятельность фирм, велико и многообразно, например:
- инфляция сокращает покупательную способность потребителей и реальный спрос на товары и услуги;
- новые налоги изменяют распределение доходов, приводят к переменам в покупательной способности фирм и населения;
- уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предпринимательские структуры;
- уровень занятости определяет наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы персонала.
3. Социально-демографические факторы. Социально-демографическая среда включает две группы факторов, оказывающих наибольшее воздействие на производственно- хозяйственную деятельность фирм: социокультурные и демографические.
4. Международные факторы. Международные события большого значения (крупные политические события, войны, катастрофы и т. д.) оказывают косвенное влияние на деятельность и выживание фирм в различных странах, выходящих на мировые рынки.
5. Научно-технологические факторы. Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который активно воздействует на предпринимательство (например, в области компьютеризации, информационных технологий и т. д.). 6. Правовые факторы. Фирмы как хозяйствующие субъекты рынка действуют в рамках соответствующей правовой среды. С помощью законов и иных нормативных актов регулируется экономическое поведение фирм и их взаимоотношения с контрагентами - поставщиками, потребителями и персоналом. Законодательные акты определяют уровень налогов, таможенных пошлин, деятельность кредитнофинансовых структур.
7.Физико-географические факторы - наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности; физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций.
9 Среда непосредственного окружения, ее состав и влияние на деятельность предприятия ресторанно-гостиничного бизнесаФакторы прямого воздействия прямо и непосредственно влияют на темпы и масштабы развития предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса, на эффективность его деятельности. Весь спектр этих факторов выступает своеобразной системой ограничений.
1. Поставщики.
Поставщиками для фирмы являются организации или другие фирмы, обеспечивающие ее различными ресурсами. В зависимости от вида ресурса можно выделить:
-поставщиков сырья и материалов;
-поставщиков оборудования и энергии;
-поставщиков капитала (банки, др. финансовые структуры, акционеры, частные лица, государственные структуры, коммерческие и некоммерческие организации);
-поставщиков трудовых ресурсов (службы занятости, государственные и коммерческие структуры, учебные заведения и др.).
2. Потребители. Они формируют рынок сбыта. Под этим понимается следующее: выживание фирмы зависит от ее способности находить потребителей своей продукции и услуг и удовлетворять покупательские запросы. Классификация потребителей:
-непосредственные потребители: отдельные лица, домашние хозяйства, приобретающие товары и услуги для личного пользования);
-фирмы-производители, получающие товары и услуги для производственных целей;
-фирмы-посредники («промежуточные продавцы»), приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи;
-бюджетные организации и учреждения, покупающие товары и услуги для использования в своей сфере деятельности;
-иностранные потребители, приобретающие товары и услуги для личного и производственного потребления.
3. Конкуренты.
Конкуренты - один из наиболее динамичных внешних факторов. В условиях рынка руководители фирмы осознают, что если не удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как это делают конкуренты, то результаты деятельности фирмы могут быть весьма плачевны. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода продукцию можно продать и какую цену за нее запросить.
Классификация конкурентов:
-соперничество конкурирующих продавцов - (конкуренция между продавцами);
-конкуренция товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены - (конкуренция товаров);
-конкуренция, связанная с экономическими возможностями и рыночным потенциалом поставщиков - (конкуренция между поставщиками);
-конкуренция, связанная с экономическими возможностями и рыночным потенциалом покупателей - (конкуренция между покупателями);
-появление на рынке новых конкурентов (мощный толчок новых конкурентных столкновений на рынке.
4.Контактные аудитории.
Контактные аудитории - это внешние силы, которые оказывают непосредственное воздействие на принятие решений фирмы и преследуют различного рода интересы, связанные с ее деятельностью. Категорию «контактные аудитории» можно классифицировать следующим образом:
-государственные учреждения надзора и регулирования предпринимательской деятельности;
-средства массовой информации (рекламные агентства, газеты, журналы, радиостанции и телецентры);
-общественные организации (профсоюзы, гражданские группы общественного мнения и др.);
-местные контактные аудитории (общины, религиозные организации и др.)