Виды деятельности по проекту

В данном разделе описывается то, что потенциальный грантополучатель планирует сделать, чтобы выполнить задачи. Обычно это самая длинная часть заявки и, так как подобная работа лучше всего знакома НКО, она может быть очень конкретной и четкой. Также на этот раздел обычно уделяется больше всего внимания при написании заявки, даже если основной причиной для этого является тот факт, что именно осуществление видов деятельности дает представление о требуемом бюджете.

Виды деятельности могут включать такие знакомые пункты, как выпуск бюллетеней, проведение конференций, семинары, учебные занятия и предоставление услуг по консультированию и технической помощи. Организации часто предлагают либо растиражировать свою деятельность, либо выступить в качестве "зонтичной" структуры для формирования новых организаций, будь это кружки по прикладному искусству, группы для молодежи или пожилых, либо бизнес-предприятия.

Такие категории, как приобретение знаний и навыков, консультационная и техническая поддержка, обучение, формирование сети через бюллетени, или, в настоящее время через электронную почту, и иногда работа по организационному развитию, хорошо известны, прекрасно исследованы и широко применяемы практически всеми НКО. Для эксперта сложность в анализе этого раздела может быть многоплановой.

Наиболее важный вопрос - имеют ли предложенные виды деятельности четкую и возможную причинную связь с поставленными задачами. Эксперт должен суметь найти в заявке подтверждение следующему: если проводится деятельность А, то задача Б будет выполнена.

Далее, эксперт должен найти свидетельство тому, что потенциальный грантополучатель исследовал поле деятельности и убедился, что предлагаемая деятельность не проводится кем-либо другим. Это продемонстрирует эксперту, что может существовать потребность, которая в настоящий момент никем не удовлетворяется. Затем, так как большинство предлагаемых видов деятельности более или менее стандартны - к примеру, обучение - требуется направить анализ на качество предлагаемой деятельности. Кто будет проводить обучение, имеют ли преподаватели необходимую квалификацию? Будут ли разработаны и розданы обучающимся специальные материалы по учебным программам? Запланированы ли какие-либо мероприятия после завершения обучения, чтобы закрепить полученные навыки?

Именно на этом этапе потенциальный грантополучатель может предложить инновационные и творческие пути осуществления деятельности по проекту. Например, использование электронной почты вместо бюллетеней для обмена информацией и формирования сети, охватывающей большие пространства. Нововведения должны поощряться, но эксперт также должен задать вопросы: будет ли предложенный механизм работать, будет ли он эффективным, какие потребуются на это затраты?

Организации-грантодатели часто хотят узнать, поможет ли их поддержка самой организации-грантополучателю - как с точки зрения организационного развития, так и сточки зрения более качественного предоставления конкретных услуг. Зная об этом, составители заявки подчеркнут уникальность своей программы, описав ее как "пилотный проект".

Однако то, что на первый взгляд может показаться уникальным, часто оказывается не более чем воспроизведением известной модели в несколько иной ситуации или расширением ее на другой географический регион. И эксперт должен уметь различать расширенные проекты и истинно инновационные. Степень риска и вознаграждения в инновационных проектах может быть очень велика, поэтому организация-грантодатель должна прийти к продуманному заключению о таком виде инвестирования.

В расширенных проектах вопрос различия культурных и социальных условий становится важным вопросом для отражения в заявке. Если документ предлагает перенос хорошо испытанной модели из Соединенных Штатов в Россию, эксперт вправе ожидать анализа того, почему именно эта модель сработает, учитывая известные различия и общие характеристики в двух обществах, а также какую корректировку необходимо провести, если она вообще нужна, чтобы модель "подходила" к местным условиям.

Бюджет

Разные фонды предъявляют разные требование к составлению бюджета. Частные фонды обычно запрашивают менее подробные сведения, чем государственные. Предлагаемый формат бюджета удовлетворит большинство организаций, и с небольшими изменениями может быть использован для обращения как в частные, так и в государственные инстанции. Рекомендуемый бюджет состоит из трех разделов:

1) оплата труда;

2) основные расходы;

3) непрямые расходы.

Планируя бюджет, полезно заглянуть в разделы Цели и задачи для выработки подходящего плана. Например, программа, не требующая оплачиваемых работников для своего выполнения, будет дешевле программы с постоянным штатом. Всякий бюджет должен опираться на Цели и задачи. В контексте программы необходимо составить список необходимых должностей, используемого оборудования, требующихся принадлежностей, транспортных расходов и прочее. Это важно учесть, иначе может оказаться, что бюджет и проект не совпадут.

Фонды обычно желают знать, откуда будут взяты средства по окончании периода предоставления гранта. Необходимо предоставить план, который убедил бы спонсора насколько возможно, что будет достаточно средств по истечении срока предоставления гранта. Может быть, нынешнее финансирование не пойдет впрок, если в будущем году потребуется запрашивать еще большие суммы, чем в нынешнем. Возможно, что предприятие вряд ли принесет сколько-нибудь значительный доход в ближайшие два – три года.

Разовые приобретения – это приобретения, которые делаются лишь однажды в течение всего срока проекта. Сюда, например, относятся покупка автомобиля для подвоза клиентов, или покупка медицинского оборудования для больницы. В таком случае важно указывать, достаточно ли средств для использования приобретения надлежащим образом. Автомобиль, в частности, требует наличия шофера, топлива, ухода и ремонта. Аналогично, оборудование должно использоваться квалифицированными работниками.

Оценка

Оценка проекта нужна по двум причинам. Во-первых, следует оценить степень эффективности работы в целом, чтобы понять, насколько удалось достичь поставленных целей. Подобная оценка называется оценкой результатов.

Во-вторых, оценка может проводиться для получения сведений о ходе проекта. Это нужно, чтобы можно было откорректировать проект непосредственно в ходе выполнения. Такая оценка называется оценкой хода работы.

Многие планы оценки проектов субъективны по своей сути. Субъективные оценки обычно говорят нам о том, что люди думают о программе, но редко оценивают конкретные результаты ее работы. К примеру, оценка образовательной программы будет выявлять отношение к ней школьников, учителей, родителей и администрации, но не будет описывать осязаемого улучшения учебы прошедших программу школьников. Субъективизм часто влияет на оценку результатов.

Один из способов достичь более объективной, а зачастую и более профессиональной оценки - попросить какую-нибудь постороннюю организацию сделать оценку. Иногда возможно, чтобы такая организация сама предложила план оценки, способный быть предъявлен спонсору как часть заявки. Это не только обеспечит более объективную оценку, но и повысит уровень доверия к заявке.

Важно встроить план оценки в заявку, и приготовиться начать оценивать проект с самого старта. Очень трудно начать оценивать проект, когда он близок к завершению, так как в тот момент ряд ценных данных о ходе проекта может быть уже упущен.

Критерии оценки проектов по предоставлению субсидий и грантов для организаций на развитие Тульской области.

I. При проведении Конкурса на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности:

1)к качественным критериям оценки заявок относятся:

а) соответствие заявки целям, направлениям и условиям Конкурса;

б) соответствие уставной деятельности Участника Конкурса приоритетам социально-экономического развития Тульской области и/или муниципального образования, в котором осуществляет деятельность участник Конкурса;

в) значимость уставной деятельности Участника Конкурса для определенной социальной группы или нескольких групп, а не только для его членов;

г) полнота анализа и понимание Участником Конкурса сути социальной проблемы, которую решает участник Конкурса в процессе реализации уставной деятельности, ее причин и следствий;

д) наличие у участника Конкурса квалифицированного персонала и подготовленных сотрудников, а также лиц, привлеченных на договорных и иных условиях, участвующих в реализации уставной деятельности;

е) представление в заявке перспектив деятельности Участника Конкурса после получения финансовой поддержки;

ж) наличие рекомендательных писем об осуществлении уставной деятельности Участником Конкурса.

Заявка оценивается экспертами по каждому критерию отдельно по шкале от 0 до 2 баллов;

2)к количественным критериям оценки заявок относятся:

а) вложение привлеченных из иных источников либо собственных средств Участника Конкурса в реализацию уставной деятельности в текущем году от суммы запрашиваемой субсидии:

в размере от 20 до 50 процентов - 1 балл;

в размере от 51 до 80 процентов - 2 балла;

в размере 81 процент и выше - 3 балла.

б) количество граждан, которые принимают активное участие в реализации уставной деятельности Участника Конкурса:

от 5 до 50 человек – 1 балл;

от 51 до 100 человек – 2 балла;

101 человек и выше – 3 балла.

в) количество партнеров у Участника Конкурса. Под партнерами понимаются организации, которые вкладывают организационные, материальные или финансовые ресурсы в осуществление уставной деятельности Участника Конкурса:

от 1 до 2 партнеров – 1 балл;

от 3 до 5 партнеров – 2 балла;

6 и более партнеров – 3 балла.

г) измеряемость предполагаемых улучшений в уставной деятельности Участника Конкурса в результате получения субсидии - наличие в заявке показателей, позволяющих оценить результаты субсидирования:

от 1 до 3 показателей изменения ситуации – 1 балл;

от 4 до 7 показателей – 2 балла;

более 7 показателей – 3 балла.

д) результаты от получения субсидии не должны быть отдалены во времени:

достижение результата за пределами одного года с момента получения поддержки – 0 баллов;

достижение результата в течение одного года – 1 балл.

е) соответствие заявленных Участником Конкурса затрат направлению уставной деятельности данного Участника Конкурса, по которому запрашивается субсидия:

все 100% затрат, указанных в смете Участника Конкурса, соответствуют направлению уставной деятельности по которому запрашивается субсидия – 1 балл;

затраты, указанные в смете Участника Конкурса, частично соответствуют направлению уставной деятельности по которому запрашивается субсидия –– 0 баллов.

II. По Конкурсу на предоставление грантов, предоставляемых в форме субсидий, на возмещение части затрат, связанных с реализацией социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций:

1) к качественным критериям оценки заявок относятся:

а) соответствие поданного проекта целям, направлениям и условиям Конкурса;

б) актуальность решаемой проектом проблемы для муниципального образования, прогноз влияния проекта на общественное мнение;

в) значимость проекта для определенной социальной группы, а не только для Участника Конкурса;

г) полнота анализа и понимание Участником Конкурса сути социальной проблемы, ее причин и следствий, использование разных источников информации при постановке проблемы;

д) наличие логической связи между проблемой, целями и задачами проекта, продуманность последовательности действий, а также соответствие запланированных мероприятий целям и задачам проекта;

е) вероятность выполнения проекта заявленными методами в указанные сроки;

ж) наличие квалифицированного персонала, реализующего проект;

з) представление в проекте перспектив деятельности Участника Конкурса в обозначенном направлении после окончания финансирования по гранту;

и) наличие рекомендательных писем об осуществлении уставной деятельности и реализации социального проекта участником Конкурса.

Заявка оценивается экспертами по каждому критерию отдельно по шкале от 0 до 2 баллов;

2) к количественным критериям оценки заявок относятся:

а) вложение привлеченных из иных источников либо собственных средств Участника Конкурса в реализацию социального проекта от суммы запрашиваемого гранта:

в размере от 20 до 50 процентов - 2 балла;

в размере от 51 до 80 процентов - 3 балла;

в размере 81 процент и выше - 4 балла.

б) планирование вложения привлеченных из иных источников либо собственных средств участника Конкурса в реализацию социального проекта от суммы запрашиваемого гранта:

в размере от 20 до 50 процентов - 1 балл;

в размере от 51 до 80 процентов - 2 балла;

в размере 81 процент и выше - 3 балла.

в) количество граждан, которые будут принимать активное участие в реализации проекта:

от 5 до 20 человек – 1 балл;

от 21 до 50 человек – 2 балла;

свыше 51 человека – 3 балла.

г) количество партнерских организаций, которые примут участие в реализации проекта. Под партнерами понимаются организации, которые вкладывают организационные, материальные или финансовые ресурсы в осуществление деятельности по проекту:

от 1 до 2 партнеров – 1 балл;

от 3 до 5 партнеров – 2 балла;

6 и более партнеров – 3 балла.

д) измеряемость предполагаемых результатов проекта - наличие в заявке показателей, позволяющих оценить результаты проекта:

от 1 до 3 показателей изменения ситуации – 1 балл;

от 4 до 7 показателей – 2 балла;

более 7 показателей – 3 балла.

е) результат проекта не должен быть отдален во времени, его можно показать непосредственно к моменту окончания проекта:

достижение результата за пределами одного года с момента получения поддержки – 0 баллов;

достижение результата в течение одного года – 1 балл.

ж) соответствие понесенных и (или) запланированных Участником Конкурса расходов предполагаемой деятельности по проекту:

все 100% затрат, указанных в смете Участника Конкурса, соответствуют предполагаемой деятельности по проекту– 1 балл;

затраты, указанные в смете Участника Конкурса, частично соответствуют предполагаемой деятельности по проекту –– 0 баллов.


Наши рекомендации